Гаджи Гаджиев, главный тренер ФК «Амкар», – о причинах отставания российского футбола, местных воспитанниках и заработках клуба
Гаджи Муслимович, в то время как европейские клубы продают по 10 тысяч и более абонементов на сезон, в России в целом и в Перми в особенности наблюдается тенденция по снижению посещаемости. В чем причина, на ваш взгляд? Как сделать российский футбол более зрелищным?
– Действительно, мы в этом плане далеки от ведущих европейских чемпионатов, где даже на матчи вторых по значимости дивизионов приходят по 40-50 тыс. человек.
В целом по российской Премьер-лиге количество болельщиков в последние 10-15 лет остается примерно на одном и том же небольшом уровне (10-12 тыс. человек на матче в среднем). Если говорить о причинах стагнации, выделил бы две главные – состояние инфраструктуры (поля, стадионы) и низкое качество футбольного менеджмента.
Что касается посещаемости игр «Амкара», то после выдающегося выступления в 2008 году ярких результатов у команды не было. Более того, в 2011 году, вы помните, команду и вовсе хотели распустить, был жесткий финансовый кризис. Хорошо, что для «Амкара» тогда все закончилось благополучно…
Помимо спортивных результатов на посещаемости сказывается тот факт, что стадион в Перми явно устарел, он не соответствует современным требованиям, особенно учитывая местные климатические условия. Перми нужен новый стадион, с более высоким уровнем комфорта для зрителей, позволяющим не мерзнуть в холодную погоду.
Но даже в сегодняшних условиях, при минусовой температуре на матч с «Зенитом» пришли более 12 тысяч зрителей. Это говорит о том, что у пермяков присутствует высокий интерес к футболу. Да и в целом у российского болельщика сохраняется высокий интерес к игре, особенно к выступлению элитных клубов на международной арене.
Вы упомянули про уровень футбольного менеджмента. Что с ним не так? Есть ли какие-то подвижки в лучшую сторону?
– На мой взгляд, как только футбол в России перешел на профессиональные рельсы, был принят ряд ошибочных управленческих решений. Вместо того чтобы приглашать высококвалифицированных иностранных менеджеров, в Россию стали массово звать тренеров из-за рубежа, хотя наша тренерская школа имеет богатые традиции и была вполне конкурентоспособной. Ни одного менеджера – и около сотни тренеров. Поймите правильно, ничего против иностранных коллег не имею, напротив, они повышают конкуренцию в тренерском цехе. Но в плане результатов российскому футболу это практически ничего не принесло. Да, «Зенит» выигрывал чемпионат, но не столько из-за того, что у них тренер иностранец, сколько потому, что у них спонсор «Газпром». Куда важнее было развивать менеджмент, учиться выстраивать футбольный бизнес.
Но, увы, мы несоизмеримо отстали в этом плане от европейских лиг. А все, что связано с вопросами организации и финансирования, в первую очередь влияет на качество игры и результаты команды. Возьмите «Реал», «Манчестер Юнайтед», другие европейские гранды… Там меняется большое количество тренеров, а команды сохраняют позиции в элите – только потому, что с менеджментом все в порядке. И конечно, в Европе совсем другие условия: основная доходная часть клубов – это продажа прав на телевизионные трансляции, высокая конкуренция за телепоказ…
Для того чтобы у нас были какие-то подвижки, нужны другие организационные рамки, другое правовое поле. Ситуацию может улучшить закон о профессиональном спорте, который давно обсуждался, но был принят совсем недавно.
Вы работали в пяти клубах российской Премьер-лиги, включая «Амкар». Как выглядит пермский клуб по уровню организации и финансирования относительно ваших предыдущих команд?
– Могу сказать, что «Амкар» во многом спасает хороший уровень организации. Если бы не это, клуб, скорее всего, не удержался бы в Премьер-лиге. Другое дело, что в Перми есть достаточно серьезные проблемы с финансированием. Они с трудом, но решаются. В этом большая заслуга руководителей клуба – президента Геннадия Шилова и генерального директора Игоря Резвухина. И конечно же, «Амкар» во многом обязан руководству губернии, которое всегда старается в меру своих сил и возможностей поддержать команду.
В этом сезоне клуб пополнил свой бюджет средствами от продажи Александра Селихова, Георгия Джикии, Чума Анене. «Амкар» хочет и со временем сможет зарабатывать значительную часть бюджета, но для этого нужно, чтобы на уровне руководства края совместно с клубом были приняты некоторые управленческие решения.
Исполняющий обязанности губернатора Пермского края Максим Решетников побывал в раздевалке, общался с футболистами, что для «Амкара» редкость. Познакомились ли вы с новым главой региона? Как относитесь к такой практике, случалось ли подобное в ваших прошлых командах?
– Когда губернатор зашел в раздевалку, я, к сожаленью, не присутствовал, так как был на пресс-конференции. Но к такой практике отношусь хорошо. Это позитивно сказывается и на настроении команды, и на решении насущных вопросов, связанных с развитием клуба. В прошлых командах, где я работал, такая практика была распространена. Глава Подмосковья Борис Громов, руководитель Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов, бывший и нынешний губернаторы Самарской области Константин Титов и Николай Меркушкин уделяли значительное внимание футбольным командам, в том числе общались с игроками в раздевалке.
Кроме губернатора вы встречались с кем-то из представителей власти, бизнеса? Какие вопросы обсуждались?
– Были встречи и с губернатором, и с председателями Правительства и Законодательного собрания Пермского края. Вопросы всегда одни и те же: нужно построить новый стадион, улучшить условия для подготовки команды. Клубу нужна учебно-тренировочная база. А для подготовки резерва – собственная футбольная академия.
Как вы оцениваете систему подготовки молодых футболистов в Перми? «Амкар» – одна из команд Премьер-лиги, в составе которой нет ни одного местного воспитанника. Кроме того, во всей лиге играют только два пермяка – Павел Аликин в «Уфе» и Максим Батов в «Анжи»…
– Во всем мире не так много клубов, в составе которых выступают преимущественно местные воспитанники. Чаще все-таки футболистов приглашают со стороны. Футбол – очень популярная игра, таланты рождаются по всему миру, и конкуренция очень высока. Поэтому тот факт, что в «Амкаре» нет местного воспитанника, ни о чем не говорит. Другое дело, что по количеству игроков в Премьер-лиге из Перми можно косвенно судить об уровне подготовки футболистов. Возьмем, например, Северную Осетию: в республике сейчас нет команды Премьер-лиги, но зато местные воспитанники представлены во многих клубах России. Возможно, дело в том, что в Перми нет необходимых условий для подготовки молодежи, ведь в зимний период ребятам попросту негде тренироваться. Надеюсь, что манеж «Пермь Великая» скоро будет введен в эксплуатацию и тогда появится возможность для более квалифицированной подготовки молодых футболистов.
Как взаимодействуют главная и молодежная команды «Амкара»? Есть ли шанс у кого-то из пермяков «молодежки» в ближайшем будущем закрепиться в «основе» «Амкара»?
– Молодежная команда, которую тренирует Константин Парамонов, работает по своему плану подготовки. Конечно, мы тесно взаимодействуем: если «молодежке» нужна помощь, например, закрыть какую-то позицию игроком «основы», мы всегда идем навстречу. Или, напротив, сами обращаемся с просьбой поставить в молодежный состав нашего игрока для получения игровой практики. Мы обладаем информацией о составе молодежной команды, знаем сильные стороны каждого игрока. Тех футболистов, которые более или менее близки к основному составу, мы регулярно приглашаем на учебно-тренировочные сборы в межсезонье и на тренировки по ходу чемпионата. В последнем тренировочном цикле, например, участвовали защитник Рустам Вазитдинов и нападающий Антон Гооге. Если бы не травма, в этом списке оказался бы и капитан «молодежки» Вадим Чухланцев. Все трое, кстати, – воспитанники пермской футбольной школы.
Большую часть времени в Перми вы проводите за работой на стадионе «Звезда». С городом познакомиться успели? Появились ли любимые места?
– Порой возникает необходимость всей командой выбраться куда-нибудь на ужин. Такие встречи помогают объединиться, стать единым целым. Несколько чаще мы бываем в кафе более узкой группой – тренеры и руководители клуба. Чаще всего предпочитаем «Наутилус».
А так, наше основное место пребывания, действительно, – стадион «Звезда». А на стадионе есть две ключевые точки. Во-первых, пресс-центр, где мы проводим больше всего времени, просматривая видео с игр и тренировок своей команды и разбирая матчи соперников. А во-вторых, клубная столовая – место, где создается настроение команды, где работают очень внимательные сотрудники, чуткие к просьбам футболистов.
У «Амкара», в отличие от многих клубов Премьер-лиги, нет своей учебно-тренировочной базы. Еще год назад наши футболисты жили в очень плохих условиях – по 4 человека в маленьких комнатах. Клуб выделил дополнительные помещения для общежития футболистов, провел их ремонт, условия были улучшены. Тем не менее председатель наблюдательного совета казахстанского «Кайрата» Кайрат Боранбаев, недавно гостивший у нас, сказал, что у них дублирующий состав живет лучше, чем наша «основа». Руководители «Амкара» не растерялись и ответили, что зато наши футболисты лучше играют.