Политтехнолог, руководитель РПА «Агитроп» Александр Пахолков поделился с Business Class прогнозом на предстоящие избирательные кампании и объяснил, как низкая явка на выборах связана с количеством протестующих на улицах
Начнем с последних новостей. Участники предварительного голосования «Единой России» по выборам губернатора завершили встречи с партийным активом. Насколько интересными были праймериз?
– На мой взгляд, праймериз задали тон будущим губернаторским выборам, которые, как и праймериз, пройдут по закрытой модели. Сегодня существуют единственный реальный кандидат и муниципальный фильтр, который никто из потенциальных конкурентов не способен преодолеть без поддержки краевых властей. В таких условиях понятно нежелание использовать праймериз в качестве дополнительной раскрутки как врио губернатора, так и его потенциальных оппонентов.
Есть информация, что после выборов конкурент Максима Решетникова по праймериз Сергей Клепцин может занять пост в краевом правительстве. На ваш взгляд, насколько основательно это предположение?
– Думаю, что по итогам праймериз он заслужил как минимум пост социального вице-премьера. Ролик с его участием в эфире одного из федеральных каналов стал самым интересным и запоминающимся событием предварительного голосования. Причем Сергею Витальевичу пришлось отвечать сразу за всех – и за краевое министерство соцразвития, разработавшее ставший скандальным законопроект, и за депутатов регионального парламента, практически единогласно этот проект поддержавших.
Если говорить о других кандидатах, то, на ваш взгляд,смогут ли уже известные кандидаты в губернаторы от КПРФ и ЛДПР составить конкуренцию врио главы региона или они будут играть роль «массовки»?
– Я считаю, что в Пермском крае нельзя всерьез говорить о губернаторских выборах, так как обсуждаемые «альтернативные» кандидаты, вероятно, подбирались исходя из отсутствия у них каких-либо амбиций и низкой узнаваемости. По сценарию действующей власти эти кандидаты должны по всем параметрам проигрывать основному претенденту на пост губернатора. Сомневаюсь, что эти люди смогут привлечь избирателей на участки.
Некоторые эксперты предполагают, что участие в выборах Константина Окунева или Олега Хараськина теоретически может привести ко второму туру. Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы перспективы кандидатов сегодня?
– Появление хотя бы одного из этих людей в бюллетене, действительно, может повысить интерес к выборам и увеличить явку. При условии, если в таких кандидатах заинтересованы в администрации президента (к примеру, федеральные политики недовольные растущим влиянием членов команды Сергея Собянина в регионах) и эти претенденты не сольют свои кампании, вероятность второго тура очень высока.
Однако, на мой взгляд, и Константину Окуневу, и Олегу Хараськину нужно действовать более активно. Молчаливого политика никуда не допустят. Понимаю, что эти кандидаты ограничены необходимостью пройти муниципальный фильтр. Но если их намерения побороться за губернаторское кресло действительно серьезны, то нужно показать, что без допуска их к кампании выборы нельзя считать легитимными.
Пока в Пермском крае, в отличие от Свердловской области, такого не наблюдается. С другой стороны, если наши политики и избиратели согласны на скучные и предсказуемые выборы, то зачем делать по-другому? Формальные выборы и формальные кандидаты это более чем достаточно, а сэкономленные таким образом деньги можно потратить на более интересные вещи.
«Справедливая Россия» и «Яблоко» пока еще не выдвинули своих кандидатов на губернаторские выборы. Стоит ли ждать от них сюрпризов?
– Теоретически «Яблоко» может выдвинуть Надежду Агишеву. Как более или менее яркий политик она может оживить эту кампанию, но в том, что это произойдет на самом деле, я сомневаюсь. Не думаю, что региональное отделение партии, которое время от времени по просьбе администрации губернатора поставляет на выборы разных уровней технических кандидатов, решится на такой шаг. Скорее всего, нам будет представлен какой-нибудь ученый-булгаковед. Выдвижение яркого кандидата от «Справедливой России», по моему мнению, тоже маловероятно.
Отличительной чертой этой кампании стало активное использование telegram-каналов. Насколько это эффективный инструмент?
– Электоральный эффект от их использования нулевой. На кого могут повлиять telegram-каналы? На журналистов, которые следуют редакционной политике своих СМИ? Сомневаюсь. На депутатов или врио губернатора? Тоже маловероятно. Вряд ли кому-то интересно наблюдать за тем, как один прорешетниковский канал ссылается на другой, а потом оба этих канала цитирует депутат Александр Григоренко.
Ставка на традиционные СМИ в летний период тоже вызывает сомнения. Не думаю, что избиратели в отпусках и на дачах будут не отрываясь, с интересом следить за пермскими медиа.
Кроме губернаторских выборов в сентябре состоятся муниципальные кампании. На ваш взгляд, какие из них могут быть интересными?
– Потенциально, на фоне сложной экономической ситуации и противостояния части депутатов думы действующему главе, могут пройти любопытные выборы в Лысьве..
В Губахе, напротив, ничего интересного ждать не стоит. На прошлых выборах в Губахинскую думу только в двух из десяти округов были несогласованные с властями кандидаты, но какой-либо активности они не проявляли. Скорее всего, на этих выборах ситуация не изменится: все пройдет спокойно – во всех 20 округах при поддержке крупных промышленных предприятий победят кандидаты от «Единой России».
Как вы относитесь к отмене выборов по партспискам в Губахе и Лысьве? Повлияет ли это на ход кампаний в этих городских округах?
– Конечно, повлияет. В Губахинской думе больше не будет кандидатов от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». В Лысьве партийные депутаты теоретически могли договориться о прохождении по новым одномандатным округам и сохранении своих мест в думе. Если таких договоренностей нет, существует большая вероятность конфликтов и скандалов на предстоящих выборах.
На ваш взгляд, какова вероятность, что к следующему выборному циклу Пермская городская дума тоже откажется от смешанной системы?
– Очевидно, что такая тенденция есть. Скорее всего, ограничение избирательного законодательства на всех уровнях будет продолжено. Кроме того, депутаты, выбранные в думу по партспискам, разве как-то успели себя проявить, выступить с интересными избирателям инициативами? Я такого не наблюдаю, и в том, что правящее большинство игнорирует депутатов от оппозиционных партий, не вижу ничего удивительного. Этим политикам нужно активнее работать с избирателями, доказывать, почему они должны оставаться в думе и зачем за них нужно голосовать.
Контролируют ли краевые власти ситуацию в муниципалитетах?
– Не особенно. В этом месяце прошли три конкурса по выбору глав, и все они признаны несостоявшимися. Достижения новой администрации губернатора в этой области мало отличаются от предыдущей команды. Создается впечатление, что работа в территориях краевым властям неинтересна и всем на нее плевать. Об этом явно говорит тот факт, что депутаты при выборе глав не стесняются портить бюллетени.
Любой человек, наблюдающий за этой ситуацией, видит, что система назначений по конкурсу не работает. Краевые власти пытаются протолкнуть лояльных ей кандидатов, несмотря на противодействие местных элит. А учитывая, что на главах районов лежит ответственность за результат Максима Решетникова на губернаторских выборах, для администрации главы региона возникает опасная ситуация. Муниципальные элиты начинают понимать, что неугодного им районного начальника можно убрать, обеспечив низкую явку на выборах, и у них для этого есть все возможности.
Существуют различные прогнозы по явке в единый день голосования: от пессимистичного (25-30%) до оптимистичного (55-60%). На ваш взгляд, какая из этих цифр ближе к реальности?
– Пока нет списка зарегистрированных кандидатов и понимания хода кампании, назвать конкретную цифру затруднительно. Но уже ясно, что явка на этих выборах будет ниже 35%. В этом году нет интриги, героев или антигероев. Следовательно, эта кампания, пока неинтересна ни сторонникам действующей власти, ни ее оппонентам. Следовательно, кто пойдет голосовать, непонятно.
Однако отсутствие возможности высказаться на выборах ведет к радикализации общества. Все больше и больше людей разочаровываются в легальных способах участия в политической жизни, соответственно, они начинают интересоваться протестными акциями. К слову, по данным газеты «Ведомости», Пермь по количеству людей, пришедших на митинг сторонников Алексея Навального 26 марта, занимает шестое место в стране.
Вероятно, Кремль заинтересован в проведении конкурентных и интересных для избирателя губернаторских выборов в преддверии президентских, но в то же время боится возвращения протестного электората на улицы. Вот и получается, что в регионе размером в пять Бельгий меньше кандидатов, чем в самом маленьком европейском или американском городке.