В России вейпинг (курение электронных сигарет) как массовое явление обрело популярность в 2016 году. На волне модного молодежного тренда в Перми открылось огромное количество вейп-шопов – магазинов по продаже устройств и жидкостей для вейпинга.
По данным 2Gis, в Перми сейчас 53 магазина по продаже электронных сигарет, а количество групп ВКонтакте, посвященных вейпингу, превышает 150. Эксперты констатируют, что предложение на рынке электронных сигарет в Перми значительно опережает спрос, и к концу года произойдет сокращение рынка за счет ухода слабых игроков. «Конкуренция среди пермских вейп-шопов очень велика. Новые магазины открываются постоянно – причем как сильные и конкурентоспособные, так и откровенно слабые. Однако основной конкурент – это крупные московские интернет-магазины и Китай в виде Aliexpress и подобных ему площадок», – отмечает Эдуард Вьюшков, директор магазина Vape Bro.
Владелец магазина Green Day Vape Shop Денис Кренев обращает внимание, что качество продукции и обслуживание в новых магазинах находится на низком уровне. «С прошлого года действительно открылось много вейп-шопов, и это отрицательно сказывается на качестве. Ассортимент пермского рынка электронных сигарет невозможно сравнить с тем же московским. Большинство магазинов продают только то, что гарантированно приносит прибыль – похожие устройства, одни и те же жидкости. Накрутка у кого-то больше, у кого-то меньше, но сути это не меняет – вейп-шопов со своей индивидуальностью можно пересчитать по пальцам», – рассуждает эксперт.
Директор Gang Vape Shop Сергей Югов считает, что популярность электронных сигарет значительно упала в сравнении с прошлогодним «бумом», однако вейпинг до сих пор в тренде. По его словам, за год аудитория вейп-шопов претерпела качественные изменения – если раньше основной частью покупателей была молодежь, то сейчас электронным курением начали увлекаться и взрослые люди. «Многие переходят на пар, чтобы бросить курить сигареты, и некоторым это действительно помогает», – пояснил эксперт.
В ответ на интерес взрослой и более платежеспособной аудитории магазинам приходится расширять ассортимент, закупая более дорогие устройства. По словам Эдуарда Вьюшкова, в сильном конкурентоспособном магазине есть товары на любого покупателя – от студента до людей с доходом 50-100 тыс. рублей в месяц, готовых покупать жидкость за 1500-2000 за 30 мл. Средний оборот такого магазина составляет 350-750 тыс. рублей в месяц. «Последнее время появляются магазины, рассчитанные на людей около 30-35 лет, которые готовы потратить крупные деньги на премиальные жидкости и устройства. Но есть и противоположные примеры – вейп-шопы низкого ценового сегмента, где не найти жидкости дороже 200-300 рублей. Аудитория у таких магазинов соответствующая», – рассказывает Эдуард Вьюшков. Участник рынка считает, что количество вейп-шопов в 2017 году продолжит увеличиваться, одна- ко к концу года рынок не выдержит такого объема предложения, и мелкие игроки отсеются.
«Планируя открывать магазин чуть больше года назад, мы проводили аналогию с модой на кальяны в 2013-2014 году. Тогда кальянные открывались на каждом углу и точно так же быстро закрывались. В результате на рынке остались сильнейшие игроки, сформировавшие свою аудиторию постоянных клиентов. За счет этого они живут уже несколько лет, – объясняет эксперт. – То же самое наблюдаем и сейчас. Я думаю, что весь этот год будут от- крываться магазины разной степени успешности, но ближе к концу крупные игроки практически полностью поглотят мелких. Мода на электронные сигареты пройдет, но привычка останется, и люди, которые «в теме», будут еще долго покупать продукцию».
С ним согласен и Денис Кренев: «На пермском рынке достаточно крупных игроков, которые вытеснят более маленьких. Каждый должен понять для себя, работает он для души или только для заработка. Если две эти цели сходятся, то бизнес перспективен. В данный период, если у предпринимателя нет четкого плана и понимания, чем он сможет выделиться, остаться в тренде будет тяжело. Считаю, что в ближайшие год-два количество перерастет в качество. Кто не сможет выдержать планку – закроется». Сергей Югов считает, что закрытие пермских магазинов электронных сигарет к концу года приобретет массовый характер. «В конце концов, думаю, останутся 3-5 точек по всему городу, а остальные просто закроются», – прогнозирует г-н Югов.
Приравнять к сигаретам
В прошлом году депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина». В нем предлагается запретить продавать электронные сигареты несовершеннолетним, а также использовать устройства в школах, университетах, детских площадках, театрах, спортивных комплексах, больницах и в общественном транспорте. В случае принятия законопроекта также будут введены ограничения на рекламирование электронных сигарет. В частности, реклама не должна будет содержать «утверждение о том, что использование ЭСДН безопаснее или менее вредно для здоровья, чем потребление табака».
Эдуард Вьюшков считает, что этот законопроект инициирован табачными компаниями, которые теряют часть рынка из-за конкуренции с электронными сигаретами. «Государственные СМИ сейчас формируют в головах населения мысль о том, что электронные сигареты – бич современного общества и их надо запретить. Думаю, цель проста: максимально протолкнуть нужный закон и запретить электронные сигареты, поскольку они отбирают крупную часть рынка табачных компаний», – считает участник рынка.
Стоит отметить, что большая часть ученых считает пар от электронных сигарет менее вредным, чем табачный дым. Тем не менее данных для окончательного вердикта сейчас слишком мало. Как сообщает Meduza со ссылкой на текстовую базу медицинских публикаций PubMed, мало что известно о вредности других веществ, которые есть в паре, – например, пропиленгликоль и глицерин. «Электронные сигареты – достаточно новое явление, поэтому пока ученым ничего не известно о долгосрочных последствиях их использования. Так что на данный момент самый честный ответ на вопрос о вреде электронных сигарет именно такой – мы не знаем», – сообщает издание.
Фото: pixabay.com // lindsayfox