В новогодние каникулы Business Class публикует материалы, вызвавшие наибольший читательский интерес в 2016. Сегодня вспомним, как и зачем пермский олдскульщик восстанавливает ретро-автомобили
Текст: Александр Глушков.
Игорь Зырянов – настоящий олдскульщик. Именно так называется его канал на Youtube, где он показывает процесс восстановления ретро-автомобилей. Проводя как минимум два дня в неделю в своем гараже, Игорь превращает автохлам в пригодные к использованию машины. Сейчас в его гараже более 10 автомобилей, но больше всего его увлекает восстановление «Мерседеса» 1977 года в кузове w123.
1977 год - всего лишь второй год выпуска этого воистину легендарного кузова, что вкупе с родной краской и идеально сохранившимся салоном превращает его в большую редкость. Business Class узнал у видеоблогера, как он подался в ретро-тематику, удается ли ему зарабатывать на своем хобби и почему он с прохладцей и даже легкой ненавистью относится к современным автомобилям.
Автомобили, обремененные винтажностью.
«Когда я учился в Политехе, начал подрабатывать в такси, - вспоминает Игорь Зырянов историю своего увлечения автотематикой. – Параллельно постоянно менял машины – мне было интересно все попробовать. Я начал ремонтировать машины и постепенно «втянулся». Затем увлекся драгрейсингом: вдоволь нагонялся, «нажег резину». Но после 25-летия меня потянуло в ретро.
Я постоянно говорю: рано или поздно любой человек приходит к ретро. Обратите внимание - раньше молодежь покупала «четырки», «девятки» и параллельно мечтала о какой-то иномарке. Сейчас все больше молодых людей вместо этого покупают ретро-автомобили, например, «Волги», «копейки». Культура поменялась, им стало гораздо интересней восстанавливать и ездить на старом классическом автомобиле. Конечно же, в идеале надо стремиться к возможности иметь основной автомобиль и автомобиль «для души». Кстати, пройдет еще немного времени и те же «девятки» мы будем считать за «ретро». Уже сейчас цены на отдельные экземпляры начинают расти!
«Большинство моделей деградирует во всем».
Почему эта тема вдруг стала так популярна?
- По разным причинам. Молодежи хочется выделиться. Ретро – это эстетика, это автомобили, обремененные винтажностью. Посмотрите на современный модельный ряд автопроизводителей! Замыленным взглядом их почти не отличить, смена модели превращается в глубокий рейстайлинг, большинство моделей просто деградирует во всем, кто-то больше, кто-то меньше. В какой-то мере производители сами наталкивают на покупку «легенд из 90-х». Когда поездишь на машине тех лет, особенно сильно начинаешь понимать ущербность современного автопрома.
С какого автомобиля началось ваше серьезное увлечение ретро-тематикой?
- С 21-й «Волги». Раньше было мало литературы, мало форумов. Нельзя было просто взять и «загуглить» как и что сделать. Тогда я полностью разобрал машину, но собрать не смог, остыл, продал ее как кузов и набор запчастей. Вывозили газелью из гаража.
То есть заработать на этом не удалось?
- Удалось потерять на этом 50 тысяч рублей (смеется). Вторая машина тоже была 21-й «Волгой». С тех пор я подходить к ним не могу! Затем были «Победа», «Запорожец», еще один «Запорожец» и вазовская «копейка», которая, кстати, уехала в Америку. Я тогда пригнал машину в Брест, где ее забрал покупатель из США. Вот на этом, кстати, удалось заработать.
«Месяц не спал, затем психанул и взял».
«Сейчас я изменил подход при работе с ретро-автомобилями. – рассказывает Игорь. - Если я покупаю машину, то разбираю ее в самую последнюю очередь, на покраску, так сказать. Я ставлю машину на ход, чтобы она уверенно ездила. И всем советую так делать, тогда ты не «перегораешь» с машиной, можешь в любой момент на ней прокатиться, получить удовольствие, мотивировать себя к последующим действиям. А если уж совсем передумаешь, проще продать машину на ходу, чем выгребать ее остатки из гаража. Примеров масса: посмотрите на «Авито», там полно незаконченных проектов, которые не продаются.
Сколько у вас сейчас машин?
- Сейчас у меня порядка 10. Честно – не помню, налоговая служба за меня их хорошо считает (смеется). Приходится платить где-то за стоянку, где-то за аренду гаража. Как правило, половина из них автомобили-«доноры». Я распиливаю их, снимаю нужные мне запчасти. Потом утилизирую.
Я правильно понимаю, что приобретаются такие автомобили скорее случайно, на каком-то порыве?
- Допустим, я вижу «копейку» 1970-го года. Это первый год выпуска автомобиля. Да, она в ужасном состоянии, но я знаю, что она ценная, она нужна. Это не вложение денег, это болезнь, мания… Или, допустим, у меня есть черная 24-я «Волга» 1974 года выпуска. Мы знаем, что «Волги» первых четырех лет выпуска не были доступны простым смертным. Я когда ее в первый раз увидел, месяц не спал, думал: «брать, не брать?». В конце концов, «психанул» и взял! У каждой машины есть точка невозврата. Если она пройдена –автомобиль надо распилить и утилизировать. А есть машины, которые можно вернуть к жизни не такими уж большими вложениями. Такие мне и хочется брать.
Когда хозяева «остывают» - цена снижается.
«Как правило, владельцы советского автопрома тех лет – это люди в возрасте, которые покупали во времена Союза себе автомобиль, и покупался он один и на всю жизнь, поэтому и расстаются с ними очень тяжело. Есть категория людей, которые думают, что если «ретро» - то это обязательно дорого. А то, что вложить в нее надо еще пару-тройку стоимости авто, они не считают, поэтому ставят высокую цену. Ну и, конечно же, спекулянты не дремлют, сейчас они уже тоже стали мониторить этот рынок.
До «Мерседеса» все ретро-автомобили, которые у вас были, – советские. Как возник вариант с этой машиной?
- Самый старый 123-й «Мерседес» я хотел найти давно. Случайно увидел объявление о продаже автомобиля в Верещагино. Цену удалось скинуть в два раза – я купил его за 70 тысяч рублей. Переговоры с людьми, которые владеют такими автомобилями – отдельный процесс. Людям очень сложно объяснить, что на эти машины придется потратить как минимум столько же денег, а то и в три раза больше. Когда хозяева «остывают», цена снижается.
В целом, в случае с «Мерседесами» всегда проще переплатить и взять уже ухоженную машину. Но именно 123-й «Мерседес» легко ремонтируемый и возвращаемый к жизни. Это была самая популярная машина у немецких таксистов!
«Родная краска, Карл!»
В чем именно заключается простота?
- К примеру, у «тазика» – «что ни гайка, то болгарка». У «Мерседеса» такого нет. Откручивается абсолютно все, любой болтик. Ничего не срывается. Наверное, это единственная машина-олдтаймер, которую многие все еще используют для повседневной езды. В Калининграде, например, многие ездят на них на учебу или на работу.
1977-й стал вторым годом серийного выпуска Mercedes-Benz W123. В этом году Джимми Картер сменил Джеральда Форда на посту президента США. В СССР была принята новая Конституция и началось серийное производство автомобиля «Нива». В американских кинотеатрах прошли показы фильма «Звёздные Войны: Новая надежда», а в советских – фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Сколько денег уже пришлось вложить в «Мерседес»? Что пришлось ремонтировать сразу после покупки?
- «Мерс» я привез на эвакуаторе, он стоял в верещагинском гараже на колодках. Зимой гараж топило водой, поэтому по ватерлинию на кузове ржавчина, а сверху родная краска! Родная краска, Карл! Потом за пару недель я потратил около 10 тысяч на масло, высоковольтные провода, трамблер, бегунок. В общем, обновил «подкапотку», так сказать, сгонял к карбюраторщику и – вуаля – «Мерс» поехал. Померил компрессию, везде 12, точно, как в аптеке. С подвеской принципиально ничего не делал, почти все детали оригинальные. Как сказал один владелец хорошего «Мерса», этот автомобиль можно оценивать по количеству оригинальных запчастей на нем. Я согласен с этим. С «Мерседесами» тех лет работать одно удовольствие. На данный момент его осталось только покрасить, этим займусь зимой.
«На Ютубе очень много дилетантов»
Как появилась идея «создания Youtube-канала»?
- На «Ютубе» очень много дилетантов. Основной мотивацией для меня стали блогеры, которые снимают про машины и говорят всякую ахинею. Да, там есть и грамотные люди, грамотные механики, но просмотры набирают почему-то не они. На данный момент остановился на двух форматах – это видеодневник, когда практически можно обойтись без монтажа, и полноценные выпуски видео с оператором, монтажом и прочими атрибутами.
Сейчас у вас 5,5 тысяч подписчиков. Кто эти люди? Автомобильные «гики»?
- Да, именно так. Мне очень часто пишут «Вконтакте», что-то спрашивают, помогают. Например, один человек увидел мою «Волгу» и просто так выслал по почте новые колпаки и какие-то запчасти на нее. Должен сказать, что обратная связь меня очень мотивирует.
Как люди относятся к вашему «Мерседесу» на дороге?
- Люди реагируют очень позитивно. Что-то спрашивают, фотографируют, просят посидеть в салоне.
На одно лицо
Как относитесь к современным автомобилям?
- Какое-то время я за всем этим следил. Писал обзоры в журналы, но перестал это делать. Сейчас для меня все новые автомобили на одно лицо. Хотя все эти «легенды 90-х» - все равно не для повседневного использования. Они часто ломаются и требуют вложений.
Что касается именно «Мерседеса», можно ли в современных моделях увидеть какие-то черты, которые присущи только этой марке?
- Как поклонник старых «Мерсов» скажу одно: в интерьере точно можно разглядеть общие черты со старыми «Мерсами». Идет некий возврат к старому дизайну, это неизбежно, как по спирали. Внешне из немцев пока что «Мерседес» у меня в фаворитах, если судить всю эту «современность» конечно.
То есть Вы считаете, что автопроизводители в целом деградируют и ухудшают качество. Есть какие-то марки, которые не идут в общем тренде?
- По поводу деградации - известный факт, причем в первую очередь это заметно на «немцах» и «японцах». Они идут по наклонной уже давно. Коррозия в первый год эксплуатации, нелепые гарантийные отказы... А вот о «корейцах» так не скажу, они во многом даже прогрессируют. Но современная тенденция – это машина уже даже не на 5 лет, а на 3 года. 150 тысяч километров – и вы должны отправиться за новым автомобилем, а покупатель вашей машины – в магазин с запчастями. Потребительское общество во всей красе. Это грустно. Именно поэтому «легенды 90-х» стали расти в цене.