Пермские братья. Художественная галерея начала юбилейный год с выставки пермских художников

Мария Колыванова «Разговор с Монро»

Выставку «Братья по-разному» должен посмотреть каждый пермяк: она дает понимание, кто входит сегодня в художественную элиту Прикамья.

На выставке представлены работы Александра Грекова, Николая Береснева, Анны Демидовой, Максима Каеткина, Марии Колывановой, Артема Кутергина, Евгении Наймушиной, Татьяны Нечеухиной, Константина Николаева, Максима Нурулина, Елены Постновой, Юлии Пермяковой, Константина Суслова, Максима Титова. Все вместе они – три поколения пермских художников: старшие из них еще молоды и полны творческих сил, активно преподают и их ученики, уже уверенно заявившие о себе, также начинают передавать мастерство юному поколению живописцев.

Выставку «Братья по-разному» не назовешь яркой и праздничной. Немного отстраненные и ненавязчивые образы людей, немного печальные и строгие пейзажи, если и проглядывает где-то чистая яркая краска, то лишь фрагментом, подчеркивая основной приглушенный фон.

Эти темноватые краски и спокойные, без провокативных элементов картины объединяет что-то общее, подсознательно считываемое только жителями Перми. Стоит за ними какая-то темная, невысказанная, непередаваемая словами глубина, словно чувствуешь ту самую «хтоническую жуть земных глубин», про которую так замечательно пишет Владимир Абашев, говоря о мифологии Перми.

Елена Постнова «Северный мотив. Поселок Кын»


Молодое поколение пермских живописцев прибегает и к фигуративной живописи, при этом все же зашифровывая прямой смысл своих высказываний, оттачивая философский образ. Это в полной мере относится к полотнам «Кукловоды» Юлии Пермяковой и «Странствующим рыцарям посвящается» Николая Берестнева.

В картинах пермских художников нет впрямую и броско поданных социальных мотивов, нет надрыва, но знаменитые старые вагоны и ржавые корабли с картин Максима Каеткина всегда заставляют сжаться сердце. А картина его ученицы Марии Колывановой, где две старушки сидят на лавочке рядом с граффити-портретом Мэрилин на кирпичной стене, запускает в сознании такой поток ассоциаций и аллюзий, что может служить конспектом для романа или фильма.

Все работы, показанные на выставке, – живописные, и это мощный аргумент в споре с существующим ныне в культурной среде мнением, что масляная живопись является умирающим жанром. Полотна пермских художников убеждают, как современно она может звучать. Правда есть на выставке и работа в современном стиле, но к ней надо отнестись с чувством юмора: из куртки, наброшенной на отопительный радиатор, пары сапог и складного мольберта получилась инсталляция «Усталый художник».

Как рассказала куратор выставки художник Татьяна Нечеухина, поначалу решено было отвести картинам каждого автора свое определенное место, но в процессе работы полотна начали выстраиваться сообразно разным темам и смыслам. В итоге моноэкспозиций не стало, а получился многоголосый хор, где каждый ведет свою партию, но в итоге получается единое мощное звучание.

Это «единое звучание» позволяет начать разговор об особом явлении – художественной школе.

Елена Постнова «Север.Река Чусовая».


«Пермская школа живописи» – такого устоявшегося понятия в культурной истории Перми еще нет. Но есть представители этой «школы», они же и ее создатели, – рассказывает Нина Казаринова, куратор выставки, искусствовед Пермской галереи. – Мы впервые представляем творческую группу пермских живописцев, позиционируя их как своеобразное явление в современной культуре Прикамья. Возможно, это художественное явление войдет в историю с новым названием – «Пермская школа живописи ХХI века».

Выставка «Братья по-разному» стала первой в наступившем году и в череде мероприятий, посвященных 95-летию Пермской художественной галереи.

Артем Кутергин «Вид из окна»


Первый директор галереи Николай Серебренников был еще и первым председателем пермской организации Союза художников, так что обращение к теме творчества пермских художников не случайно.

Свой 95-й год сотрудники галереи встречают под лозунгом «За пять шагов до столетия». На пресс-показе выставки директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян оптимистично заметила, что столетие они надеются отпраздновать в новом здании.

Татьяна Нечеухина «Мастерская»

Максим Каеткин «В затоне»

Максим Нурулин «Старец»

Татьяня Нечеухина «Кафешка»


Фото: Дмитрий Назукин

На главной: Мария Колыванова/ Разговор с Мэрилин