В преддверии поступления выпускников школ в вузы Business Class узнал, какие возможности международной академической мобильности есть у пермских студентов
Единичные случаи обучения по международным программам обмена студентами присутствуют во многих университетах Перми. Между тем налаженные отношения с заграничными учебными заведениями и постоянная академическая мобильность студентов представлены только в двух университетах – классическом и техническом. Обучающиеся имеют возможность участвовать в программах международной академической мобильности, дуального обучения и в летних школах.
Академическая мобильность.
Из всех возможных способов международного обучения наибольшей популярностью среди пермских студентов пользуется программа академической мобильности между российским вузом и зарубежным.
В ее рамках студент проводит один семестр в вузе-партнере и познает новые дисциплины, при этом продолжая осваивать и свою основную учебную программу. Такой возможностью могут воспользоваться, студенты как ПГНИУ, так и ПНИПУ. Например, политех реализует две программы включенного обучения: по направлению «Экономика» с Восточно-китайским университетом Цзяотун (г. Наньчань), а также по направлению «Горное дело» + китайский язык с Китайским Нефтяным Университетом (г. Циндао).
ПГНИУ поддерживает партнерские отношения с 24 зарубежными вузами. Наибольшей популярностью среди студентов пользуются программы обмена с учебными заведениями Китая (Наньчанский Университет), Франции (Университетом им. Стендаля, Университет Гренобль-Альпы), Германии (Университет Лейфана) и другими.
Пермские студенты высоко ценят возможности получить обучение за границей, не отрываясь от своего основного учебного процесса. Однако они замечают и недостатки программ, с которыми может столкнуться каждый. По словам Стеллы Михайловой, студентки ПГНИУ, участницы программы академической мобильности ПГНИУ с Аньхойским университетом, условия, которые предоставляет принимающая сторона, могут измениться в последний момент. «Многие студенты, которые планировали поехать на обучение в Аньхойский университет вместе со мной, внезапно отказались. Это связано с тем, что принимающая сторона изменила условия: отменила стипендию, которая должна была покрыть расходы на перелет и питание в Китае. Изначально предполагалась, что это будет оплачено наравне с обучением и проживанием на все 7 месяцев действия программы», – рассказала девушка.
Специалисты ПГНИУ отмечают, что в последний год высокую популярность обрели языковые стажировки, обучение по социогуманитарным специальностям (таким как экономика, социология, политология, история, международные отношения и философия), а также обучение на геологических и географических факультетах. Среди учащихся ПНИПУ наибольшую активность в программах проявляют студенты гуманитарного факультета.
По словам экспертов, для участия в программах выездной академической мобильности студенту необходимо достигнуть высоких успехов в обучении и владеть необходимым для поездки иностранным языком на высоком уровне и английским языком на уровне B2. В связи с такими требованиями студенты первого и второго курсов обучения редко могут участвовать в конкурсе на участие в программе. Несмотря на схожие требования, в них есть и некоторые различия для молодых людей из ПГНИУ и ПНИПУ – в последнем на участие в подобных программах могут претендовать только студенты бюджетной формы обучения, а в классическом университете такая возможность есть и у контрактников.
Участники программ академической мобильности как от ПГНИУ, так и от ПНИПУ отмечают хорошую языковую подготовку, которую им удалось получить в принимающей стране и рост уверенности в своих силах. «Я всегда рассматривала программы академической мобильности исключительно как языковую практику. Всегда приятно в резюме подтвердить свое знание языка не только честным словом или сертификатом, но и какой-то деятельностью», – рассказала Юлия Волкова, студентка ПГНИУ, участница программ с Румынским университетом Babeș-Bolyai и Аньхойским университетом.
Она отметила, что при открытии новых программ обмена студентами шанс принять участие имеют почти все, кто успеет вовремя собрать необходимые документы. При этом в любой программе участники должны быть готовы к непредвиденным трудностям. «В Аньхойском университете были превосходно решены все организационные вопросы: от подготовки документов и размещения до помощи в продлении визы и экскурсионных поездок. Но методика преподавания китайского языка сводилась исключительно к запоминанию слов через постоянное повторение. В университете Babeș-Bolyai ситуация получилась зеркальной. Все выбранные мной курсы были интересными и требовали творческого подхода к выполнению самостоятельных заданий. А вот организация учебного процесса оказалась очень сумбурной. Из-за путаницы с документами я опоздала на полтора месяца, многие детали своего учебного плана пришлось узнавать на месте. Своего куратора от факультета я так ни разу и не увидела», – поделилась подробностями Юлия Волкова.
По словам специалистов ПГНИУ, учащиеся всех факультетов и направлений обучения имеют равные возможности для поездки в зарубежный вуз, однако иногда возникают препятствия. «В последнее время (2014-2016 годы) резко снизилась активность в рамках академической мобильности с университетами США. Именно с ними была налажена связь для студентов естественнонаучного направления. Сегодня, однако, данные программы реализуются довольно редко», – отметили сотрудники ПГНИУ.
Двойные дипломы.
Кроме этого, пермские студенты имеют возможность обучаться по дуальной программе. Она обеспечивает параллельное освоение двух образовательных программ высшего профессионального образования – одну в Перми, другую за рубежом. По окончании обучения выпускник получает сразу два диплома от обоих вузов-партнеров.
С 2005 года в ПНИПУ действуют программы двойного диплома с Университетом прикладных наук Анхальт (Германия) по двум направлениям подготовки: магистратура «Информационный менеджмент» и бакалавриат «Инновационный менеджмент».
По словам Леонида Мыльникова, куратора магистерской группы дуального обучения, двойной диплом существенно повышает конкурентоспособность выпускника при устройстве на работу. У него появляются реальные шансы трудоустроиться в успешных российских компаниях и за рубежом. Большинство из участников программы находят работу в России, многие уезжают из Перми. «Кроме профессиональных компетенций, которые невозможно получить в нашем вузе, студент обретает межкультурный опыт, свободное владение иностранным языком. Значительно повышается уровень ответственности и умение принимать серьезные решения», – рассказал Леонид Мыльников.
Как участники программ международной академической мобильности, так и дуального обучения получают схожие навыки и впечатления, однако для последних многие процессы оказываются проще, рассказал Георгий Микрюков, студент дуальной магистерской программы ПНИПУ и Университета прикладных наук Анхальт. «Главным плюсом программы является упрощение процедуры принятия студентов с обеих сторон. К примеру, нет необходимости подтверждать знание языка различными сертификатами – эти функции возложены на участников договора. Помимо этого ведется сотрудничество с немецкими предприятиями, которые выделяют стипендии на обучение студентам, ведущим исследования в определенных направлениях. В качестве несущественного недостатка можно выделить различия в начале и конце семестров в двух странах. В России – с сентября по январь, в Германии – с октября по февраль. Происходит незначительное «выпадение» из учебного процесса в России», – разъяснил Георгий Микрюков.
Летние школы.
Летние школы подразумевают краткосрочное обучение в летний период. Программы ежегодно могут меняться. Например, этим летом двое студентов политеха отправятся в Харбинский политехнический университет для изучения китайского языка и культуры за счет принимающей стороны. Еще шесть ребят будут стажироваться в Чешском техническом университете (Прага) по теме «Инновационное управление в промышленности». Студенты могут попасть на летнюю стажировку и платно. Например, стоимость участия в летней школе Университета Babeș-Bolyai (Румыния) по управлению бизнесом для учащихся ПГНИУ составляет 200 евро.
Студенты вузов рассказали «bc», что при желании они могут самостоятельно спланировать стажировку в зарубежном вузе, при этом родной университет окажет содействие и договорится с вузом-партнером о предоставлении приглашений желающим.