Покемоны против конструктора

В пермских магазинах детских игрушек растут цены. Эксперты утверждают, что сэкономить можно только объединившись с другими покупателями. А пока объемы продаж заметно падают

Спрос на детские товары в последние годы стабильно растет, отмечают аналитики. Исключением является только категория игрушек. По данным исследовательской компании GfK, в России продажи детских игрушек в первом полугодии 2016 года снизились на 18,7% в количественном отношении, на 7,8% – в денежном относительно 2015 года.

Сотрудники пермского филиала гипермаркета «Бегемотик» утверждают, что в сравнении с 2015 годом продажи упали примерно на 30%. В таком же масштабе «похудел» и средний чек – сейчас он составляет примерно 1200 рублей. «Причина очевидна – в кризис люди стараются экономить на всем, игрушки также не исключение», – коротко пояснила менеджер гипермаркета Татьяна Вятчанина.

Другие продавцы детских игрушек отмечают менее значительное падение. Директор компании «Маугли» Наталья Залешина сообщила, что с января по август этого года продажи детских игрушек снизились в пределах 1,5-2%. При этом средний чек вырос примерно на 150 рублей – с 800-900 в 2015 году до 1000-1050 рублей в нынешнем из-за повышения цены. «Есть некоторое уменьшение спроса в части дополнительных товаров – например, подарочных упаковок, воздушных шаров, детской косметики, пластиковых пулек для пистолетов. Однако на общую ситуацию это почти не влияет, и основной ассортимент расходится по-прежнему активно», – отмечает директор. По ее мнению, в последнее время покупатели стараются приобретать качественные и, соответственно, дорогостоящие игрушки. «Как говорится, скупой платит дважды. Родители предпочитают купить дорогую машинку, с которой ребенок может играть долгое время, чем две машинки из более дешевого материала», – считает Наталья Залешина.

По данным исследовательской компании NPD Group, наибольшей популярностью среди всех игрушек в России сейчас пользуются конструкторы. За первое полугодие 2016 года их доля в общем объеме выросла на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом в компании отмечают, что на рост интереса не влияют ни высокая цена (конструкторы стоят на 20% дороже остальных игрушек), ни уменьшение платежеспособности потребителя.

Участники пермского рынка также отмечают стабильно высокий спрос на конструкторы (абсолютный лидер – датский бренд LEGO), однако больший доход приносят игрушки по мотивам популярных мультфильмов вроде «Свинка Пеппа», «Щенячий патруль» и «Робокар Поли». «Внедрение творческого процесса в игру – это современный тренд, и конструкторы идеально в него вписываются. С другой стороны, самую устойчивую позицию в линейке товаров занимают игрушки на основе детских мультфильмов. Ребенок видит по телевизору рекламу и просит купить игрушку. Конечно, большинство родителей не могут ему отказать. Здесь неважно, кризис или не кризис – на детях не сэкономишь», – рассуждает Наталья Залешина.

Директор магазина Underground Kingdom Антон Куриленко отмечает особый спрос на фигурки по мотивам американской хоррор-игры Freddy Five Nights, а также диснеевских мультфильмов (например, Frozen) и популярных американских и японских мультсериалов – Sailor Moon, Pokémon и My Little Pony. «Основной потребитель такого товара – дети от 7 до 12 лет. Однако порой сложно понять, кому взрослый человек покупает фигурку – в подарок ребенку или в собственную коллекцию», – замечает он.

Ритейлеры рассказывают, что спрос в «игрушечном» бизнесе привязан к сезонам. В праздничные дни уровень продаж может увеличиться от 15 до 40%, а в «летний» период – с мая до середины августа – и дети, и родители интересуются игрушками гораздо меньше. «Для нас лето – практически «мертвый сезон». Это объясняется двумя причинами: во-первых, в период долгих каникул дети разъезжаются в лагеря, город заметно пустеет. Во-вторых, родители стараются заранее перераспределить расходы, чтобы, например, накопить на дорогостоящий летний отпуск. Конечно, в этот период экономят и на игрушках. В интернете запросы активно появляются только с середины августа», – рассказывает Антон Куриленко. По его словам, в условиях пониженного спроса магазин «добирает» прибыль благодаря заказам в интернет-магазине.

Онлайн не дешевле.

Как и многие другие сферы рынка, игрушки осваивают сферу интернет-продаж. Однако большинство пермских участников рынка рассматривают сетевой магазин скорее как дополнительное приложение к торгово-розничной точке. Так, директор интернет-магазина Kid-Day Вячеслав Ульянов утверждает, что большая часть продукции реализуется через точку розничной торговли.

«Игрушки относятся к той категории товаров, которые хочется потрогать, оценить лично. Это особенно важно для детей – им проще выбрать товар, условно говоря, на витрине, чем по фотографиям в интернете. Еще одна возможная причина – консервативное недоверие к покупкам в интернете из-за якобы их ненадежности. С другой стороны, совместные покупки пользуются большой популярностью, хотя они еще менее надежны, чем интернет-заказы», – рассуждает бизнесмен.

Антон Куриленко, напротив, рассказывает, что через интернет реализуется около 40% продукции Underground Kingdom. «На мой взгляд, главное преимущество интернет-магазина – в расширении аудитории. В основном наши покупатели вполне продвинуты – если человек смотрит американские мультсериалы, то интернет-магазин для него не в новинку», – объясняет он.

Мнение, что в товары интернете дешевле, чем в розничных торговых точках, Вячеслав Ульянов считает мифом. По его словам, обособленных интернет-магазинов не так много, и они все равно вынуждены повышать цены на товар из-за оплаты аренды складского помещения и почтовых посылок. В действительности продавцы понижают цены только при совместных покупках.

В социальной сети ВКонтакте совместные покупки пользуются популярностью – для их организации существуют более 50 крупных пермских групп, из которых около 15 посвящены детским товарам. В самой большой из них больше 31 тыс. участников.

Пермские магазины игрушек соответственно реагируют на запрос рынка – некоторые бизнесмены организуют этот вид шопинга на базе собственного магазина.

«Фактически мы воспользовались возможностью объединить несколько поставщиков и понизили цены. Для магазина есть два существенных плюса: во-первых, не приходится хранить игрушки на складе в ожидании реализации, во-вторых, мы получаем информацию о том, какой товар пользуется сейчас спросом. Если видим заинтересованность потребителя, уже делаем закупку в магазин», – рассказал Вячеслав Ульянов.

Развитие утопающих.

В Перми кроме крупных интернет-магазинов и гипермаркетов есть несколько компаний, которые специализируются на развивающих игрушках и авторских методиках. Спрос в них формируется не мультфильмами и рекламой, а родителями. У некоторых приобретение развивающих игрушек связано с переживаниями перед поступлением в школу, сообщают эксперты.

«Площадь наших магазинов не сравнится с федеральными гипермаркетами, соответственно, позволить себе «все» не можем. Приходится выбирать самые уникальные игрушки, которых нет у сетевиков, и стараться привозить их первыми. Наверное, поэтому у нас 70% покупок делают постоянные клиенты, которые приходят за новинками», – рассказывает директор по развитию магазина «Кубик-Рубик» Юлия Резвухина. По ее словам, по сравнению с прошлым годом прибыль в магазине немного выросла, а средний чек практически не изменился. При этом разница между продажами в интернет-магазине и розницей крайне значительная: в физических магазинах покупают примерно в 10 раз больше.

Юлия Резвухина также отмечает, что конкуренция среди пермских магазинов развивающих игрушек крайне высокая. «Этим летом произошел неприятный случай. В наш магазин зашел мужчина, собственник монобрендового магазина, специализирующегося на одной методике развития, со словами: «Что у вас новенького появилось? Планирую привезти ваши конструкторы и сундучки знаний». Взрослый мужчина, бизнесмен со стажем, глядя в глаза сообщает, что привезет себе наш лучший ассортимент!» – негодует эксперт.


Поколение SMART.

Специалисты отмечают мировую тенденцию: современных детей не удовлетворяют старомодные солдатики и пластмассовые куклы. Им важно участвовать в процессе создания. В этом плане конструктор ограничен количеством деталей и их сочетаемостью. Поэтому в процесс игры с материальной вещью вмешиваются современные гаджеты.

«Самый писк моды – это игрушки, которые дополняются виртуальной реальностью. Например, рука у фигурки Железного человека управляется программой в смартфоне или планшете. Через гаджет в нее загружаются новые миссии, сюжеты – например, борьба с другими героями. Она также может стрелять лазером, издает специальные звуки – все это контролируется дистанционно. К этой фигурке продается множество дополнительных товаров. Фактически вместо одной игрушки ребенок приобретает целую виртуальную систему, которая превращает мировую Вселенную супергероев в личную, домашнюю», – рассказывает Антон Куриленко, директор магазина Underground Kingdom.

Эксперт отмечает, что в плане распространения подобных игрушек Россия отстает от западных стран. «В будущем году мы планируем завезти детский 3D-принтер. С его помощью ребенок сможет сам напечатать себе игрушку из пластика или другого материала по цветной модели, которую он также может самостоятельно нарисовать на компьютере. Поскольку такие тренды уже действуют в Европе и Америке, надеемся, что и у нас со временем появится спрос», – поделился бизнесмен.