Олег Ганин, кандидат экономических наук, начальник управления стратегического развития ПГНИУ, член Общественной палаты края, председатель комиссии по развитию экономики и инфраструктуры, - о создании городской агломерации, превращении Краснокамска в промышленный центр и новом загородном парке для Перми.
Почему тема агломерации стала актуальна для нашей территории?
– Тема Пермской городской агломерации возникла в конце 90-х годов, можно даже сказать, в постсоветское время. Она нашла отражения в документах пространственного планирования Пермской области. Тогда же появился близкий по значению термин «экономические районы».
Власти и общество не очень понимают, что такое «агломерация». Постоянно делается акцент на том, что агломерация создается чьим-то волевым решением и это заблуждение находит свое отражение в текстах принимаемых документов.
В действительности агломерация – это естественный урбанистический процесс, который уже существует, и задача властей – управлять им. Сейчас, когда стратегия развития агломерации еще не сформирована и системного управления фактически нет, агломерация воспринимается жителями территории в большей степени с негативной стороны.
Например, село Фролы начало активно застраиваться. Рядом с ним проходит федеральная трасса, по которой запрещен левый поворот со стороны Перми. Для поворота нужно было проехать 15 лишних километров до кольцевого движения. Люди, конечно же, возмутились и вышли со своим протестом на улицы. Власти были вынуждены сделать поворот путем реконструкции дороги. Этот пример красноречиво говорит о том, что мы не спрогнозировали развитие целой территории, не подстроили под это транспортную сеть. Тут же появилась и другая проблема – люди стали активно покупать дешевое жилье во Фролах, но работа у них в Перми, а развитой системы общественного транспорта на территории нет, поэтому все едут на личных автомобилях и создают дополнительный транспортный трафик и пробки на въезде в город. В скором времени жителям понадобятся детские учреждения и другие элементы социальной инфраструктуры во Фролах. Решение этой проблемы упадет на плечи муниципалитета, но финансовое обеспечение Фроловского сельского поселения значительно отличается от Пермского. Проблем такого характера очень много на территории Пермской агломерации, для их решения нужен комплексный подход.
Агломерация – это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Термин относится преимущественным образом к поселениям городского типа (городская агломерация). «Современный экономический словарь».
Какие еще проблемы города и районов способен решить агломерационный подход?
– Главная цель – сохранить рабочие места. Уже сейчас мы наблюдаем, как умирает промышленность в Перми. Это происходит, потому что «традиционная» экономика «схлапывается». Стоимость земли под застройку сегодня выше генерируемого промышленными предприятиями дохода. Естественно заводы в таких условиях ищут куда уйти. В соответствии с агломерационным подходом, власти могли бы дать таким компаниям площадки за городом, установить очень выгодные для заводов финансовые условия и оказать содействие в решении кадрового вопроса. Город должен разделить расходы на переезд промышленных предприятий, потому что в этом заинтересованы обе стороны. Например, сейчас около классического университета действуют санитарные ограничения из-за близости промзоны. Например, построить общежитие там невозможно. Ситуация изменится, если перенести промышленные производства в более благоприятные с экономической и экологической точки зрения места – за пределы городского ядра.
Город должен разделить с промышленными предприятиями расходы на их переезд.
В связи с таким подходом было бы очень логично организовать низкоплотную жилую застройку между Пермью и Краснокамском, в Краснокамске новую застройку прекратить и сделать его промышленным центром. Тогда люди могли быть жить близко к работе, а на выходные ездить «окультуриваться» в Пермь. На бывших промышленных площадках краевого центра можно было бы развивать новые общественные пространства.
Агломерация может решить и экологический вопрос. В Перми катастрофически не хватает зеленых зон, а построить в черте города новые – невозможно. Напрашивается вывод, что «второй Балатовский парк» целесообразно делать за городом, где и воздух чище, и площадей больше. Нужно организовать транспортную доступность, безопасность на территории такого парка и выбрать место, в которое могли бы легко добираться жители как с разных концов города, так и из прилегающих районов.
Кроме этого, с развитием агломерации из Пермского края может уйти конкуренция между муниципалитетами за финансовые ресурсы, предприниматели будут создавать и развивать бизнес, ориентируясь на территорию агломерации, а не одного поселения. Сейчас каждый борется за свой рубль (дотации). Ситуация поменяется, если в рамках агломерации будут планироваться инвестиционные проекты межмуниципального уровня, которым заинтересуются не только краевые власти, но и федеральные и выделят на его реализацию деньги.
Какие идеи по застройке промзон есть на данный момент и могут быть осуществимы в будущем?
– Недавно глава Пермского края Максим Решетников сказал, что с переносом старой железной дороги в Перми появится новая территория рядом с ПГНИУ, вокруг которой можно развивать молодежное пространство: построить конгресс-холл, спортивный комплекс. Я считаю, что было бы логичным возвести там и масштабный бассейн, доступный для студентов и сотрудников университета, жителей окружающих микрорайонов. Развитие трамвайной сети с охватом новых застраиваемых территорий повысил бы в перспективе доступность этого общественного пространства и для более отдаленных районов города и Пермского муниципального района. В этой идее очень хорошо проявляется агломерационный характер.
Например, современный спортивный комплекс с 50-метровым бассейном около депо «Красный Октябрь», позволяющий проводить соревнования международного уровня, был бы легко-доступен для многих пермяков. Студенты из центра города приезжали бы туда на трамвае, с другой стороны на том же трамвае добирались бы жители Паркового, кроме того, не составило бы труда доехать до этого места из микрорайонов Медовый и Заостровка. Таким образом, происходит выравнивание доступности к качественным социальным услугам.
Кроме этого, хотелось бы при решении вопросов о перепрофилировании промышленных зон, на первое место поставить создание зон рекреации и восстановления долин малых рек. Это шанс не только вернуть какую-то часть утерянной флоры и фауны в город, но и показать его жителям, что градостроительная политика не сводится к «карандашной» точечной застройке.
Границы Пермской агломерации очерчены в Проекте планировки, выполненном в 1996 году. За внешнюю границу была принята изохрона транспортной доступности 2,5 часа с учетом накладных расходов или 2 часа без их учета. В соответствии с этим подходом Пермская агломерация включает в себя Пермский городской округ, Краснокамский район, городской округ Звездный, большую часть Пермского и Нытвенского районов, значительную часть Добрянского, Ильинского и Оханского районов, частично Кунгурского, Чусовского, Верещагинского.
Как должен измениться подход к строительству при развитии агломерации?
– На данный момент застройщики часто уходят от ответственности за благоустройство и инфраструктурное обеспечение развития территории застройки и заканчивают свои обязательства на возведении «бетонной коробки». Покупатели, в свою очередь, бросаются на низкую стоимость квартир. Но они забывают добавить к цене квадратных метров стоимость эксплуатации, куда входят коммунальные платежи, цена проезда в общественном транспорте до работы, может быть, даже цена автомобиля и бензина для его заправки. Такие дешевые квартиры все чаще строятся в пригороде, а это влечет за собой целый ряд проблем для города.
Когда Максим Решетников еще был врио губернатора Пермского края, он сказал, что необходимо прекратить неупорядоченную застройку пригородов. Вместо этого нужно повышать качество застройки в краевом центре, предотвращая «расползание» города, и активно развивать города-спутники, к которым относятся, в том числе, и микрорайоны, которые исторически создавались как отдельные от Перми поселения – Новые Ляды, Молодежный, Гайва, Закамск.
Законодательство страны позволяет сегодня муниципалитетам четко определить пятна застройки и устанавливать соответствующие ограничения на использование земель, нужно эффективно пользоваться этим правом.
Какие действия сейчас предпринимаются для создания стратегического плана развития Пермской агломерации?
– На минувшей неделе я получил последний вариант Концепции социально-экономического развития Пермской городской агломерации на период 2017-2030 годов с перспективой до 2037 года. Этот документ был разработан по заказу Перми и Пермского муниципального района. Главным подрядчиком выступила автономная некоммерческая организация «Агентство по социально-экономическому развитию агломераций» (Москва). Пермский классический университет принял участие в разработке в качестве соисполнителя, потому что многие годы ученые и студенты занимались этим вопросом. Несомненно, этот документ станет предметом обсуждений и дискуссий, результатом которых может стать разработка Стратегии развития Пермской городской агломерации как составной части Стратегии развития всего края. После этого появится структурированный план реализации стратегии и соответствующие профильные программы как регионального, так и муниципального уровней.
Сроки реализации этой схемы нам диктует законодательство страны. В соответствии с федеральным законом №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к 1 января 2019 года должны быть разработаны стратегии Пермского края и его муниципалитетов. Если к этому сроку не успеем, останется только нам посочувствовать.
Я думаю, что впереди Пермский край ждет и административная реформа. В таком случае станет ясно, кто отвечает за агломерационное развитие и каких показателей необходимо достигнуть.
Какие предложения содержатся в концепции развития Пермской городской агломерации?
– Разработчикам было дано технической задание: предложить варианты решения конкретных проблем территории. Например, наболевший вопрос о дорогах: какие из них целесообразней развивать. В Концепции большое внимание уделено транспортным хабам (пересадочным узлам). Суть в том, что автомобиль или междугородний автобус доезжает до границы городского ядра, а дальше пассажиры пересаживаются в городской общественный транспорт, например, в трамвай, причем поезд оплачивается наличием парковочного талона. Автомобиль в это время остается на парковке, вокруг которой сформирована торгово-развлекательная инфраструктура: можно и перекусить, и отдохнуть, и необходимые товары купить. Таким образом, уменьшаются пробки, снижается загрязнение воздуха, увеличивается скорость проезда и, что важно для муниципалитета, рентабельность городского общественного транспорта.
Не все в Концепции носит бесспорный характер, но важно появление документа, с которым можно работать.
Очень злободневная тема – развитие курортно-санаторного направления. Ведь у нас есть Суксун, куда едут отдыхать со всего Пермского края, из Екатеринбурга. А если сделать там вертолетную площадку, то получим трафик посетителей и из других городов, даже из Европы, потому что качество отдыха там на очень высоком уровне. Есть идея, используя рекреационный и кадровый потенциал территории, построить там же реабилитационный травматологический центр европейского уровня. В этом случае Пермь становится важным звеном иногороднего и зарубежного туристического трафика, предоставляющего сервисные услуги, что создает серьезный импульс развития и самого краевого центра. А развитие инфраструктуры туризма дает, в том числе, и возможность безболезненного замещения «вымирающих» индустриальных производств.
Большое внимание уделено и комплексной жилой застройке, развитию транспортной и социальной инфраструктуры, включая речной транспорт и малую авиацию. В Концепции есть предложений и по ключевым направления кластерного развития, определяющим будущее Перми и Пермского края на долгосрочную перспективу. Не все положения Концепции носят бесспорный характер, но важно одно – у Пермского края появился «живой» документ для дальнейшей проработки и развития.
Есть ли уже сейчас примеры деятельности властей, направленные на развитие агломерации?
– В прошлом году была принята подпрограмма программы по развитию транспортной системы края «Дороги Пермской агломерации», она рассчитана до 2025 года. Мотивом к этому действию стали слова Президента РФ о том, что агломерации станут точками роста России.
Но получилось так, что задача поставлена, программа принята, но ее содержание опирается на старую информацию, на документы стратегического планирования, требующие своей актуализации. Сейчас нужно проработать документы стратегического развития агломерации для оперативного внесения корректировок в программу дорожного развития, также определение других приоритетных проектов агломерационного характера для отражения их в соответствующих государственных и муниципальных программах .
Как может измениться законодательство в связи с развитием агломерации?
– Законодательство однозначно изменится. Главная проблема нашей агломерации сейчас – отсутствие четкой структуры управления. По сути агломерация – это новая территория, которой должен кто-то управлять.
Помимо вопросов организации управления неясным для многих остается вопрос разделения бюджетов. Агломерация предполагает создание объектов, выгодных сразу для нескольких территорий, поэтому логично, что бюджеты разных уровней будут соединяться в рамках реализации конкретного проекта.
В то же время не следует говорить об объединении бюджетов муниципалитетов, входящих в агломерацию. У каждого муниципалитета был и остается самостоятельный бюджет для реализации возложенных на него полномочий. Но в случае с агломерационным подходом к реализации межмуниципальных проектов, возможно, удастся даже что-то сэкономить для «внутреннего» потребления и развития. Например, покрасить забор вокруг городского объекта можно на средства муниципалитета, а для постройки школы, в которую смогут легко добираться и дети из соседних населенных пунктов, можно и «скинуться» нескольким бюджетам.
Для регулирования всех этих вопросов законодательство должно измениться не только на краевом уровне, но и на федеральном. Потому что вопросами развития агломераций после громких слов президента начали заниматься все соответствующие этому определению территории. Но пока нет ни одной агломерации, которая перешла бы от административных границ к экономическим.
Олег Ганин – об истории вопроса
Исследование проблем территории Пермской агломерации велась пермскими учеными начиная с 60-х годов прошлого столетия. Условно можно выделить четыре этапа исследования проблем агломерирования в Пермском крае с отражением их видения в соответствующих документах территориального и социально-экономического планирования. В правовом поле понятие Пермской агломерации (в контексте с Пермской городской агломерацией) появилось в середине 90-х годов в документе «Схема развития и размещения производительных сил Пермской области на период до 2000 года»[1]
Второй этап, связанный с исследованиями процессов агломерирования, можно отнести к разработке и принятию Схемы территориального планирования Пермского края[2] в 2006-2009 годах.
Третий этап проработки проблем Пермской агломерации можно отнести к периоду разработки документов стратегического планирования города Перми – Стратегический Мастер-план г. Перми, Концепция Генерального плана г. Перми и обосновывающие материалы на период с 2020-2050 годы, Генеральный план города Перми[3] в 2010-2015 годы.
Началом четвертого этапа развития Пермской агломерации с уверенностью можно назвать 19 мая 2016 года, когда глава Перми Игорь Сапко и глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов подписали соглашение о создании и развитии Пермской городской агломерации. Одним из факторов, ускоривших этот процесс, стало утверждение Земским собранием Пермского муниципального района Стратегии социально-экономического развития Пермского муниципального района Пермского края на 2016-2030 годы[4], достаточно детально отразившую проблемы Пермской агломерации.
Острота нерешенных проблем, отрицательные эффекты агломерирования, отсутствие нормативно-правовой основы для управления данными процессами стали ключевой причиной вынесения вопросов агломерационного развития в публичную плоскость.
В 2014 году Пермский классический университет начал разрабатывать стратегию социально-экономического развития Пермского района. На этом этапе мы столкнулись с фактом экспансии городского населения на территорию прилегающего района, которая порождала целый комплекс проблем в развитии Пермского муниципального района, требующих оперативного решения.
14 апреля 2015 г. Распоряжением губернатора Пермского края рабочая группа по социально-экономическому развитию Пермской городской агломерации, а в мае 2016 года было заключено соглашение, подписанное главой города Игорем Сапко и главой Пермского муниципального района Александром Кузнецовым, о создании и развитии Пермской городской агломерации.
[1] Постановление Правительства Пермской области от 11.05.94 N 132 «Об утверждении "Схемы развития и размещения производительных сил Пермской области на период до 2000 года"
[2] См.: Постановление Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. № 780-п «Об утверждении схемы территориального планирования Пермского края».
[3] Утверждён решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205
[4] Утверждена решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 28.04.2015 № 60