Вместо туфелек – пуанты, вместо короля – Никита Хрущев, вместо сказочного королевства – город Молотов. Все это в премьере в Пермском оперном театре.
В канун Нового года Пермский театр оперы и балета покажет премьеру балетной драмы «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева. Мы подобрали восемь интересных фактов об истории этого балета и о новой пермской постановке.
1. Композитор Сергей Прокофьев работал над балетом «Золушка» в Перми. В 1943 году он приехал в Молотов по приглашению коллектива Кировского театра оперы и балета, который находился здесь в эвакуации.
Работу над «Золушкой» композитор начал еще в 1941 году, но начавшаяся война прервала его планы. Сергей Прокофьев закончил клавир «Золушки» в 1943 году после поездки в Пермь, куда был эвакуирован Театр имени Кирова. Этот балет считают вершиной его симфонического творчества.
Премьера состоялась в Большом театре в ноябре 1945 года – это была первая театральная премьера в послевоенной Москве.
За балет «Золушка» Сергей Прокофьев получил Сталинскую премию – самую статусную награду в СССР тех лет.
2. Сказка Шарля Перро про Золушку стала сюжетной основой либретто. Но во время написания балета шла война, государственная идеология делала акцент на укреплении национально-патриотических чувств. И композитор говорил, что Золушка это персонаж не французского сказочника, а русской народной сказки Афанасьева «Маша-чернушка». Поскольку действие сказки происходит в XVIII веке, то, как объяснял Сергей Прокофьев, действие балета он тоже перенес во времена правления императрицы Елизаветы.
3. В музыку балета Сергей Прокофьев включил много мелодий танцев: фламенко, гавот, галоп, менуэт. Среди них есть и такой редкий, как па-де-шаль. В балет этот танец пришел из реальной жизни, он был популярен в XIX веке в салонах. Тогда па-де-шаль представлял собой грациозную игру с большим легким шарфом, чаще всего это была плавная импровизация в исполнении нескольких молодых дам под лирическую музыку.
4. Балет ставили много раз и в России, и в других странах, но волшебной сказкой для детей «Золушка» была недолго, каждый хореограф-постановщик искал свой интересный ход. В постановке знаменитого Рудольфа Нуреева для Парижской оперы события происходят в Голливуде 30-х годов. Добродетельная девушка получает не только возлюбленного, но и выгодный контракт с киностудией. Английский балетмейстер Мэтью Борн перенес действие «Золушки» в Лондон эпохи Второй мировой войны. В спектакле Цюрихского театра оперы и балета главный балетмейстер Ханс Шперли сделал балетный класс местом, где разворачиваются все события.
Этим летом Екатеринбургский театр оперы и балета показал свою премьеру спектакля «Золушка». Хореограф-постановщик Надежда Малыгина представила современную девушку, прибирающую хромированную кухню, и сестер Золушки в лосинах, которые узнают о бале из телевизионных новостей.
5. Ни кареты, ни тыквы не будет в пермской «Золушке».
На самом деле карета будет: по сюжету, в Большом театре ставят Золушку – так что яркие «исторические» костюмы будут обязательно.
Художественный руководитель театра Теодор Курентзис и главный балетмейстер Алексей Мирошниченко перенесли сюжет в театральную среду середины прошлого века. Впрочем, время в балете обозначено точно – 1957 год, в Москве проводится Международный фестиваль молодежи и студентов. Место действия – Большой театр, где к этому важному событию готовится постановка балета «Золушка». Юная балерина Вера Надеждина репетирует главную роль, а рядом с ней сразу два принца: начинающий советский балетмейстер Юрий Звездочкин и звезда Парижской оперы Франсуа Ренар. Но вопрос – кому отдать руку и сердце – за героиню решат сотрудники органов госбезопасности. Француза вышлют из страны, обвинив в шпионаже, а молодую балерину за связь с иностранцем сошлют на Урал, в Молотов. Но это не конец истории, дальше будет действовать второй Принц – Юрий Звездочкин.
6. Вместе со сказочным сюжетом из пермской «Золушки» исчезли сказочные персонажи.
Опять же не исчезли: в премьере задействован прием «театр в театре» – в спектакле, который поставил Юрий Звездочкин, есть и Мачеха, и сестры. А в остальном – да, проекции архетипических героев есть и на «реальный мир».
Точнее сказать, они перевоплотились в новых героев. Место несправедливой мачехи заняла прима-балерина Ольга Свистокрылова, ее свита, солистки балета, заменили злых сестер. В балете не будет феи, но будет «фей» – мастер по изготовлению балетной обуви Яков Аронович Фейман. Он подарит главной героине волшебные пуанты, но, конечно, не хрустальные.
Почти все герои драматической балетной истории, поставленной Алексеем Мирошниченко, напоминают реальных людей. Так, за образом Юрия Звездочкина скрывается известный советский балетмейстер Юрий Григорович. Реальные прототипы, среди них есть пермские, имеются и у других героев. Есть среди персонажей также исторические личности: Никита Хрущев и Екатерина Фурцева.
7. Вся хореография балета будет абсолютно новой, но тоже с учетом выбранного периода истории.
– Наша новая «Золушка» – это действительно не сказка в привычном понимании слова, а драма, через призму которой мы рефлексируем над собственной жизнью и историей балетного мира и страны в целом, – рассказал Алексей Мирошниченко, хореограф и автор либретто премьерной «Золушки». –Этот балет – дань уважения балетному миру. В нашем спектакле раскрываются многие детали артистических будней. Кроме того, я специально вплел в хореографический текст пластические цитаты, характерные для советского времени. «Двойная рыбка», «флажок», «ласточка» и так далее – часть этих поддержек сегодня не в ходу, а хочется, чтобы этот пласт балетной истории не был утрачен окончательно.
8. Премьера балетной драмы «Золушка» состоится 20, 21, 23 и 24 декабря в Пермском театре оперы и балета. Еще два спектакля пройдут 21 и 22 января 2017 года. А 28 декабря в Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna исполнят музыку балета «Золушка» Сергея Прокофьева и подведут итог циклу мероприятий, приуроченных к 125-летию композитора.