​«Окча»: неоднозначный фильм или кино с наивной фабулой

Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные недавно, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне.

Кино: «Окча»

Режиссер: Пон Джун-хо


ЗА

«Окча» стал самым неоднозначным фильмом минувшего Каннского кинофестиваля; многие критики указывали, что картине для подростков не место на художественном смотре. Но за наивной фабулой «Окчи» скрывается гораздо более глубокая, почти глобальная проблематика.

Корпорация «Мирандо» создала необычных поросят и раздала их фермерам по всему миру. На протяжении десяти лет гигантская экспериментальная свинья Окча была лучшим другом девочки Ми-джа, они мирно жили в южнокорейских горах и заботились друг о друге. Но в один ужасный день идиллическая жизнь друзей прервалась – корпорация забрала свою собственность. У стервозной генеральной директрисы Люси Мирандо свои, не самые гуманные, планы на необычного зверя. Конечно же, храбрая девочка не бросит друга в беде, Ми-джа отправляется спасать Окчу в Сеул и на помощь ей приходят члены молодежной радикальной группировки, попросту говоря – зоозащитники.

У многих, пожалуй, такое вступление вызовет аллергическую реакцию. Набивший оскомину диспут о правах животных в последнее время занимает чуть ли не центральное место в прессе и социальных сетях, но в данном случае режиссер использовал его лишь в качестве ключа зажигания – чтобы запустить мотор истории о преданности, гармонии и борьбе за счастье.

Кроме столь очевидных художественных ориентиров, «Окча» предъявляет зрителю главную достопримечательность своей системы координат – экологичность. Фильм развивается по классическим канонам и призывает к отказу от жестокости во всем. Даже зоозащитники, которые сражаются с секьюрити корпорации «Мирандо», извиняются перед своими противниками, если им вдруг приходится применять против них силу. Гуманизм главных героев, правда, не помогает им одержать разгромную и решительную победу – они вынуждены довольствоваться лишь спасением Окчи, тогда как налаженная живодерская система весьма успешно продолжает свою кровавую работу.

Так и сформулирована простенькая мораль «Окчи»: если не получается изменить все и сразу, то начни с малого – например, с себя. К сожалению, при всей доходчивости этого посыла, не каждый в состоянии ему следовать.

Тильда Суинтон и Джейк Джилленхол выводят фильм на новую высоту. Старательно исполненные роли руководителей корпорации «Мирандо» дополняют демонический образ «мясоедов».

Не переживайте, после просмотра фильма вы не станете вегетарианцем, но, возможно, более чутко и остро ощутите необходимость мирного сосуществования человека с окружающим миром: природой, другими людьми и, конечно, самим собой.


ПРОТИВ

Фильм «Окча» чем-то напоминает старый несмешной анекдот: во время полета одному из пассажиров авиалайнера становится плохо, и стюардесса интересуется у присутствующих, есть ли среди них врач, на что один из молодых людей отвечает, что он веган.

Также и здесь: лента начинается как фильм для всей семьи и чем-то напоминает сказку (для полноты картины гигантской свинье Окче лишь осталось заговорить на человеческом языке), но очень скоро режиссер принимается нашептывать зрителям: «Есть мясо плохо… животные страдают… а они ведь тоже живые существа». К концу фильма его создатели не стесняются высказываться более определенно и веско. По их мнению, все, кто имеет отношение к животноводческой индустрии, – преступники и мучители.

Можно иметь разные взгляды на эту тему, но когда она подается столь односторонне и фанатично, это скорее вызывает сомнения, чем сочувствие. Проникнуться уважением к зоозащитному движению после просмотра фильма не получится при всем желании: те, кто помогает Ми-джа спасти Окчу, – неуравновешенные, комичные миллениалы, которые не хотят и не умеют давать сдачи. В итоге их борьба оказывается напрасной: жестокость не пресечена, убийства продолжаются, Ми-джа, которая выкупила Окчу, покидает фабрику «Мирандо» под звуки выстрелов пневмопистолета.

И это семейное кино? Видимо, не определившись с целевой аудиторией и возрастным цензом, создатели картины решили продвигать ее как фестивальное кино. Но неужели борьба за права животных более насущная проблема, чем терроризм, гражданские войны или просто человеческие взаимоотношения? В Каннах, к примеру, задались тем же вопросом и обошли вниманием «Окчу» при вручении «Золотой пальмовой ветви». Было бы странно, если бы все сложилось иначе.

Окчу сложно полюбить хотя бы потому, что она – лишь анимированное изображение, сгусток компьютерной графики. В этом, разумеется, тоже угадывается известная позиция: ни одно животное не должно пострадать при съемках фильма о страданиях животных.

Тильда Суинтон и Джейк Джилленхол, исполняющие роли главных злодеев, кажется, сделали все возможное, чтобы их также не воспринимали всерьез. Глава корпорации «Мирандо» (Суинтон) напоминает восковую куклу, а кривляющийся натуралист в нелепых шортах (Джилленхол) своим участием лишь добавляет картине хронометража. В общей сложности зрителям предстоит преодолеть два с лишним часа, чтобы наконец-то понять: животные – друзья человека. А режиссер – веган.


16+