Сегодня Виктор Басаргин объявил о досрочном уходе в отставку с поста главы Пермского края. Business Class вспомнил, чем запомнился губернатор за пять лет работы
Виктор Басаргин стал первым «не пермским» губернатором региона: его политическая карьера начиналась в Свердловске. С секретаря комитета ВЛКСМ на уральском предприятии он дослужился до поста министра регионального развития России, который занимал с 2008 до 2012 года.
28 апреля 2012 года, после ухода в отставку Олега Чиркунова, Виктор Басаргин был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Пермского края. После, 5 мая, краевое Законодательное Собрание утвердило его в должности губернатора.
Басаргин часто говорил, что относит себя к команде президента. В общем-то и его политика в крае ни на йоту не отходила от заданного свыше курса. Даже дальнейшая работа в качестве главы региона зависела от решения президента, что губернатор не раз подчеркивал. В начале января 2017 года, Виктор Басаргин заявил, что готов идти на второй губернаторский срок: «Если жители доверяют мне, и Президент скажет: «Басаргин, иди на выборы» – пойду», – заявил губернатор в беседе с корреспондентами газеты «АиФ-Прикамье».
Одним из последних резонансных решений главы региона стала отставка правительства. В конце декабря в рамках административной реформы правительство возглавил губернатор, а состав краевого кабмина обновился ровно наполовину. Из 22 чиновников высшего ранга (председатель, зампреды и министры) свои посты сохранили только 11 человек.
За пять лет губернаторства Басаргина край начал жить несколькими новыми проектами, некоторые из которых близки к реализации. Правда, другие — все еще остаются лишь на бумаге. Что-то и вовсе было свернуто и отправлено в небытие, к примеру, пермское «метро», фестивали «Белые ночи», «Пилорама». Если культурная жизнь в эти годы остыла и отошла на задний план, то меры по развитию промышленности активно принимались.
Аэропорт
Новый терминал аэропорта «Большое Савино» начали строить в октябре 2015 года. Нюансы, вроде возникшей было перспективы сдать аэровокзал без перрона, решаются. К середине ноября объект был готов на 40%. Завершен монтаж железобетонных и металлоконструкций здания.
Строительство идет согласно графику, новый терминал будет готов к 1 декабря 2017 года.
Общая площадь здания аэровокзала составит почти 30 тыс. кв. м. Он будет оборудован 3 посадочными галереями и 5 телетрапами. Будущий терминал «Большое Савино» сможет обслуживать до 2-3 млн пассажиров в год.
Образование
В декабре 2015 года в Прикамье открылось Суворовское военное училище. Оно стало первым подобным учебным заведением на территории страны за последние 25 лет. Здесь обучают военную элиту для оборонно-промышленного комплекса России.
Учебное заведение создавалось по соглашению между Министром обороны РФ Сергеем Шойгу, полномочным представителем Президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем и губернатором Виктором Басаргиным.
Спорт
В июле 2015 года был заключен контракт на строительство крытого футбольного манежа «Пермь великая». Стоимость проекта составляет порядка 1,4 млрд рублей, из них 644 млн рублей — средства федерального бюджета. Комплекс возводит строительная компания «ЭлинАльфа». Контроль за работами на участке осуществляет ФГУП «Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта».
Согласно аукционной документации, крытый футбольный манеж «Пермь Великая» должны были сдать в эксплуатацию до декабря 2016 года. Еще в октябре на объекте были завершены работы по установке металлоконструкций, вентиляции, монтажу и остеклению витражей, обустройству кровли, начались укладка основания футбольного поля и монтаж инженерных систем.
На данный момент завершаются пусконаладочные работы, происходит поставка технологического и спортивного оборудования и инвентаря, а также оформление исполнительной документации, — рассказали в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края. По информации источника, знакомого с ситуацией, объект могут закончить к лету текущего года.
Первые в стране
Пермский край стал первым субъектом в стране, который начал использовать такой механизм поддержки промышленности, как специнвестконтракты. Первые контракты были подписаны с Лысьвенским металлургическим заводом, ПАО «Протон-ПМ» и предприятием «Сода-Хлорат» (г. Березники).
Зоопарк
Вопрос о строительстве нового зоопарка впервые начали обсуждать в 2001 году.
Первоначально комиссия рассматривала три площадки для размещения нового зоопарка — в Черняевском лесу, Камской долине и в Архиерейке. В 2010 году администрация города выкупила земельные участки, провела необходимые работы и меры по снятию ограничений на строительство в этой зоне. Однако, в конце 2012 года губернатор Виктор Басаргин отказался от этого проекта. Краевое правительство предложило перенести зоопарк в Черняевский лес.
Это вызвало широкий общественный резонанс: помимо общественников, многие жители Перми выступали против переноса зоопарка в Черняевский лес. Несмотря на протесты пермяков, городская дума лишила второй квартал Черняевского леса статуса охраняемой территории. В итоге пермский краевой суд признал изменения незаконными.
В 2015 году в Перми нашли новую площадку для переезда зоопарка – в микрорайоне Нагорном. Проект будет реализовывать санкт-петербургская компания «ТехГлавСтрой».
На выполнение работ по контракту дается 420 дней. Таким образом, если работы будут идти по плану, то в 2017 году новый пермский зоопарк будет готов больше, чем наполовину.
Третий мост
В 2015 году власти Перми озвучили планы по строительству третьего моста через Каму к 300-летнему юбилею города (2023-му году). В марте 2016 года губернатор Виктор Басаргин назвал в качестве дедлайна эту же дату.
В конце октября администрация Перми определила победителя открытого конкурса по обоснованию места строительства третьего моста через Каму. Им стала компания ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», предложившая наименьшую цену контракта – 7,4 млн рублей. Второе место занял участник также из северной столицы – «Ленгипроинжпроект». Эта компания оценила работы дороже всех – в 11,686 млн рублей. Всего в торгах принимали участие шесть компаний.
Начальная (максимальная) стоимость контракта – 12,3 млн рублей. Из них 3 млн рублей выделено из городского бюджета, а большая часть – из краевого. Где лучше строить мост, эксперты скажут в мае 2017 года. Тогда же станет известна его ориентировочная стоимость.
Проект строительства третьего моста через Каму планируется подготовить к 2020 году. Об этом депутатам Законодательного Собрания рассказал Сергей Постоловский, ныне исполняющий обязанности первого заместителя министра транспорта Пермского края. По некоторым оценкам, проект реально подготовить и в более сжатые сроки.
Вокзал Пермь II
Весной 2015-го года проект реконструкции транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II обсудили на градсовете. Здесь планируется возвести многофункциональный комплекс, гостиницу, офисное здание и автовокзал. На землях бывшего Товарного двора запроектировали торговый центр. Земельный участок, на котором расположен вокзал, был предметом судебного спора Росимущества и ОАО «РЖД».
7 ноября 2016 года проблема с правами на участок Товарного двора разрешилась.
Объекты нового транспортно-пересадочного узла планируют сдать в конце 2019 года.
Отказ от революции
При Басаргине с улиц города исчезли арт-объекты «красные человечки», Icon-man, «Слава труду» и «Черный ангел», служившие символами культурной революции Марата Гельмана. Были свернуты фестивали «Белые ночи», «СловоNova», «Текстура», «Пространство режиссуры», детский театральный фестиваль «Большая перемена». С разгоранием конфликта вокруг музея политических репрессий «Пермь-36», перестала существовать и «Пилорама». Руководство «Пермь-36» покинуло свои должности: в марте 2015 года АНО «Пермь-36» прекратило свою деятельность, музей был передан в государственное ведение и трансформировался в музей работников ГУЛАГа.
Галерея
К концу 2015 года краевые власти выбрали проектировщика, который будет заниматься реконструкцией здания на ул. Окулова, 4, куда должна переехать Пермская художественная галерея. Победителем стала московская компания «ПСК-Технология». Летом 2016 года проект был готов.
16 сентября объявлен первый аукцион по выбору подрядчика для выполнения работ по реконструкции. На этой стадии реализация проекта забуксовала. Аукцион несколько раз переносился, а 12 декабря стало известно, что он не состоялся.
За контракт с начальной стоимостью 812 млн рублей боролись две московские компании. АО «Строительная компания Флан-М» предложила цену 799,86 млн рублей, ООО «Строительная компания «Строй групп» – 803,92 млн рублей. По результатам рассмотрения вторых частей заявок обе они признаны не соответствующими конкурсным требованиям. Компании не предоставили в полном объеме копии ранее исполненных контрактов. В обеих заявках не хватает приложений к договорам.
Новая сцена для оперы
В 2015 году и ранее рассматривался проект по возведению новой сцены Оперного театра в качестве пристроя к существующему зданию. От этой идеи отказались «из-за сложных экономических условий». Вместо новой сцены решено возвести концертно-театральный зал, который театр использовал бы совместно с краевой филармонией. В Оперном выступили категорически против такого решения. Там считают, что новую сцену нужно возвести отдельно для сохранности исторического здания театра, которое затем надо реконструировать. В основу проекта здания новой сцены должен лечь проект Чипперфильда, который разрабатывался в 2010-2015 годах.
На последней встрече архитекторы и руководство театра определилось с концепцией — приоритетным решением последнего времени стал проект «КБ высотных и подземных сооружений» из Санкт-Петербурга. Проектировщик доработает вариант театра в Верхней Пышме (Свердловская область).
Руководство оперного театра отрицательно относится к варианту строительства новой сцены в микрорайоне Разгуляй и активно поддерживает проект, при котором здание театра должно появиться на эспланаде.
Однако, стороны так и не пришли к единогласному решению о месте размещения театра.