По данным «Avito Авто», в мае-июне число актуальных объявлений о продаже автомобилей с пробегом в Перми выросло на 9% по сравнению с предыдущим кварталом и достигло уровня второго квартала 2016 года. Стоимость машин, заявленная продавцами, за год выросла на 10% и составила 506 тыс. рублей, что на 12% выше средней цены в Приволжском федеральном округе.
Генеральный директор авторынка «Камская долина» Юрий Оборин подтверждает, что некоторое оживление на рынке наблюдается. Спрос на автомобили, по его оценкам, вырос на 5-7%. «Наибольшей активности мы традиционно ждем в сентябре, но движение заметно уже сейчас. Стали даже появляться потенциальные арендаторы площадей на авторынке. Предприниматели снова пытаются вкладываться в автобизнес», – добавил он.
По словам собеседника, цены на автомобили с пробегом действительно подросли – на 5-10%. Это касается как иномарок, так и отечественных машин. Они дорожают вслед за новыми автомобилями. При этом г-н Оборин отмечает, что в Пермь по-прежнему приезжают за подержанными авто покупатели из Москвы и западных регионов России, и привлекает их именно цена.
Рост цен повлиял на объем кредитов на покупку автомобилей с пробегом. Так, банк ВТБ24 в Пермском крае за шесть месяцев 2017 года выдал более 1100 автокредитов на сумму более 600 млн рублей, из них 13% приходится на автомобили с пробегом. По сравнению с первым полугодием 2016 года объем выдачи кредитов на подержанные машины вырос вдвое – до 78 млн рублей. По данным банка, в кредит чаще всего покупают Toyota, Hyundai и Chevrolet с пробегом.
«По первому полугодию мы видим, что кредиты на приобретение подержанных автомобилей становятся все популярнее в Пермском крае. Во многом это происходит благодаря тому, что увеличивается число предложений на вторичном авторынке. Плюс ко всему продолжают расти цены на новые автомобили, – рассуждает управляющий ВТБ24 в Перми Светлана Щеголева. – Согласно нашим расчетам, рост рынка кредитования как новых, так и подержанных авто продолжится», – прогнозирует она.
По мнению эксперта, основным драйвером продаж автомобилей остается программа госсубсидирования. Объем льготных автокредитов, выданных в Пермском крае ВТБ24 по итогам I полугодия 2017 года, на 46% превысил аналогичный показатель прошлого года. Средняя сумма кредита в рамках программы льготного автокредитования в регионе составляет 480 тыс. рублей. Лидерами продаж в этом сегменте стали автомобили LADA, Hyundai, Lifan.
Ольга Долженкова, директор по маркетингу ГК «БРАЙТ ПАРК» уточняет, что при анализе данных по объемам автокредитования необходимо учитывать, что статистика может свидетельствовать скорее не о разительном увеличении количества желающих получить кредит, а о росте числа одобренных банком заявок. Она добавляет, что в большинстве случаев люди, не получившие автокредит на поддержанный автомобиль, для его же покупки обращаются в тот же банк, но уже за потребительским займом. Это приводит к искажению структуры продуктов в банковских портфелях.
Потенциал вторичного авторынка огромен, – уверена г-жа Долженкова. «ГК «БРАЙТ ПАРК» вышла на него всего полгода назад, но уже сейчас мы продаем поддержанных автомобилей больше, чем новых», – рассказала она. Но существуют нюансы, ограничивающие число продаж. «Зачастую представители банков, ссылаясь на отсутствие статистики касательно ликвидности автокредитования для автомобилей с пробегом, устанавливают жесткие требования к заемщикам, что значительно сказывается на емкости рынка. Надеемся, что банки постепенно пересмотрят портфель кредитных продуктов для людей, желающих приобрести авто с пробегом, и тем самым позволят увеличить число продаж», – заключает эксперт.
Программа есть, а скидки нет.
С 1 июля в России вступили в силу новые программы господдержки авторынка, направленные на стимулирование спроса на новые автомобили. Соответствующее постановление было опубликовано на сайте федерального правительства. Две программы рассчитаны на частных лиц – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они предусматривают скидку на покупку первого автомобиля для молодых людей, а также для родителей двух и более детей (подробнее см. справку).
Собеседники «bc» отмечают, что стимулирование конечного спроса на автомобили – правильная мера, и программы будут востребованы. Но фактически они еще не запущены. Кроме того, сегмент потенциальных участников программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» гораздо уже, чем у действующего сейчас льготного автокредитования.
«Стимулировать экономику лучше через конечный спрос, нежели чем через спонсирование конкретных производителей, как это было принято еще не так давно. В результате продукт становится более доступным, предприятия увеличивают выручку, создают или сохраняют рабочие места на производствах», – говорит Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT. Он добавляет, что программа «Первый автомобиль» нацелена на узкий сегмент потребителей. «Она направлена в основном на людей, родившихся в период сильного демографического спада, то есть на период 1995-1999 годов», – рассуждает он. «Новые программы льготного кредитования имеют более адресный характер, чем прежние», – соглашаются эксперты ГК «АвтоСпецЦентр».
В группе компаний сообщили, что на данный момент дилерские сети не реализуют автомобили по госпрограммам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». «Никакой информации от дистрибьюторов по поводу сроков запуска программ нам пока не поступало, мы ожидаем новостей к началу августа. Импортеры рассылают их дилерам официальные письма с перечнем акций и программ, которые будут действовать в текущем месяце. В июле от дистрибьюторов брендов, входящих в состав нашей группы компаний, информации о данных программах не было», – сообщили в пресс-службе «АвтоСпецЦентр».
Отсутствие официальной информации, позволяющей начать продавать машины по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», подтвердили в пермских автосалонах. «Буквально с 1 июля клиенты начали обращаться по поводу этих программ, однако никакой информации от автопроизводителя по ним до сих пор не поступило», – рассказали в одном из дилерских центров Перми.
Старше и дешевле.
На Avito во втором квартале 2017 года покупатели чаще всего интересовались машинами старше семи лет при средней цене 285 тыс. рублей за авто. На них пришлось 62% всех запросов. Около 16% пользователей сайта привлекли четырех- и пятилетние машины, средняя стоимость которых составляет 662 тыс. рублей, еще 14% потенциальных покупателей выбирали авто возрастом шесть-семь лет по цене 535 тысяч. Наименее популярны автомобили моложе трех лет. Они стоят в среднем 1,1 млн рублей. На эту категорию пришлось 8% запросов пермяков.
27% объявлений, опубликованных на «Avito Авто» во втором квартале 2017 года, – о продаже LADA. На них же пришлось около 32% запросов покупателей. Средняя стоимость машин этой марки составила 156 тыс. рублей. Это значительно дешевле, чем автомобили других популярных производителей. Так, автомобили марки Toyota стоили в среднем 903 тыс. рублей, Chevrolet – 344 тыс. рублей, Hyundai – 477 тыс. рублей, Ford – 442 тыс. рублей.