Business Class собрал альтернативные варианты строительству третьего моста через Каму. За последние года звучало много: от речных трамвайчиков до отказа от моста в пользу создания рабочих мест на правом берегу Камы
На протяжении последних пяти лет систематически говорится о необходимости строительства моста через Каму. Но кроме моста выдвигались идеи решать транспортную проблему города и другие путями. Business Class вспоминает, что в Перми предлагали сделать вместо того, чтобы строить мост Каму, который по самым минимальным оценкам стоит 20 млрд рублей.
1. Дороги и трассы
Ранее министр транспорта Пермского края Николай Уханов утверждал, что строительство моста – «проект не на ближайшие три года и, наверное, даже не на пять лет». «Я считаю, есть другие приоритеты – та же улица Строителей, которая позволит снизить нагрузку на Коммунальный мост и увеличить на Красавинский. Проект трассы намного дешевле строительства моста и, на мой взгляд, эффективнее. Более того, проект улицы Строителей на две трети готов», – аргументировал чиновник.
Он не первый высказал мнение о том, что развитие улично-дорожной сети позволит эффективнее использовать существующие мостовые переходы. В конце 2015 года в интервью Business Class глава администрации Перми Дмитрий Самойлов заявил, что дискуссия о строительстве третьего моста через Каму бессмысленна, пока не проведена реконструкция ул. Строителей.
В 2012 году похожие аргументы приводил Аркадий Кац, занимавший тогда пост заместителя председателя городской думы. По его мнению, проблемы коммунального моста и диспропорции в системе поперечных (через Каму) коммуникаций обусловлены неразвитостью продольных связей. При этом строительство третьего моста не решит, а наоборот, только усугубит проблему. «Нужно развивать продольные связи, расшивать узкие места, уводить из центрального планировочного района транзитные потоки», – призывал он.
2. Речные трамвайчики
Второе направление мысли, в русле которого предлагалось решить проблему связи двух берегов Камы, – развитие альтернатив автомобильному транспорту. Экс-губернатор Прикамья Виктор Басаргин в 2013 году активно продвигал идею возрождения в Перми речного транспорта. Он отмечал, что регион идеально подходит для развития этого вида перевозок. Поскольку населению требуются быстрые способы передвижения, бывший глава региона предлагал ориентироваться на речные трамвайчики. По задумке они могли использоваться и для перемещения из одной части Перми в другую.
3. Городская электричка
Депутат гордумы Сергей Богуславский предлагает в качестве альтернативы автомобильному мосту железнодорожный транспорт. Он отмечал, что городская электричка отчасти решит и те задачи, которые возлагаются на третий мост. «Если третий мост будет расположен ниже по течению от Коммунального, то он в большей степени пригоден для жителей Закамска. Если выше – то для жителей Гайвы. Сейчас нет оценки того, какие транспортные потоки идут с одного и другого направления. Это нужно учитывать наравне со стоимостью, – отмечал он. – Допустим, мы построим мост с выходом на площадь 1905 года. Разгрузим транспортные потоки только на КамГЭС и в Заозерье, проблему выезда из Закамска это не решит. А стоимость моста вместе с подъездными дорогами – миллиарды рублей», – рассуждал депутат.
Г-н Богуславский уверен, что городская электричка гораздо более дешевое решение проблем с пробками: это альтернативный способ добраться в центр из отдаленных районов.
4. Рабочие места на правом берегу
Нестандартно ответил на вопрос о том, где расположить третий мост через Каму начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис. Он обращает внимание на возможность управления транспортным спросом, то есть влияния на то, откуда возникает потребность в перемещении по городу. «Самая минимальная оценка стоимости строительства моста, которую я слышал, – 20 млрд рублей. По двум мостам за три утренних часа в индивидуальном транспорте проезжает примерно 30 тыс. человек ежедневно. Это рабочие поездки, они совершаются одними и теми же людьми. Допустим, что при возведении третьего потоки распределятся равномерно.В результате сократим их на 1/3, то есть на 10 тыс. человек», – рассуждает г-н Кис.
– Теперь представим, что мы тратим 20 млрд не на мост, а на создание рабочих мест на правом берегу для этих 10 тыс. человек. Получается по 2 млн на каждого. На эти деньги можно не только создать рабочие места, но и в течение примерно четырех лет платить зарплату сотрудникам или оплачивать аренду. Город же не будет нести расходы на содержание моста. Суть этого примера состоит в том, что инвестиции в экономику могут быть эффективнее вложений в транспорт, – заключает он.
5. Развиваться на одном берегу
В 2008 году голландцы не только проанализировали места возможного расположения третьего моста, но предлагали развивать Пермь как город, расположенный на одном берегу реки.
Кама – очень широкая река (1 км), мостов через нее мало, и их строительство затруднено существенной разницей высот между берегами. В настоящее время в Камской долине мало застройки, представляющей интерес, а город в то же время располагает достаточными площадями для развития застройки. Таким образом, какие-либо идеи развития плотной застройки в Камской долине просто нелогичны. По сравнению с другими примерами (Гамбург, Роттердам, Лондон, Париж) объем застройки на правом берегу реки представляется незначительным. Концепция «город на одном берегу» предполагает, что существующий центр города будет уплотнен и усилен, а территории застройки – консолидированы.
Расширение города за его границы будет ограничено, периферийные районы и поселки останутся в собственных границах. Камская долина превратится в парковый ландшафт, где разрешат строительство небольшого количества групп зданий. Команда мастер-плана считает эту концепцию предпочтительной для развития Перми в будущем, писали специалисты KCAP Architects & Planners.
Стоит отметить, что строительство нового моста рассматривается не только с точки зрения увеличения связей между двумя берегами. Его необходимость обуславливается еще и тем, что старый Коммунальный мост в недалеком будущем потребует реконструкции. Расчетный срок его эксплуатации в соответствии с проектной документацией составляет 50 лет и истекает в 2017 году. Однако исследования, проведенные в 2012 году, показали, что при соответствующем содержании мостовой переход можно эксплуатировать минимум 15 лет до проведения капитального ремонта или реконструкции.
Сейчас администрация Перми ведет работу по выбору места для строительства третьего моста. Одним из критериев оценки является транспортная безопасность. Рассматривается то, как потенциальные мостовые переходы «сработают» в случае закрытия на реконструкцию мостов по ул. Попова или в районе КамГЭС. Как ранее сообщал Николай Уханов, с вариантами расположения нового перехода мэрия должна определиться до конца 2017 года.