Как сделать Пермь центром европейской философской мысли, рассказывают молодые пермяки, создавшие свое издательство.
Скоро свой первый год деятельности отметит издательство Hyle Press, созданное двумя молодыми философами из Перми. Факт этот выглядит еще более удивительным, если знать, что издательство переводит и выпускает книги современных европейских философов. Продаются книги в московских и питерских магазинах, а рецензии на них появляются в «Коммерсанте».
О первых шагах провинциального издательства рассказали его создатели Яна Цырлина и Дмитрий Вяткин.
Как вы решали самую важную проблему стартапа – финансовую? Где вы взяли деньги, выиграли грант?
– Возможно, вам покажется странным, но финансовая сторона в данном случае вторична, потому что по российским бизнес-меркам эти затраты незначительны. Мы вложили свои небольшие личные средства. В этом проекте намного дороже символический капитал – наличие каких-то связей и отношений с издателями, книжными магазинами, зарубежными издательствами и, конечно, авторами. Обычно такую литературу издают европейские университетские издательства или крупные издательские дома со своей историей, а тут права на издание книги просят ребята с Урала. Прежде всего нам должны были поверить.
Другими словами, чтобы зайти на этот рынок, надо быть своим?
– В общем, да. Надо уметь встроиться и найти общий язык с участниками рынка. В нашем случае получилось удачно состыковать две среды – философскую и книжную, поскольку мы оба получили философское образование и при этом имели довольно серьезный опыт работы с независимым книжным магазином «Пиотровский». В нем мы организовывали разные проекты. Среди них была и «Зимняя философская школа. Онтологический поворот в современной философии», для участия в которой к нам в Пермь приезжал Йоэль Регев и другие известные философы. Личное знакомство много значит, мы всегда могли попросить у них письменную рекомендацию, и это помогло решить многие проблемы начинающих издателей.
Сейчас, когда у нас уже изданы 4 книги, объяснять, чем ты занимаешься, стало намного легче.
Дорого стоят авторские права на современную философскую книгу?
– В среднем цена на права колеблется от 500 до 700 долларов за тираж от 750 до 1000 экземпляров, плюс к этому налоги и еще некоторые издержки, за счет чего стоимость прав для нас получается выше, чем их номинальная издательская цена.
Печать книг ведь тоже удовольствие не из дешевых?
– Это было дорого, но сейчас технологии цифровой печати радикально изменили ситуацию. Можно печатать не весь тираж, а, допустим, треть, уменьшая оборотные средства, требуемые для издания книги, почти в три раза. К тому же отпадает необходимость в наличии склада. Напечатанная треть тиража без остатка доходит до магазинов и буквально в течение полутора месяцев распродается; часть этих денег идет на допечатку. Особенно это эффективно, когда печатаются сразу несколько книг: соответственно и скорость оборота средств возрастает в несколько раз. Все вместе это составляет практику, обычно называемую small press.
Сейчас мы думаем, как еще можно оптимизировать затраты на печать. Возможно, что-то будем печатать в Екатеринбурге, что-то в Москве, а что-то в Перми.
Какой у вас максимальный тираж?
– Обычно 1000 экземпляров. Для той ниши гуманитористики, которой мы занимаемся, – это предел и считается неплохим тиражом. Помнится, в начале 90-х на излете советского времени тиражи философской литературы могли достигать 25 тысяч. Сейчас ситуация стала намного хуже.
Занимаетесь ли вы продвижением своей литературы?
– Специально не занимаемся. Сейчас наши книги продаются в самых известных независимых книжных магазинах Москвы, Питера, Екатеринбурга, таких как «Фаланстер», «Циолковский», «Все свободны», «Порядок слов». Всего 16 магазинов страны берут на реализацию наши книги, а к концу года их будет 25. У каждого такого магазина есть свои группы в социальных сетях, где подробно анонсируются все книги, в том числе и наши. Мы, правда, самостоятельно делаем анонсы на специализированных философских ресурсах и в пабликах нашего издательства, вот и все.
Ваши издания представлены в столичных магазинах, одна из книг удостоилась рецензии «Коммерсанта», но главное – книги покупают. Значит, вы правильно вычислили нишу и предложили то, чего не хватало на книжном рынке?
– С одной стороны так, с другой – нет. Дело в том, что мы работаем с самым актуальным направлением философской мысли, которое появилось в нулевые и десятые годы нашего века. Это так называемый спекулятивный реализм. И эти работы в принципе не были представлены в России никоим образом: не были ни переведены, ни изданы.
И мы сами как философы, изучающие это направление, чрезвычайно нуждались в этих книгах, как и наши российские коллеги. И здесь в силу вступил уже просветительский мотив. Мы скорее не бизнес-нишу нашли, а в интеллектуальном мире открыли и сами же заполняем потребность.
Можно ли говорить о доходности, или об этом у стартапа даже спрашивать неприлично?
– Об этом пока речи не идет. Но мы сами решили на первом этапе оставлять большинство денег исключительно на развитие издательства.
После этого начального этапа становления уже можно будет думать как о привлечении средств со стороны за счет грантов и встраивания в различные культурно-гуманитарные программы, так и о выделении в доходах нашего издательства зарплатных статей для себя.
Какие планы у издательства Hyle Press на следующий год?
– Год 2017-й будет для нас во многом определяющим. В этом году в нашем издательстве выйдут 7-8 книг, а в следующем мы планируем издать 10-12. В идеале было бы неплохо закрепиться на 12-15 издаваемых в год книгах. Тогда уже можно будет говорить об отлаженной бизнес-модели, а значит, и о рентабельности.
Сейчас у нас есть четыре серии. Это «Исследование ужаса», в которой издана книга Бена Вударда «Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни», «Объектно-ориентрованная мысль», где вышла книга Грэма Хармана «Четвероякий объект, Метафизика вещей после Хайдеггера». Есть серия «Экспериментальный материализм», где вышла книга Йоэля Регева «Невозможное и совпадение. О революционной ситуации в философии». В серии «Неомонадология» мы издаем книги авторов, хотя уже и не принадлежащих нашему времени, но по тем или иным причинам попавшим в поле внимания современной гуманитарной мысли. В ней вышла книга социолога второй половины XIX века Габриэля Тарда «Монадология и социология». Еще будет пятая серия «По направлению к Делезу», где как раз будут собраны актуальные современные работы, посвященные философии Жиля Делеза. Это работы, вобравшие в себя его философию и пытающиеся развивать ее дальше в различных направлениях – философии, наук о жизни и даже архитектуры.
Скажите, а когда вы придумали Hyle Press, вам не говорили, что затевать философское издательство, да еще в провинции и без денег – это авантюра?
– Конечно, говорили. Но если все время слушать других, то ничего своего не создашь.