Два года кризиса и санкций: вспоминаем, что потеряла Пермь за это время. Здесь и «Виват-Трейд», и «Живаго», и «Стратегия», и несколько СМИ
Экономический кризис отразился в Прикамье на всех сферах. В каждой отрасли, будь то девелопмент или ритейл, наблюдается снижение объемов производства. Одни организации теряют в рентабельности, другие и вовсе уходят с рынка.
На непростую ситуацию в экономике наложились и санкции, введенные в августе 2014 года из-за ситуации на Украине. Business Class проанализировал, какие пермские компании исчезли с рынка.
Долги, еще долги.
Пермская торговая сеть «Виват» в конце 2016 года оказалась на грани банкротства. На второе марта сумма исковых требований, предъявленных к ООО «Виват-Трейд», составляла 1 млрд 5 млн рублей. По данным выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Виват-Трейд» находится в стадии ликвидации с 17 февраля 2017 года. Ликвидатором выступает Вадим Юсупов, генеральный директор ГК «Норман-Виват». Иск о банкротстве «Виват-Трейд» поступил от ООО «Росстройсервис». По данным «bc», единственный учредитель «Росстройсервис» – Александр Глевич, который также является совладельцем ООО «СтройКамсТрест» и ООО «КамаСтройСервис». Доли в обоих этих обществах есть у Руслана Путилова, совладельца ООО «Норман СПБ» и ООО «Виват-ПРМ», а также учредителя ООО «Современные торговые технологии». Под этим юридическим лицом, зарегистрированным 17 января 2017 года, сейчас работают ряд супермаркетов «Виват».
В начале текущего года во многих магазинах «Виват» значительно сократился ассортимент предлагаемых товаров, полки пустовали. Впоследствии супермаркеты в разных районах города начали закрываться. Сейчас сеть развивает 13 магазинов в Перми. Многие из тех, что оказались закрыты, уже занял другой пермский ритейлер – «Семья», принадлежавший экс-губернатору Прикамья Олегу Чиркунову.
Напомним, что история группы «Норман-Виват» началась с компании «Норма», которая в 1995 году занималась оптовыми поставками алкоголя. А первый супермаркет торговой сети «Виват» открылся в 2000 году на ул. Уральской, 113.
«Виват» стал не первым пермским ритейлером, попавшим под процедуру банкротства. В декабре 2015 года арбитражный суд Пермского края признал банкротом управляющую компанию «Добрыня», собственником которой являлся политик Константин Окунев. Задолженность компании составила 1,776 млн рублей.
Стоит отметить, что «Добрыня» была первой в Перми продуктовой сетью под единым брендом. Она открылась в 1999 году. В 2013 году ритейлерская сеть насчитывала 18 магазинов (13 в Перми и 5 в крае).
Трудности возникают не только у пермских ритейлеров. Проект IKEA, который обсуждается на протяжении нескольких лет, снова заморожен.
Летом 2016 года шведский ритейлер отказался от планов строительства торгового центра «МЕГА» на площадке в микрорайоне Ива в Перми. И пока будущее проекта остается неясным.
Разговоры о том, что в Перми откроется IKEA, начались еще в конце 2002 года, но даже спустя 14 лет идея осталась нереализованной, несмотря на то, что в 2016 году ритейлер определился с площадкой, а депутаты изменили зонирование территории специально под ее размещение.
Оборот розничной торговли в регионе в январе-феврале составил 75,34 млрд рублей, это на 3% ниже, чем в сопоставимый период 2016 года. В структуре продаж специалисты фиксируют устойчивое снижение удельного веса непродовольственных товаров. На их долю пришлось 38,72 млрд рублей из общего объема оборота.
Лучше кушать дома.
Ситуация в общепите не лучше. Кризис «убрал» с рынка заведения с многолетней историей. В 2016 году решение о закрытии приняли сразу несколько ресторанов. Среди них – один из старейших пабов города «абырвалГ», ресторан Big Ben, который был закрыт новыми владельцами здания «Пермской ярмарки» на бульваре Гагарина – сетью «Лента», ресторан «Эрнест», проработавший почти 20 лет, кафе «Цитрус» на Ленина.
В январе текущего года прекратил свою работу ресторан «Живаго». Владельцы выставили объект на продажу за 225 млн рублей (77 тыс. руб. за 1 кв. м). Ранее закрылось кафе и винный бутик InVino, которое также входит в «Живаго Group».
«Живаго Group» начало работу в Перми в 2005 году. Компания управляет ресторанным комплексом «Живаго», в который входят ресторан «Живаго» и летний сад, Кафе Pasternak, караоке Vertinsky, а также кондитерская и гастрономия «Живаго Market».
Закрылось и кафе OBED, развитием которого занимался Аркадий Кац совместно с ГК «ЭКС». В декабре 2015 года в Перми было открыто две площадки кафе – в ТРК «Семья» и по адресу Комсомольский проспект, 24. В рамках развития проекта предполагалось открыть семь-десять точек сети фаст-фуда в формате стритфуд (точки площадью 20-25 кв. м) и заведения на фудкорте (10 кв. м).
По данным Пермьстата, оборот общественного питания в Пермском крае за два месяца 2017 года составил 3,21 млрд рублей. Это на 15% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Миллионные разборки.
В банковском и финансовом секторах за эти годы лицензии лишились несколько организаций, что привело к денежным потерям пермяков. В некоторых случаях до сих пор неясно, вернут ли деньги кредиторам.
16 марта у НПФ «Стратегия» была отозвана лицензия. Фонд был крупнейшей организацией в Пермском крае, занимающейся пенсионными вкладами и накоплениями физических лиц. Причинами лишения лицензии названы неоднократные нарушения требований по предоставлению информации о деятельности фонда и манипулирование рынком ценных бумаг. 1 апреля в отношении директора и совладельца фонда Петра Пьянкова было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
В Прикамье от действий НПФ пострадали более 70 тыс. вкладчиков. По предварительным данным, на выплату пенсионерам их пенсионных накоплений потребуется около 80 млн рублей.
К концу 2016 года бывшим клиентам НПФ «Стратегия» были перечислены средства пенсионных накоплений на общую сумму 55 млн рублей. Тогда выплаты получили 7,7 тыс. человек из 8,6 тыс. граждан, по которым было принято решение о выплате.
У банков, которые работают в Пермском крае, лицензию отзывали в два раза чаще, чем у негосударственных пенсионных фондов.
18 августа 2014 года лицензии лишился «Экопромбанк». «В связи с неудовлетворительным качеством активов, не генерировавших достаточный денежный поток, «Экопромбанк» не обеспечил своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности и восстановлению финансового положения», – говорилось в сообщении регулятора.
29 сентября того же года суд признал «Экопромбанк» банкротом. За полтора года с момента признания организации несостоятельной были удовлетворены менее 10% кредиторов первой очереди.
В начале марта 2017 года Банк России отозвал лицензию еще у одного банка, расположенного в Перми, – «Татфондбанка». Возвратом выплат по вкладам занимается ВТБ24, действующий от имени Агентства по страхованию вкладов в качестве банка-агента. В марте за выплатой страхового возмещения обратились 360 пермяков, клиентов «Татфондбанка». Они получили 76 млн 207 тысяч рублей.
СМИшные дела.
Кризис изменил и рынок пермских СМИ. Многие не смогли выжить и закрыли свои проекты, а кто-то отказался от печатной версии и сосредоточился на развитии площадки в интернете.
Последний текст на сайте газеты «Пермская трибуна», входящего в медиа-холдинг «Актив-Медиа», подконтрольный депутату Госдумы Дмитрию Скриванову, вышел 30 декабря 2016 года. С этого момента на сайте не появлялось новых материалов. Согласно разделу «Архив», последний номер «бумажной» версии газеты вышел 19 декабря.
Старейшая частная газета в Перми «Местное время» (издается с 5 августа 1992 года) приостановила выпуск печатного издания. Судя по архиву на сайте газеты, последний бумажный номер вышел 24 августа 2016 года. Однако новости на сайте издания продолжают обновляться.
Кроме этого, прекратил существование глянцевый журнал Мalina. Последний его номер вышел в апреле 2016 года. Как пояснял СМИ владелец группы «Норман-Виват» Вадим Юсупов, это было сделано по экономическим причинам, а также потому, что творческая команда, работавшая над изданием, занялась другими проектами.Издание Malina выходило с 2010 года. Журнал писал о городской жизни, отдыхе, вечеринках, городских героях и моде. В 2014 году его приобрели структуры, близкие к торговой группе «Норман-Виват».
Перестала выходить и газета «Пермское времечко», она существовала благодаря бюджетным деньгами и после того, как их доступ прекратился, завершил свою недолгую историю и этот проект.
Пермские ласточки.
В декабре 2016 года IT-холдинг Inline Technologies Group (ITG) поглотил пермского IT-разработчика «Прогноз».
АО «Прогноз» на рынке российских ИT-компаний являлось одним из крупнейших. Однако в этом году иски о несостоятельности компании подали сразу несколько организаций.
Одна из них – московская компания «Росбанк», которая через суд взыскивает с ИТ-разработчика в общей сложности почти 274 млн рублей.
Компания «Прогноз» была создана на базе Пермского государственного университета в 1991 году. Учредителем и президентом общества стал заведующий кафедрой информационных систем и математических методов в экономике ПГНИУ профессор Дмитрий Андрианов.
Ушла с рынка и единственная пермская сеть кинотеатров. В сентябре «Синема Парк» объявила о покупке у пермского бизнесмена Александра Флегинского Very Velly, которая управляет тремя многозальными кинокомплексами в Перми и Ижевске. В декабре 2016 года бренд Very Velly ликвидировали.