Дискуссия вокруг стартовых позиций третьего моста через Каму набирает обороты. Архитекторы попросили не размещать створ в долине Егошихи. Жители Мотовилихи настаивают на варианте с мостом у пл. Восстания
Председатель Пермского краевого союза архитекторов Виктор Воженников обратился с письмом к главе Перми Дмитрию Самойлову. Почетный архитектор России попросил исключить из списка рассматриваемых для размещения третьего моста через Каму площадок вариант, при котором место створа выходит к реке Егошихе.
Эта территория является «сердцем краевой столицы» и объектом культурного наследия достопримечательного места «Егошихинский медеплавильный завод», поэтому должна развиваться в статусе особо охраняемой, считает представитель экспертного сообщества. «Возведение моста здесь приведет к нарушению законодательства в области охраны объектов культурного наследия (ФЗ №73 от 25.06.2002). Кроме того, принятие решения лишает жителей Перми исторической и культурной самоидентичности», – заключил г-н Воженников.
Фото: pervogorod.ru.
Медеплавильный завод построен около деревни Ягошихи (Егошихи), вблизи устья одноименной реки, впадающей в Каму, благодаря наличию медной руды и удобному положению для вывоза продукции. Официальная дата начала строительства завода – 4 (15) мая 1723 года, считается днем основания города Перми. Впоследствии возрастающее значение Егошихи как торгового и транспортно-распределительного пункта Прикамья и Приуралья оказало влияние на формирование Перми.
Четыре из девяти.
Всего рассматривались девять вариантов размещения нового моста: вблизи железнодорожного моста, с выходом на площадь Гайдара, в створе улицы Крисанова, Комсомольского проспекта, вблизи Коммунального моста, в районе Разгуляя, с выходом на площадь Восстания, в створе ул. Крупской и ул. Кирпичный завод (недалеко от станции Балмошной).
Специалисты санкт-петербургского института, которые занимаются определением наилучшего расположения третьего моста через Каму, в настоящее время считают места створов с выходом на площадь Гайдара, ул. Крисанова, реку Егошиха и площадь Восстания самыми перспективными. При определении позиции мостового перехода учитывалась транспортная эффективность мест, площадь занимаемых земель, наличие необходимости сноса зданий и сооружений. Длина будущего моста составит около 1000 метров, количество полос движения – от 4 до 6. Эти параметры будут уточнены при разработке проекта.
Председатель комитета Пермской городской думы по инвестициям Сергей Богуславский считает, что это не окончательный список вариантов, которые проработают более подробно. «На сегодняшний день не определены финансовые параметры предложений. Цена – один из ключевых факторов, определяющих реализацию проекта. Специалисты представили ранговые оценки, присвоив каждому из потенциальных створов определенное количество баллов. Но нельзя только на основе этого принимать решение, если разница в полбалла стоит, условно говоря, 10 млрд рублей», – рассуждает он.
По словам г-на Богуславского, по итогам совещания проектировщиков попросили предоставить информацию о стоимости вариантов строительства моста, а также оценку интенсивности транспортных потоков. «Если третий мост будет расположен ниже по течению от Коммунального, то он в большей степени пригоден для жителей Закамска, если выше – для жителей Гайвы. Сейчас нет оценки того, какие транспортные потоки идут с одного и другого направления. Это нужно учитывать наравне со стоимостью. Допустим, более дешевым будет вариант строительства выше Коммунального моста, но окажется, что транспортные потоки в этом направлении – 10 тыс. машин в сутки, а из Закамска в несколько раз больше», – пояснил он.
В администрации Перми сообщили, что специалисты оценивали варианты расположения мостовых переходов на основании предварительного транспортного моделирования. Эффективность каждого сценария определялась исходя из уменьшения среднего времени поездки, транспортной безопасности и устойчивости работы уже существующей транспортной системы. В течение двух месяцев для каждого из рассматриваемых вариантов будут произведены прогнозные транспортные расчеты на 2027 и 2042 годы и определены параметры мостового перехода.
Жители просят.
Вместе с тем жители Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов опубликовали в соцсетях письмо к властям города и руководителю региона Максиму Решетникову, в котором поддержали вариант со строительством мостового перехода через Каму с выходом на площадь Восстания. «Мост на данном участке перенесет основной поток автотранспорта с Камской ГЭС. Камская ГЭС является стратегическим объектом, который необходимо оградить от потенциальной опасности. Так, даже во время паводков, которые сопровождаются подтоплением домов и эвакуацией жителей, вводится режим повышенной готовности для сил и средств гражданской обороны. Это также станет мерой предотвращения террористических актов на ГЭС.
Второй причиной является перспектива строительства предусмотренной генеральным планом Перми трассы ТР-53, соединяющей микрорайоны Садовый, Висим, Запруд, Вышка-2», – написали пермяки.
В тандеме эти два проекта оживят город, создадут условия для комплексного освоения территорий и улучшат транспортное обслуживание, считают авторы письма.
Фото: ВКонтакте/Мой город – Пермь!/Федор Крупица.
Первогород мосту не место.
Одной из причин неодобрения пермскими архитекторами площадки под третий мост в районе Разгуляя стала запланированная реализация проекта «Первогород». Он предусматривает реконструкцию «сердца Перми» – территории от бульвара Гагарина, улиц Ленина и Николая Островского, которая включает Красную горку, Речной вокзал, Северную дамбу, долину реки Егошихи.
Для реализации этого проекта была создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Первогород», начался сбор средств. По замыслу проект будет включать в себя восстановление Егошихинского медеплавильного завода, организации музейного пространства исторического центра города Перми, благоустройство территории для музея «Егошихинский медеплавильный завод» и создание необходимой инфраструктуры для возможности отдыха на территории. Еще один вектор проекта – развитие туризма и спорта.
Проект «Первогород» приурочен к 300-летию Перми, его реализация планируется в 2022 году. Однако в настоящее время перспектив развития «сердца краевой столицы» немного. В настоящее время у градостроительного проекта нет краевой или федеральной поддержки. На счету благотворительного фонда имеется порядка 300 тысяч рублей. «Создавая благотворительный фонд, мы надеялись на большую активность, но благотворительность в Перми, да и в целом в России не настолько развита, чтобы стать единственным источником финансирования крупных градостроительных проектов», – объяснил ситуацию архитектор Игорь Луговой.
Пермские архитекторы продолжают отстаивать «Первогород». По информации Business Class, в ближайшее время будет представлена видеопрезентация готового единого проекта комплекса.
Фото: Союз архитекторов России/ Концепция Александра Моторина.
Фото: Союз архитекторов России/ Концепция Натальи Мельничук.
Фото на главной: pixabay.com