Ожидание и реальность: пермяки все же потратятся на новогодние покупки, однако будут экономить, отдавая предпочтение более дешевым товарам и недорогим брендам
Ноябрь и особенно декабрь традиционно отличаются ростом покупательской активности. Пермяки не исключение: в это время они активизируются и решаются на крупные покупки, будь то квартира, автомобиль или бытовая техника. Отличительной особенностью новогоднего сезона 2016 года станет более рациональный подход к серьезным покупкам и желание сэкономить. Эксперты связывают такое поведение и со стабилизирующимися ценами, при которых ажиотаж в магазинах сошел на нет, и с падением реальных доходов населения на протяжении последних двух лет.
Смартфон вместо холодильника
Объем покупок в 2016 году сократится, и говорить о резком повышении спроса на крупную бытовую технику, как в ажиотажном 2014 году, вряд ли стоит.
Два года назад из-за резких валютных колебаний и роста цен население спешило обменять дешевеющие рубли на реальные товары. «В декабре 2014 года в Перми, например, в магазинах сети «М.Видео» продажи электроники и бытовой техники выросли на 73%. В декабре 2015 года ажиотаж был меньше, поскольку за это время снизились доходы людей, следовательно, модель поведения можно было охарактеризовать как стремление к экономии», – говорит аналитик ГК ТелеТрейд Марк Гойхман.
Представитель компании «М.Видео» Валерия Андреева рассказала: «В 2015 году продажи в ноябре-декабре выросли на 50% по отношению к двум предыдущим месяцам. Среди лидеров традиционно – телевизоры, смартфоны и кухонная техника». Покупатели предпочитают готовиться к праздникам заранее, поэтому большинство подарков к Новому году было куплено в рамках акции «Черная пятница» в конце ноября. «В этом году в рамках «Черной пятницы» покупатели сделали более 58 тыс. заказов, что на 25% больше показателя прошлого года и на 70% – показателей обычного дня», – подчеркивает Валерия Андреева.
Причиной снижения спроса на крупные покупки эксперты называют сокращение реальных доходов населения в течение последних лет. Это отражается и на обороте розничной торговли. По данным Пермьстата, за 9 месяцев 2016 года объем продаж непродовольственных товаров в Пермском крае уменьшился на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Источник: Пермьстат
Кроме этого, по прогнозам аналитика ГК ТелеТрейд, не предвидится и сильного роста курса валюты. «Если и можно ожидать повышения спроса на технику в декабре 2016 года, то оно составит порядка 10%», – прогнозирует Марк Гойхман.
Спрос на бытовую технику перед Новым годом увеличится, но акцент потребителей все же будет сделан на экономии, выборе в пользу более дешевых товаров и отказе от дорогих брендов. «Пермяки в декабре будут тратить более рационально. В данных экономических условиях жители Перми сделают ставку на соотношение цены и качества, нежели на имидж покупки», – отмечает Рамник Кохли, глава Micromax в России и странах СНГ.
«Объем покупок бытовой техники и электроники в предновогодний период вырастает в 1,5 раза, – считает г-н Кохли. – Тем не менее пермяки, как и население России в целом, склонны экономить: в период кризиса они тщательно обдумывают свои траты и планируют их заранее. Но ближе к Новому году покупатели все равно становятся щедрее и позволяют себе потратить больше».
«Если спрос на технику в декабре и вырастет, то не более чем 10%».
Интерес к крупной бытовой технике сменится спросом на смартфоны. Лидером продаж в этом году станут гаджеты.
«В новогодний период чаще покупают мелкую и среднюю бытовую технику, нежели крупную, – подчеркивает собеседник. – С развитием технологий увеличивается спрос на смартфоны. Сейчас их меняют в среднем каждые 2-3 года, люди переходят на новые модели с улучшенным функционалом и возможностями. Так что, скорее всего, в ближайшее время смартфоны будут так или иначе входить в популярные новогодние покупки».
Квартирка под елкой.
Повышенный спрос отмечается в предновогодний период и на жилую недвижимость. По словам экспертов, это связано с принятием серьезных решений в конце года и активизацией банков по выдаче ипотечных кредитов.
«Интерес к покупке квартиры в предновогодний период заметен. Во-первых, люди, пытаясь подвести итоги прошедшего года, легче идут на совершение крупных покупок, в том числе с привлечением заемных средств. А во-вторых, к концу года большинство банков начинают активней выдавать кредиты, чтобы выполнить годовой план», – считает Ольга Козырева, исполнительный директор ООО «Р-Консалтинг».
Застройщики подтверждают увеличение числа заключенных договоров на покупку жилой недвижимости именно в конце года. Катализатором к покупке квартир стал последний год действия программы ипотеки с господдержкой. «В сравнении с ноябрем количество заключенных договоров в декабре в среднем увеличивается в несколько раз, – отмечает Михаил Бесфамильный, генеральный директор компании-застройщика «Орсо групп». – В какой-то степени роль играет психологический фактор – в предновогодний период человек опасается неизвестности. В 2016 году ситуацию с ускоренной покупкой недвижимости подогревает прекращение программы субсидирования ипотеки, предпосылок к продлению которой нет».
«Желая сократить расходы, пермяки выбирают квартиры меньших площадей».Эксперты по оценке недвижимости отмечают снижение спроса на покупку квартиры в 2016 году. «В этом году на фоне нестабильной ситуации в экономике страны и падения стоимости национальной валюты пермяки с опаской смотрят на ипотечное кредитование. Также уровень инфляции и постоянно плавающий размер ипотечной ставки отрицательно повлияли на покупательскую способность жителей Перми», – говорит г-жа Козырева.
Желая сократить расходы, пермяки выбирают квартиры меньших площадей. «Что касается покупательской способности, мы наблюдаем, как клиентов в большей степени интересуют квартиры меньшей площади. Хотя объективно стоимость квадратного метра в них выше. Например, разница стоимости «квадрата» в студии и трехкомнатной квартире на высоком этаже с отделкой «под ключ» составит примерно 11,5 тыс. рублей. Но покупатель все же не готов тратить большие суммы», – резюмирует Михаил Бесфамильный.
Источник: Sberbank CIB
Не премиум, но ладно
По оценкам участников рынка, в новогоднее время объем продаж автомобилей в Пермском крае возрастает на 10-15%.
«Декабрь 2014 года был пиковым в продажах, поскольку клиенты скупали все подряд, в декабре 2015 года ситуация была более стандартной, – оценивает исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии» Константин Бабиян. – В 2016 году объем продаж автомобилей BMW в Пермском крае практически не изменился. Таких сюрпризов и всплесков продаж, как в декабре 2014 года, ожидать не стоит».
Существенная мотивация для покупки автомобиля именно в 2016 году и для частных покупателей, и для лизингополучателей состоит в ожидаемом повышении цены на новые автомобили. «По предварительным оценкам, стоимость легковых автомобилей в 2017 году может вырасти в среднем на 5-15%», – прогнозирует заместитель директора автолизинговой компании CARCADE Юрий Еремин.
«Стоимость легковых автомобилей в 2017 году может вырасти в среднем на 5-15%».Как и в других сферах, на автопермяки вынуждены экономить, выбираяболее доступные марки. «После декабря
2014 года структура продаж автомобилей несколько изменилась. Если до этого преобладали серии Х1 и Х3, то в 2015-м и особенно в 2016-м 75% продаж всех автомобилей составляют BMW X3, Х5, Х6, – отмечает Константин Бабиян. – Это говорит о том, что средний класс отказывается от покупок автомобилей премиум-сегмента, делая выбор в пользу более доступных. Однако цены на автомобили стабилизируются, и мы надеемся, что в следующие несколько лет средний класс вернется к сегменту «премиум».
«Предпочтения покупателей сместились – они выбирают новые автомобили, подпадающие под действие программы кредитования с господдержкой, либо автомобили с пробегом за наличный расчет без привлечения заемных средств», – говорит Кристина Волкова, коммерческий директор региона «Урал» ЮниКредит Банка.
В отличие от всего рынка продаж новых автомобилей рынок автолизинга не стагнирует, а восстанавливается. «Это выражается в увеличении числа новых сделок и в том, что владельцы бизнеса и корпоративные клиенты не снижают средний чек покупок. Смещения интереса клиентов в более дешевые сегменты также не произошло», – отмечает заместитель директора автолизинговой компании CARCADE Юрий Еремин.
Рынок автолизинга «разгоняется» с началом делового сезона в сентябре, но наибольшее количество сделок приходится именно на ноябрь и декабрь. «Отчасти это объясняется общим покупательским бумом в конце года и тем, что дилеры запускают акционные предложения, – объясняет Юрий Еремин. – Также в конце года заканчивают свое действие корпоративные инвестиционные программы, предусматривающие обновление и расширение автопарков, а значит, компании торопятся выполнить соответствующие цели по закупкам новых автомобилей. Кроме того, лизинговые платежи в полном объеме относятся к расходам лизингополучателя и снижают налогооблагаемую базу. Приобретая автомобиль в лизинг в конце года, клиент сразу же получает экономию по налогу на прибыль».