Неаполитанские истории

«Увидеть Неаполь и умереть». Отпуск на родине Каморры, пиццы, а также в месте, где земля иногда в прямом смысле слова уходит из-под ног

«Увидеть Неаполь и умереть», по-неаполитански – «Vide Napule e po' muore». Именно так первоначально звучала знаменитая крылатая фраза, впоследствии с легкой руки писателя Ильи Эренбурга ставшая популярной в отношении Парижа.

Былая слава утрачена Неаполем не только лексически¸ но и фактически. В XVII веке город был вторым по численности в Европе. Сейчас по количеству жителей город не может соперничать с крупными мегаполисами, хотя в нем и проживают (с учетом пригородов) около трех миллионов человек. Качество жизни в Неаполе также ниже, чем во многих европейских и итальянских городах.

Мигранты и мусор.

Первое, что бросается в глаза, это большое количество мигрантов. Их действительно много. Каждый свободный метр на проходимых улицах они используют, чтобы продавать сумки, ремни, кошельки, всевозможные сувениры. Кто-то торгует с покрывал, на ходу или просто попрошайничает. Среди нищих и бездомных много и местных. Все это не красит и так неприглядные из-за большого количества мусора улицы.

Как пояснил знакомый неаполитанец, проблема с мусором образовалась из-за того, что жители пригорода выступают против размещения здесь полигонов или производств для переработки отходов. Много лет власти не могут решить этот вопрос, а когда он встает особенно остро, улицы превращаются в свалки. Кроме того, многие местные не затрудняют себя и выбрасывают упаковку там, где сию минуту что-то выпили или съели.

Работать каммористом.

В городе высокий уровень безработицы: 60% жителей не работают, почти столько же имеют криминальное прошлое или настоящее. Первое, что мы узнаем еще в автобусе по пути из аэропорта, — здесь очень дешевые наркотики, и купить их можно практически в открытую. Стоит вспомнить о том, что Неаполь – родина Каморры (неаполитанской мафии). Она по численности в пять раз больше прославленной кинематографистами сицилийской мафии. Аль Капоне был родом из Кампаньи – это пригород Неаполя. А на жизнеописание «Крестного отца» Марио Пьюзо вдохновил неаполитанец Альфонсо Тьери, который перебрался в США и стал главой одной из «семей». На туристах эта криминальная ситуация особо не отражается, правда, сумку или кошелек без внимания оставлять не стоит. На крупных площадях или пешеходных улицах дежурят сухопутные войска Италии, карабинеры и полиция. Последние вяло гоняют мигрантов перед группами туристов, спускающихся с бортов многочисленных огромных лайнеров, прибывающих в городской порт.

Tu vuò fa l'italiano

Местные жители громкие, певучие, разговаривающие «руками». Чужака, пусть даже и итальянца, они вычисляют моментально по речи, так как говорят на местном, сложно осваиваемом диалекте. Кстати, если бы текст можно было сопроводить музыкой, то этот обязательно был бы под песни Ренато Карозоне. Певец и после своей смерти живет на улицах Неаполя. Неаполитанцы любят и часто поют его «Tu vuò fa l'americano», а еще нещадно эксплуатируют для привлечения туристов. Песня звучит из магнитофонов и шарманок, ее исполняют с балконов, за что полагается положить вознаграждение в спущенное на веревке ведро.

Увидеть «жемчужину».

Возраст Неаполя перевалил за две с половиной тысячи лет. Здесь есть дворцы, крепости, бессчетное количество базилик и соборов. Неаполь как был, так и остается очень противоречивым: за грязью и мусором скрываются шедевры, недостатки города – часть его колорита. Здесь в капелле Сан-Северо хранится одна из самых знаменитых скульптур мира – «Христос под плащаницей». Если бы зритель не знал, что складки ткани, скрывающей фигуру, из мрамора, он бы об этом никогда не догадался. Хотя потрясает вся скульптура, а не только гениальная передача свойств ткани в камне.

Неаполитанские мастера не уступали флорентийским, поэтому настоящие шедевры встречаются почти в каждой базилике. Взять хотя бы центральную церковь Пио Монте делла Мизерикордия. В ее алтаре висит знаковая картина Караваджо «Семь дел милосердия». Правда, со всех желающих увидеть полотно берут за просмотр по 7 евро.

Стоит отметить, что часть архитектуры исторического центра навсегда утрачена. Она значительно пострадала во время американских бомбардировок в 1942-43 годах. Были уничтожены или частично разрушены вокзал, порт, жилые дома, в том числе старейший и крупнейший оперный театр в Европе «Сан-Карло». Все это заново отстроено.

Если вы устанете плутать по узким, завешанным бельем улочкам Неаполя, то вам не удастся «срезать». Его планировка путаная и старинная. Она сохранилась с античных времен – город пронизывают множество кардо (cardo – улицы, идущие с севера на юг) и три параллельные улицы с востока на запад (decumano – древнеримское название улиц). Очертания одной из декумано – улицы Спакканаполи (Spaccanapoli) протяженностью 2 км – сохранились нетронутыми с VI века до н.э., а по сторонам улицы можно обнаружить строения всех сменившихся за это время эпох. И на всем протяжении – сувенирные лавки, возле которых надолго замирают туристы: здесь продаются спагеттометры и магниты, бубны с портретами Софи Лорен и вертепы с «живыми» фигурками – вот стирает прачка, вот пекарь печет пиццу, крестьянин стрижет овцу, есть даже персонажи с лицами известных актеров или популярных футболистов.

Другая артерия старого города – улица Трибунали – также не дает расслабиться любопытным туристам: церкви через каждые два дома, под некоторыми античные катакомбы или остатки рынка, руины древнегреческих стен, небольшие пиццерии, в которых любая испеченная пицца будет хороша.


Исторический центр Неаполя считается самым обширным в Европе, его площадь превышает 1700 гектаров. Часть исторического центра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


Ад и чистилище.

В получасе езды на метро от Неаполя есть небольшой городок Поццуоли. Отойдя от станции 900 метров в гору, оказываешься в удивительном месте – в кратере древнего, сейчас спящего вулкана – Сольфатара (Solfatara – от позднеримского Sulpha Terra – серная земля). Это один из вулканов Флегрейских полей. Его первое и единственное извержение в Кампании произошло 40 тысяч лет назад.

Здесь земля, как клапан, прикрывает раскаленную лаву, а через фумаролы – трещины и отверстия – вырываются пар и газ с запахом сероводорода, имеющие высокую температуру – около 160°С. Лава настолько близко подходит к земной поверхности, что она буквально плавает на ней, совершая вертикальные колебания – брадисейсмы. Все «прелести жизни» вулкана можно ощутить, если оказаться здесь в неправильной обуви, например, в босоножках.

В ХVIII-XIX веках Сольфатара был обязательной остановкой в ходе так называемого «Гранд Тура» – познавательного туристического маршрута, популярного среди сыновей европейской аристократии. Первые экскурсии внутрь кратера Сольфатары стали устраивать в 1900 году. Но еще римляне использовали пар для своих саун. В кратере есть две кирпичные печи, где пар различается по температуре – одна из парилен получила название «Ад», другая – «Чистилище». В них лечат ревматизм. В кратере Сольфатара целебен и сам воздух, насыщенный сероводородными испарениями. Сюда привозят оздоравливаться и детей, и взрослых. Здесь можно увидеть сеньоров, которые наматывают круги по кратеру, задерживаясь возле фумарол, где усиленно дышат полной грудью.

Посещение вулкана тоже не бесплатное, вход стоит 7 евро.

Помпеи — город, погребенный под пеплом.

Неаполь находится на склоне Везувия, поэтому основной достопримечательностью стал сам вулкан и город Помпеи, погребенный под пеплом во время извержения в 79 году н.э. Это место стоит посетить. Можно ехать не по туристическому туру, а самостоятельно. Отправляться в Помпеи стоит с площади Гарибальди, откуда идут электрички – экспресс Campania или Чиркумвезувиана – это частная узкоколейная железная дорога в регионе. Билет в одну сторону стоит до 5 евро (на экспрессе – 15 евро). Вход в исторический комплекс – еще 13 евро. Выгодно посещать достопримечательности и пользоваться всем городским общественным транспортом по ArteCart Campania. Такие карты существуют на разное количество дней, на три дня она стоит 32 евро. Сами жители перемещаются по городу преимущественно на метро, по проездному, покупая билет (поездка – 2 евро) или «зайцем». На дорогах из-за перманентных раскопок в центре и странной транспортно-пешеходной логистики постоянные пробки.

Помпеи встречают туристов стеклянными павильонами, в которых на столах, изогнувшись в агонических позах, лежат жертвы самого известного вулканического извержения в истории. Целый город за день был поглощен камнями и пеплом. Более тысячи шестисот жертв извержения застыли во времени. И это только те, кого нашли археологи. Сегодня Помпеи – одна из важнейших археологических площадок в мире. Уникальное окно в утраченный римский мир, жители которого были застигнуты вулканическим взрывом врасплох. Они не осознали опасности и сначала просто наблюдали за происходящим.

Утром из Везувия поднялся гигантский столб пепла, вулканической породы, горячего газа, лавы. В высоту он был более 15 км. Через несколько часов этот столб стал падать в сторону города. На людей посыпались куски пемзы и камни. Только тогда жители стали убегать и прятаться в домах, погребах. Многих убивали падающие глыбы, на тех, кто успел спрятаться, обрушивались крыши. Спустившийся с горы поток тепловой волны с продуктами извержения убил всех оставшихся. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Ученые предполагают, что из 20 тысяч жителей Помпей в зданиях и на улицах погибли около двух тысяч человек. Многим все-таки удалось покинуть город.

Сейчас Помпеи – музейный комплекс. Кроме сотен построек и фресок, здесь сохранились посуда, одежда, еда жителей. Благодаря этим находкам ученые реконструируют быт римлян. Там были термы (бани), вопреки общеизвестному факту – не только мужские, но и женские, прачечные, пекарни, керамические фабрики, форум с несколькими храмами, два театра, амфитеатр для боев гладиаторов, виллы богатых горожан, в которых насчитывалось до 90 комнат, древние «фастфуды» – дома, где подавалась еда приезжим или местным, у которых не было собственных печей.

Помпеи до сих пор реставрируются. Итальянцы раскопали из многометрового пепла 3/5 части города. Остальное – оставили потомкам, как и новые открытия.

О Неаполе еще можно много говорить, но самый главный вывод путешественника, посетившего Кампанию — сюда ехать стоит, но не только, чтобы увидеть достопримечательности и попробовать лучшую в мире пиццу. А затем, чтобы любоваться дивной архитектурой, удивляться набожности местных жителей, восхищаться их пылкостью, темпераментом и безграничной любовью к жизни.