Рубль продолжает укрепляться на валютном рынке, однако факторы для этого скоро иссякнут. Business Class узнал, чего ожидать от российской валюты в 2017 году
По данным ЦБ РФ, на 18 апреля 2017 года евро составил 59,83 рублей, а доллар – 56,25 рублей. Таким образом, за год доллар подешевел на 17%, а евро – почти на 25% по отношению к рублю.
В ближайшее время девальвационных скачков не ожидается, считают эксперты. Рост рубля не продлится слишком долго, однако и сильного падения ожидать не стоит. Укрепление рубля, с одной стороны, может усугубить положение компаний, ориентированных на экспорт, а с другой – повлиять на снижение цен на импортные товары. Но это только в перспективе.
Укрепление рубля эксперты связывают с несколькими факторами. Во-первых, с ростом положительного сальдо торговых отношений. «За первый квартал объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос до $82,1 млрд. Динамика составила 35,9% при росте импорта только на 24,9% (до $47,6 млрд). В таких условиях внешняя среда для российских экспортеров была благоприятной», – считает генеральный директор ИК «Финансовый дом» Юрий Гаврилов.
Во-вторых, на укрепление рубля повлияли увеличившиеся иностранные инвестиции в Россию. «Снижающаяся инфляция, ожидание уменьшения ключевой ставки ЦБ сделали приобретение рублевых облигаций одной из основных спекулятивных идей на всех развивающихся рынках. Это позволило Минфину РФ выпустить новые облигации в I квартале на 400 млрд рублей», – отмечает г-н Гаврилов.
По словам первого зампреда Банка России Ксении Юдаевой, основные поступления иностранной валюты в РФ в I квартале по текущему счету составили $22,8 млрд. При этом чистый вывоз капитала частным сектором в размере $15,4 млрд «стал зеркальным отражением этого притока», пояснила г-жа Юдаева на Форуме финансовой стабильности, передает «РИА Новости».
Российские банки, на счета которых поступила экспортная выручка, размещали ее в форме иностранных активов, прежде всего на депозитах банков-корреспондентов, добавила первый зампред ЦБ.
«Поэтому укрепление рубля, которое мы наблюдали в первом квартале 2017 года, в первую очередь обусловлено притоком иностранной валюты по каналу внешней торговли, и в гораздо меньшей степени это было связано с другими факторами, включая и операции carry trade (торговая стратегия, основанная на покупке и продаже валют в разных странах – ред.)», – резюмировала Ксения Юдаева.
Третьим фактором укрепления российской валюты выступила продолжающаяся дедолларизация экономики, считают финансовые эксперты, опрошенные Business Class. «Чистая долларовая позиция населения в первом квартале уменьшилась на $1,1 млрд», – поясняет Юрий Гаврилов со ссылкой на данные ЦБ РФ.
Конечный потребитель укрепление позиции рубля может и не заметить. Точнее, этот факт отразится на стоимости импортных товаров, но не сразу.
«Большинство импортеров не хеджирует валютные риски. Практически валютный риск продавца импортного товара страхует только маржа, которую он боится снизить в ожидании очередного валютного шока, – объясняет Юрий Гаврилов. – Поэтому укрепление рубля и падение доллара или евро не могут быстро отразиться на ценах товаров на полках. Но если рубль продолжит укрепление, то можно ожидать постепенного снижения цен на импортные товары. Однако должно пройти несколько циклов закупок и продаж, чтобы укрепление рубля повлияло именно на цены».
«Ослабление иностранных валют по отношению к рублю в перспективе может повысить доступность импортных продуктов для потребителей, – считает ведущий аналитик банка «Российский капитал» Анастасия Соснова. – Но вот для экспортеров укрепление рубля считается минусом. Известно, что торговый баланс Пермского края положителен, то есть регион экспортирует товаров больше, чем импортирует. И сильный рубль может серьезно мешать региональным компаниям, ориентированным на экспорт: главным образом, производителям калийных минеральных удобрений».
Судьба доллара.
Источник: ЦБ РФ
Волатильность иностранной валюты в 2017 году будет высокой, говорят финансисты. В основном на их судьбу повлияют внешнеэкономические и политические факторы. Поскольку они неустойчивы, стабильности рубля ждать не приходится.
«Можно ожидать, что волатильность доллара будет относительно высокая. Периоды стабилизации, которые наблюдались в I квартале 2017 года, долго продолжаться не могут. Во многом из-за того, что и внешнеэкономические, и политические факторы неустойчивы, – говорит Юрий Гаврилов. – Факторы, влияющие на курсообразование, останутся прежними. Главным будет сальдо инвестиционных потоков, которое очень сильно зависит от внешнеполитической ситуации. Безусловно, курс рубля продолжит коррелировать с профицитом внешней торговли».
С тезисом о влиянии политических маневров на курсы валют соглашается и Анастасия Соснова, добавляя, что в этой теме важно также затронуть динамику цен на нефть, от которой напрямую зависит стоимость рубля. «На евро, в частности, на данный момент огромное давление оказывают политические риски, поэтому евро хорошо подешевел, в первую очередь, к американской валюте, а потом уже к рублю. При условии движения цен на нефть в диапазоне $50-60 за баррель тренд на укрепление рубля к доллару США может сохраниться, однако дальнейший потенциал укрепления отечественной валюты выглядит уже скромным. Хотя сейчас сохраняется тенденция к укреплению рубля. Риски внешних шоков и девальвации рубля на текущий момент оцениваются как невысокие. Мы прогнозируем, что доллар США подешевеет до 55 рублей за $1», – подмечает эксперт.
Положение рубля в текущем году будет зависеть и от политики ЦБ по регулированию процентными ставками на денежном рынке.
«Если сделать прогноз, то можно сказать, что потенциал укрепления рубля в следующих кварталах 2017 года небольшой. Вероятность его ослабления до конца года гораздо выше, – добавляет г-н Гаврилов. – Но я бы не стал драматизировать. Сильных девальвационных шоков, подобных тем, которые были в последние два года, ожидать не стоит. Самый негативный прогноз сейчас делает Минэкономразвития России, предполагая средний курс на текущий год в 64,4 рублей за доллар. С учетом внешней конъюнктуры можно представить, что это верхняя оценка возможных изменений».