Министр транспорта Пермского края Николай Уханов рассказал о нюансах строительства совмещенного авто- и железнодорожного моста в Пальниках, организации транспортных потоков после демонтажа железнодорожной ветки на набережной и о планах по строительству детской железной дороги в Перми
Власти презентовали проект преобразования городского пространства, предусматривающий демонтаж железнодорожных путей вдоль набережной Камы. Какой именно участок железнодорожной ветки вдоль набережной уберут?
– Мы открываем доступ к реке, появляется возможность организовать комфортные спуски к набережной. Предполагается, что будут демонтированы пути от Перми II до проходных «Мотовилихинских заводов» – ориентировочно от улицы Смирнова. Окончательные варианты размещения определятся проектом. После необходимых расчетов проектировщики должны обозначить техническую и экономическую целесообразность строительства объекта.
До «Мотовилихинских заводов» остается тупиковая ветка в виде одного пути?
– Нет, два пути сохранятся. Есть идея сделать там транспортно-пересадочный узел (ТПУ).
Какие характеристики должны быть у ТПУ в Мотовилихе? Для чего он будет использоваться?
– Здесь жители смогут пересесть на автобус и трамвай, который ходит по улице 1905 года. Впоследствии могут появиться трамвайные пути и вдоль набережной. Проблем добраться из Мотовилихи в любую часть города не будет.
Каков источник финансирования строительства этого ТПУ? Это бюджетные средства или рассматривается вариант с привлечением инвестора, как в проекте Перми II?
– Строительство объекта возможно и при финансировании из бюджета, и с привлечением частных инвестиций. Надо сначала определить саму концепцию, зайти в первую стадию проекта, обсудить его с жителями. Далее планируем подготовить рабочую документацию и параллельно определить источники финансирования. Уверен, нельзя исключать коммерческую составляющую: бизнес захочет зайти сюда.
Можно ли считать закрытым проект «Городская электричка»?
– Электричка до Левшино сохраняется. В перспективе жители Орджоникидзевского района смогут пересесть в ТПУ в Мотовилихе на трамвай и уехать до Перми II или на автобус, следующий через ул. Уральскую в центр города.
Новая транспортная система удобнее для жителей? Просчитывались ли время в пути, частота следования?– Мы просчитывали эти параметры, они остаются прежними. Я сам ездил на электричке со стороны Левшино до Перми I. Существующая там транспортная инфраструктура очень неудобна: только один автобусный маршрут связывает эту точку с городом, троллейбус ходит редко. Транспортное решение, которое обсуждается и, возможно, будет реализовано, нейтрализует эти трудности.
– Достаточно просто – на общественном транспорте давно работает электронная система учета пассажиров. Действует и GPS-навигация, в том числе на пригородном сообщении работает автоматическая система учета пассажиров.
Определены ли сроки реализации проекта вместе с демонтажем ж/д ветки, постройкой совмещенного авто- и железнодорожного моста?
– Определены, хочется сделать подарок к 300-летию Перми: город и край это заслужили. Не случайно проект презентован Президенту России Владимиру Путину. Первый шаг уже сделан: удалось достигнуть договоренности с «РЖД». От планируемой реконструкции есть положительный экономический эффект. К 2025 году значительно увеличится грузопоток с основного производителя калийных удобрений в стране – Соликамско-Березниковского узла. Это связано с разработкой новых калийных месторождений «Уралхима». Грузы отправляются в Мурманск, Петербург, а КамГЭС не готова к подобным нагрузкам. Путь грузового движения пойдет через город. Жители готовы к большому потоку грузовых поездов вдоль набережной? Очевидно, что нет.
Как планируется организовать транспортное сообщение Орджоникидзевского района с центром на период строительных работ?
– Сначала будет построен ТПУ, будут созданы комфортные транспортные условия для жителей Орджоникидзевского района, Мотовилихи. Уже после этого пройдет демонтаж железнодорожной ветки. Сроки строительства узла определятся проектом.
Предусматривается строительство вдоль набережной, параллельно с трамвайными путями, автодороги?– Вариант с дорогой городские власти предлагали. Пока решение не принято, требуются расчеты, анализ логистики. Эта трасса будет «отрезать» город от реки, как и ж/д. Сейчас формируется рабочая группа, которая просчитает эффект от разных транспортных решений на набережной. В обсуждении результатов этого анализа смогут участвовать жители.
Почему у новых железнодорожных путей от Пальников на Блочную «петлеобразная» конфигурация? Чем она обусловлена?
– Железнодорожная ветка таким образом огибает Гайву. Нецелесообразно пускать составы через населенный пункт. Пока это допроектное решение. Выбрано направление, а дальше Институт транспортного планирования займется проектированием, в том числе и железнодорожных путей. Сейчас они определяют месторасположение створа моста в Пальниках. Также после строительства нового совмещенного железнодорожного и автомобильного моста через Каму в будущем может появиться Северный обход города. Он заложен в генеральном плане Перми. Поэтому на стадии проектирования мостового перехода и дальнейшей ветки мы предлагаем рассмотреть и зарезервировать рядом полосу отвода под автомобильную дорогу.
Насколько сложно выкупить эти участки?
– Если смотреть створ, который нарисован сейчас, то железнодорожные пути проложены по лесам, там нет жилых строений, проблем не должно возникнуть. В любом случае существует процедура изъятия земель под государственные нужды.
Нужно ли будет краю выплатить какую-то компенсацию «РЖД» за снос путей? Если да, в какую сумму она оценивается?– Мы это обсуждали с «РЖД»: ничто не бывает бесплатно. Пока расчеты не проведены. Важны договоренности об основных подходах, и они достигнуты. Железнодорожники согласились: когда тяжеловесные грузы транспортируются через центр города, это нездоровая ситуация.
Есть и другой момент. Мало кто знает, что реконструкция набережной началась не от Речного вокзала, а от 12-го причала. Это связано с необходимостью ремонта аварийного железнодорожного тоннеля под ул. Монастырской (возле дома Мешкова). Стоимость его реконструкции больше 700 млн рублей. В соглашении, которое подписывал предыдущий губернатор, заложено финансирование 50 на 50, это серьезные деньги. При демонтаже нам удастся избежать этих трат.
Реконструкция продолжится и в сторону Речного вокзала. Управлению автомобильных дорог переданы 2-й, 4-й причалы для 2-3-палубных кораблей. Здесь уже поменяли наружное освещение, заменили асфальт. В перспективе по этому участку надо также заказывать проект в камне. Вся набережная станет красивой. В этом году городские власти совместно с правительством края завершат благоустройство до Коммунального моста, реконструируют тоннель с ул. Попова. В следующем году отремонтируют отрезок до грузового порта.
Демонтаж железнодорожных путей с запуском трамвая оказался дешевле, чем затраты на обеспечение комфортных условий и реализацию «принципа сухих ног» при использовании существующего ж/д транспорта? Понятны объемы финансирования в реновацию?
– Модное слово «сухие ноги» – это, по сути, шаговая доступность, чтобы человек мог с одного вида транспорта перейти на другой, добраться «из точки А в точку Б» за более короткое время с наибольшим комфортом. Почему не развивается городская электричка, ведь ее не один десяток лет обсуждают? Там маленький пассажиропоток, потому что к ней невозможно комфортно подойти. Мы провели массу совещаний, прорабатывая удобные подходы к горнозаводской ветке. Первый принцип, который мы попытались приспособить, – это некие транспортно-пересадочные узлы: станции Язовая, Блочная, Балмошная. Но вокруг каждой станции есть промзона, сложности рельефа. Организовать «сухие ноги» здесь не только очень дорого, но невозможно сделать типовые проекты. Человек десять раз подумает – ехать или нет с такой транспортной логистикой. Эти трудности отражаются на итоговом объеме пассажиропотока.
Детская тема:
Николай Уханов рассказал Business Class о проекте Пермская детская железная дорога (ПДЖД). Реализовать его в Перми предложила компания «РЖД». «Есть планы запустить вместо железнодорожных составов мини-поезд. Это узкоколейная дорога, по которой передвигаются специализированные составы, в которых родители с детьми могут прокатиться вдоль набережной. Это идея нам очень понравилась, она полностью вписывается в концепцию новой набережной. Таким образом, мы сохраняем историческую часть: эта железнодорожная ветка была первой на Урале», — сказал Николай Уханов. По словам чиновника, окончательный вид ПДЖД не определен: «Она может быть на насыпи, а может на нижнем ярусе. Уровень можно варьировать как угодно, главное, здесь достаточная ширина для путей. Доступ к набережной также остается открытым. «Пересекать ж/д пути запрещено, а через трамвайные пути и ДЖД – пожалуйста. Пермская детская железная дорога даст новый импульс к развитию набережной», – заметил г-н Уханов. Он добавил, что предусматривается сохранение на территории завода имени Шпагина ремонтных мастерских ПДЖД, предназначенных для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. В них же может быть организовано обучение подрастающего поколения. Отметим, что аналогичный проект реализован в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского в Екатеринбурге. Он успешен коммерчески. Протяженность Свердловской детской железной дороги составляет 2,5 км; она объединяет две станции и два остановочных пункта. Парк подвижного состава состоит из 4 разных тепловозов, одного паровоза и 11 пассажирских вагонов.