Краевой управдор объявил аукционы на обслуживание региональных дорог на сумму более 3 млрд рублей. Они все дублируют действующие трехлетние контракты. Некоторые из договоров требует расторгнуть прокуратура. Подрядчики говорят, что в новых аукционах занижены цены
Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края проводит аукционы на содержание региональных дорог. Власти намерены заключить с подрядчиками пятилетние контракты, хотя еще продолжают действовать трехлетние договоры, подписанные в 2016 году. По информации подрядчиков, сметная стоимость работ по новым контрактам ниже реальной. На этот факт также обратил внимание один из депутатов краевого Законодательного собрания на заседании комитета по развитию инфраструктуры. «Есть данные, что расценки занижены. Например, стоимость ямочного ремонта в новой документации практически в два раза ниже, чем ранее», – сообщил он. Министр транспорта региона Николай Уханов подтвердил, что такой факт имеет место, причем не только с этим видом работ. «Я разговаривал с ответственным сотрудником Управления автодорог и поручил разобраться в вопросе. Если будет необходимо, мы откорректируем документацию», – заверил он. Министр согласился и с доводами о том, что занижение стоимости работ может привести к победе недобросовестных подрядчиков и некачественному содержанию дорог. «Моя позиция неизменна – сколько работа стоит, столько должно быть заложено в смете», – заявил г-н Уханов.
Алексей Чикунов, глава совета директоров компании «Химспецстрой», в разговоре с Business Class подтвердил, что стоимость занижена не по одному виду работ. «Цена работ в аукционной документации указана со звездочкой. Сноска поясняет, что начальная цена контракта определена в пределах финансирования закупки. Ввиду ограниченности бюджета ввели коэффициент 0,85; то есть аукционная стоимость на 15% ниже, чем та, которая посчитана по правилам ценообразования», – пояснил он.
Собеседник также отметил ужесточение штрафных санкций для подрядчиков. «Введена балльная система, подразумевающая снижение оплаты работ. Чтобы этого избежать, трассу нужно содержать в нормативном состоянии. Нюанс состоит в том, к сожалению, что в крае есть дороги, не соответствующие нормативам. Получив контракт на их содержание, подрядчик изначально обречен на штрафные санкции», – рассказал г-н Чикунов. Общая начальная стоимость пятилетних контрактов по пяти лотам, выставленным на аукционы, составляет 3,234 млрд рублей. В 2016 году обслуживание тех же дорог в течение трех лет было оценено в 1,858 млрд рублей (см. таблицу). Для сравнения – в договорах 2016 года за год работы на всех подрядчиков приходится оплата в размере 619 млн рублей, по новым контрактам – 647 млн рублей.
Алексей Чикунов делает вывод о том, что стоимость и условия новых контрактов не дают компаниям возможностей для развития. «Мы понимаем, ресурсы бюджета ограничены, но надо найти «золотую середину». Сейчас подрядчику ставят такие условия, при которых он полностью несет ответственность за состояние дорог, но средств на развитие компания не получает. Их хватит только на то, чтобы содержать коллектив. В этой ситуации на рынок могут выйти игроки, для которых долгосрочное развитие не является целью. Их задача – получить контракт, нанять рабочих и отработать год или два», – заключает Алексей Чикунов.
Другие представители отрасли отметили, что знают о введении балльной системы и занижении стоимости контрактов, но давать оценку изменениям отказались. По информации собеседников, условия будут одинаковыми для всех, так как все контракты, заключенные в прошлом году, краевые власти якобы намерены расторгнуть. Стоит отметить, что потенциальные участники четырех из пяти объявленных аукционов обращались к организаторам за разъяснениями по поводу того, что предмет закупки в новом контракте дублирует действующий договор. Все они обращают внимание на то, что в перечне указаны те же самые дороги, которые обслуживаются по действующему контракту. В информации о закупке по лоту №5 такие разъяснения отсутствуют, однако и она дублируется. На поступившие запросы краевое министерство закупок отвечает, что «действие заказчика не противоречит нормам действующего законодательства». Кроме того, положения Федерального №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривают возможность внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме, в том числе продления срока подачи заявок и/или отмены определения подрядчика, говорится в разъяснениях.
Стоит отметить, что прекращения некоторых действующих договоров требует прокуратура Пермского края. В марте 2017 года надзорный орган обратился в арбитражный суд с исками к Управлению автодорог и транспорта, министерству закупок и подрядчикам. Прокуратура просит признать недействительными аукционы по лотам №1 и №10 и заключенные на их основе контракты. В качестве третьего лица к разбирательствам привлечено Пермское УФАС. Истец указывает, что в требованиях к материалам, используемым при выполнении работ по контракту, содержатся товары, применение которых не предусмотрено аукционной документацией. Кроме того, полагает, что некоторые материалы не применяются в дорожной отрасли. В разбирательстве по лоту №1 назначена экспертиза, рассмотрение спора по лоту №10 приостановлено до вступления в силу решения по первому делу.