Николай Петрович, на ваш взгляд, какое из последних кадровых решений нового губернатора наиболее значимо?
– Я бы выделил два: замена на посту вице-премьера, руководителя аппарата краевого правительства Елены Абузяровой (входившей в так называемый «теневой кабинет министров» наравне с Олегом Демченко и Кириллом Маркевичем) на Елену Лопаеву и увольнение и.о. министра финансов Антона Бахлыкова (считавшегося человеком Олега Демченко) с его заменой на Елену Чугарину. Кроме того, считаю абсолютно правильным повышение экс-министра финансов Ольги Антипиной до должности первого вице-премьера.
Эти действия показывают, что Максим Решетников не собирается продолжать работу с «варягами» из правительства Виктора Басаргина и не намерен позиционировать себя как преемника предыдущего губернатора. Думаю, что это, скорее, позитивный момент. Так как кадровая политика Виктора Федоровича была, по моему мнению, его самым слабым местом, и провальная деятельность его команды во многом и предопределила досрочную отставку главы региона.
Назначение Анатолия Маховикова представителем губернатора в краевом парламенте тоже соответствует этому тренду?
– Я не считаю это одним из ключевых решений. Но данное назначение, безусловно, сигнал для элит о том, что новый губернатор в своей работе намерен опираться на пермских людей, которые не вызывают отторжения, но при этом в последние месяцы губернаторства Виктора Басаргина пребывали в опале.
Во время работы Виктора Басаргина к нему неоднократно предъявлялись претензии по поводу министров-«варягов». Как пермяки отнесутся к московским членам команды Максима Решетникова? Удастся ли новому главе региона удержать баланс между представителями московской и региональной политических элит?
– Пока в правительстве из назначенцев исполняющего обязанности губернатора всего один москвич – исполняющий обязанности министра информационного развития и связи Павел Шевыров. Хотя и он работал в пермской компании «Прогноз», где начинал свою карьеру Максим Решетников. Другие члены команды врио губернатора, получившие назначения, – Елена Лопаева, Елена Чугарина и Татьяна Мельникова – пусть и работали в Москве, но долгое время жили в Перми и строили тут карьеру. Это известные и понятные люди.
Если вспомнить первое правительство Виктора Басаргина, то там, как минимум, половина министров приехали из других территорий и изначально были чужды Пермскому краю. Помню, в интервью вашему же изданию сразу после отставки Олега Чиркунова я говорил, что новому губернатору не стоит массово привозить управленцев из других территорий, так как это вызовет негатив на пустом месте. К сожалению, именно так и получилось. Поэтому я думаю, что команда нового губернатора будет на 90% состоять из пермских кадров.
На ваш взгляд, каковы карьерные перспективы Геннадия Тушнолобова? Он сможет вернуться в правительство?
– Не уверен, что он сможет вернуться именно в краевое правительство. Однако опыт и авторитет Геннадия Петровича, как мне кажется, будут так или иначе востребованы. В какой форме – прогнозировать не берусь. Поживем – увидим.
Правильным ли было решение Максима Решетникова лично возглавить правительство? Можно ли таким образом повысить популярность и набрать политические очки?
– Думаю, сложился такой федеральный тренд, и Максим Решетников ему следует – независимо от своего желания. Вряд ли это сыграет какую-то роль в избирательной кампании Максима Геннадьевича, поскольку большей части населения все равно, является губернатор председателем правительства или нет.
Существует мнение, что после прихода нового губернатора кабинет министров обновится на треть. Насколько оправдано это утверждение?
– Пока такие предположения сродни гаданию. Правительство может обновиться на треть, а может, и наполовину. Причем, скорее всего, этот процесс затянется по времени. Ключевые кадровые решения губернатор уже принял, с другими кадровыми вопросами можно подождать до выборов. Думаю, Максим Решетников пока будет наблюдать за работой министров, а соответствующие выводы сделает позже.
Политолог Олег Подвинцев считает, что сейчас новому губернатору важнее создать политический блок под выборы, нежели работоспособное региональное правительство. Согласны ли вы с этим?
– Согласен. Ключевая задача Максима Геннадьевича на данный момент – победа на предстоящих выборах. А он ни разу в них не участвовал и не является публичным политиком. В связи с этим политический блок приобретает особую важность, и ошибок в его формировании допускать нельзя. Сейчас они могут слишком дорого обойтись. Вероятно, именно поэтому новый губернатор пока не предпринимает никаких неосторожных действий. Скорее всего, кадровые и стратегические решения по политическому блоку будут приняты в конце февраля.
Задача Максима Решетникова усложняется еще и тем, что ему необходимо не просто избраться (используя административный ресурс достигнуть этого несложно), но сделать это при высокой явке, конкуренции и с большим процентом поддержки. На мой взгляд, именно таковы сегодня требования администрации Президента РФ к новым руководителям регионов. Поэтому главе Пермского края нужны люди, понимающие, как проводятся выборы, и способные организовать яркую кампанию.
Возможны ли перестановки в администрации губернатора?
– Думаю, да, так как существующий глава администрации губернатора Рустем Юсупов и его заместитель Алексей Чусовитин назначались под выборы другого губернатора. У меня нет сомнений, что Алексей Чусовитин – грамотный политтехнолог, вполне способный провести кампанию по выборам губернатора. Но здесь помимо профессионализма важен вопрос личного доверия и лояльности.
Не хотелось бы, чтобы специалисты, которые могут прийти на работу в администрацию губернатора, были аффилированы какой-либо одной группе интересов в регионе (условному Олегу Чиркунову или Дмитрию Скриванову), так как это может привести к конфликтам среди элит. Считаю, что в политическом блоке должны быть профессионалы, не принадлежащие ни к одной из существующих групп влияния. Если политическая команда губернатора будет связана с людьми, инициирующими разнообразные конфликты, никакой консолидации элит перед выборами не получится.
В таком случае есть ли вероятность приглашения специалистов со стороны, например, из Москвы или Екатеринбурга?
– Теоретически это возможно, но, скорее, такие люди могут появиться в качестве внешних технологов, занимающихся непосредственно губернаторской кампанией. Руководителями же администрации должны быть, на мой взгляд, местные специалисты – ведь им предстоит работать и после выборов, решая текущие политические задачи. Это, скорее, не технологи, а менеджеры процессов, занимающиеся оперативным управлением.
Удастся ли новому губернатору выстроить отношения с различными группами влияния в регионе (условно группами Юрия Трутнева, Олега Чиркунова, Дмитрия Скриванова, «промышленников»)?
– Это очень сложная задача. Помимо указанных сил, существует еще сильная городская группа влияния (Пермская дума, Владимир Плотников, Дмитрий Самойлов), и то, какие отношения сложатся у этих людей с губернатором, пока непонятно.
Кроме того, существует опасность, что губернатор начнет опираться только на одну из таких групп. Например, однозначно поддержав группу Дмитрия Скриванова, он рискует обострить отношения сразу с несколькими другими группами. Если начнет опираться только на людей Олега Чиркунова, рискует вызвать отторжение у «промышленников», сохранивших критическое отношение к Олегу Анатольевичу.
Успешное разрешение этой задачи зависит от грамотности и опыта политического блока. Все-таки Максим Геннадьевич пока еще не политик, а высококлассный менеджер, экономист. А пермская политика как минное поле: опираться на одну из групп влияния или прислоняться к ней – значит, провоцировать конфликты с другими. На этом, собственно, подорвался Виктор Басаргин, а до него – во многом – и Олег Чиркунов.
На мой взгляд, лучше всего такие проблемы удавалось решать Юрию Трутневу. Если вспомнить выборы губернатора в 2000 году, то тогда «промышленники» не принимали Трутнева и в основной своей массе поддерживали Геннадия Игумнова. Но после своей победы на выборах Юрий Петрович не стал воевать с «промышленными генералами». Скорее, наоборот: например, Владимир Рыбакин стал лидером региональной «Единой России», хотя был одним из самых близких к Игумнову людей. В результате сейчас мы вспоминаем времена губернаторства Трутнева как самые бесконфликтные.
Считаю, что во многом это заслуга тогдашнего «политического» вице-губернатора Николая Яшина. Думаю, и сегодня он был бы идеальным руководителем политического блока. Конечно, в силу ряда причин – прежде всего личного характера – он вряд ли захочет им становиться. Но специалистов по улаживанию конфликтов такого уровня, как Николай Арсеньевич, в Перми, к сожалению, пока не просматривается.
Ни у Олега Чиркунова, ни у Виктора Басаргина не получилось выстроить конструктивные отношения с элитами. Первый конфликтовал с «группой Трутнева», второй – со всеми, кроме «промышленников» и «группы Плотникова».
Получится ли у губернатора выстроить взаимодействие с Законодательным собранием и Валерием Сухих? Примет ли парламент нового губернатора?
– Думаю, что других вариантов просто нет. Валерий Сухих – опытный политик, способный контролировать парламент, и без взаимодействия с ним Максим Решетников не сможет в полной мере влиять на деятельность Законодательного собрания. Поэтому новый глава региона точно будет искать общий язык со спикером и выстраивать с ним конструктивные, рабочие отношения.
Существующий состав парламента формировался при Викторе Басаргине. Скажется ли это на работе депутатов с новым губернатором?
– Вряд ли этот фактор будет существенным. Все-таки людей, лояльных лично Виктору Басаргину и каким-то образом зависимых от него, в Законодательном собрании нет. Если вспомнить парламент, сформированный перед отставкой Олега Чиркунова, он был более лоялен к прежнему губернатору. Существовала группа людей, лично обязанных Чиркунову своими мандатами. Сегодня ситуация другая, поэтому парламент проще перестроить под нового губернатора. Пермские промышленники – люди аполитичные, они поддержат любого, кого назначит Владимир Путин. Так что каких-то существенных проблем я не вижу.
Насколько конкурентными будут предстоящие губернаторские выборы?
– Многое зависит от того, какие установки будут спущены из Москвы. Первый вариант: все реальные конкуренты «зачищены», вместе с Максимом Решетниковым выдвинуты 2-3 заведомо непроходных «спойлера», над повышением явки никто не работает. В итоге на участки приходят около 30% избирателей, а Максим Геннадьевич набирает порядка 70% голосов. Цель достигнута, но при этом возникает вопрос о легитимности, так как губернатора выбрало абсолютное меньшинство жителей края.
Второй вариант: выборы проходят в условиях конкуренции, к ним допущены более или менее известные кандидаты. В этом случае явка может составить и 60%, конечно, тогда и Максим Решетников победит с меньшим преимуществом, но вопросов по легитимности избранного губернатора точно ни у кого не возникнет.
Понятно, что второй сценарий сложнее, но его выполнение дает губернатору карт-бланш на дальнейшие действия в регионе. Такие выборы нельзя выигрывать сугубо с помощью «административной дубинки». Нужно убедить людей проголосовать за себя не по указке, а по собственному желанию. Нужны новые технологии, новые идеи, способные всколыхнуть людей и привести их на избирательные участки.
Очень бы хотелось, чтобы грядущие губернаторские выборы были бы гораздо ярче и интереснее минувших парламентских выборов, когда одна из сторон просто проехалась на авторитете президента, не придумав никакой собственной повестки, а вторая предложила людям исключительно негативную повестку, не выдвинув никакой позитивной программы. Как мы знаем, людей это совершенно не заинтересовало, и Пермский край вошел в число регионов с самой низкой явкой на парламентских выборах. Задача команды Максима Решетникова – сломать этот тренд и привести людей к урнам для голосования. В общем, лично я жду яркой нестандартной кампании.