В краевом минтрансе рассказали о планах по запуску в Перми детской железной дороги. Объясняем, что это такое, и вспоминаем, что еще предлагают сделать на месте путей вдоль набережной
Министр транспорта Пермского края Николай Уханов рассказал Business Class о проекте Пермской детской железной дороги (ПДЖД). Реализовать его в Перми предложила компания «РЖД». «Есть планы запустить вместо железнодорожных составов мини-поезд. Это узкоколейная дорога, по которой передвигаются специализированные составы, в них родители с детьми могут прокатиться вдоль набережной. Это идея нам очень понравилась, она полностью вписывается в концепцию новой набережной. Таким образом, мы сохраняем историческую часть: эта железнодорожная ветка была первой на Урале», – напомнил чиновник.
Железнодорожные пути Горнозаводского направления намерены демонтировать на участке от Перми II до проходных Мотовилихинских заводов – ориентировочно до улицы Смирнова. Так для пермяков откроют доступ к набережной. Детская железная дорога в отличие от «взрослой» проходу не препятствует. «Она может быть на насыпи, а может на нижнем ярусе. Пересекать ж/д пути запрещено, а трамвайные пути и ДЖД – пожалуйста», – заметил г-н Уханов.
Отметим, что аналогичный проект реализован в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского в Екатеринбурге. Протяженность Свердловской детской железной дороги составляет 2,5 километра, ширина колеи – 75 сантиметров. ДЖД объединяет две станции. Ее подвижной состав – четыре тепловоза, паровоз и 11 пассажирских вагонов.
Возможность «прокатиться» на детской железной дороге как на аттракционе – только одна сторона проекта. ДЖД – это «кузница кадров» для Российских железных дорог. Школьники, изучающие азы железнодорожного дела, здесь применяют знания на практике. Летом учащиеся 5-11 классов становятся проводниками, диспетчерами, машинистами. Всего осваивают около 20 различных профессий.
Для обслуживания и ремонта Пермской ДЖД, по словам Николая Уханова, предусматривается сохранение мастерских на территории завода имени Шпагина. В них же может быть организовано обучение подрастающего поколения. Участок площадью 8,5 гектара с 30 тыс. кв. метров помещений краевые власти выкупят у завода «Ремпутьмаш» за 445 млн рублей. Соответствующие поправки в бюджет поддержали депутаты Законодательного собрания. В случае выкупа участка станет возможной реализация проекта «Первогород» и размещение в этом квартале Пермской государственной художественной галереи, а также краеведческого музея. Помимо этой территории реновация охватит набережную от порта до университета.
По мнению Николая Уханова, Пермская детская железная дорога даст новый импульс к развитию набережной. Отметим, что над социокультурным наполнением набережной работают и власти Перми. Заместитель главы городской администрации Людмила Гаджиева ранее рассказала о развитии набережной как культурного бренда.
Сейчас разработан мастер-план территории, его готовятся обсудить с жителями. Набережную предлагают разделить на четыре тематические зоны. Участок от Речного вокзала до начала реконструированной части должен представлять культуру Перми. Отремонтированную на сегодняшний день часть хотят насытить интерактивными мероприятиями. Территория до Коммунального моста, где сейчас ведутся ремонтные работы, станет многофункциональной открытой ареной. Участок от моста до порта Пермь отводится под спорт.
Города юных железнодорожников.
В России более 20 городов, где действуют ДЖД. «Бум» их строительства случился в предвоенные годы, а затем в 1950-е и 1970-е. К началу 1990-х в СССР насчитывалось более 50 малых железных дорог. После распада Советского Союза некоторые из них были закрыты и демонтированы. Строить новые ДЖД и реконструировать их начали в 2000-х годах. Например, в Новосибирске детская железная дорога открылась в 2005 году, в Казани и Кемерово – в 2007 году. Последняя ДЖД – пока самая молодая в России.
Трамвай, дети и авто.
Наряду с идеей «РЖД» о строительстве на месте Горнозаводской ветки детской железной дороги власти высказывали намерения запустить вдоль набережной трамвай. Именно этот вариант проекта был представлен Президенту Владимиру Путину. Сейчас он также не исключается. Кроме того, администрацией Перми озвучена идея строительства на месте железнодорожных путей автодороги. «Пока решение не принято, требуются расчеты, анализ логистики. Эта трасса будет «отрезать» город от реки, как и ж/д. Сейчас формируется рабочая группа, которая просчитает эффект от разных транспортных решений на набережной. В обсуждении результатов этого анализа смогут участвовать жители», – рассказал Николай Уханов.
Фото: pixabay.com