Автор: Дария Сафина
Михаил Валерьевич, в сентябре 2017 года утверждена Адресная инвестиционная программа Пермского края. С 1 января 2018 года бюджетные инвестиции будут распределяться в соответствии с этим документом. Почему было принято такое решение?
– В Адресной инвестиционной программе зафиксированы все ключевые объекты капитального строительства, которые планируется возвести в Пермском крае в течение пяти лет. Законодательство ограничивает сроки бюджетного процесса тремя годами. Технология адресной инвестпрограммы позволяет увеличить период планирования до пяти лет, определяя приоритеты различных проектов.
Кроме того, в рамках документа существует возможность внесения технических изменений внутри целевых программ на уровне Правительства Пермского края. Если, предположим, по одному объекту, входящему в нее, произошла экономия средств, а по другому, напротив, необходимо увеличить финансирование, то мы это можем сделать на уровне решения Правительства Пермского края. Таким образом, адресная инвестиционная программа позволяет, с одной стороны, расширить горизонт планирования, с другой – решить ряд технических вопросов.
Как выглядят приоритеты, исходя из которых формировалась АИП?
– Среди ключевых направлений – дорожное строительство и обслуживание дорог, развитие культуры, здравоохранения, образования. По большому счету, масштабными являются все полномочия, которые закреплены за регионом. Приоритеты развития формирует губернатор, утверждают перечень объектов общественной инфраструктуры депутаты Законодательного собрания, а Правительство края, в свою очередь, воплощает их в жизнь. Министерство строительства и архитектуры и министерство транспорта выполняют функции единого заказчика, реализуя инвестиционную программу.
Этой осенью стало известно о ряде инфраструктурных проектов в Перми. Во время визита Президента России Владимира Путина в Пермь глава региона Максим Решетников представил планы по освоению пермской набережной. Каким представляется развитие объекта в перспективе нескольких лет?
– Мы столкнулись с такой проблемой: протяженность Перми вдоль реки Камы составляет 70 километров, а длина благоустроенной набережной всего – 2 километра. Причем выходы к этому объекту находятся лишь в трех местах, два из которых – достаточно труднодоступны. Есть также технические проблемы, связанные с отсечением железной дороги, наличием предприятий, размещенных вдоль Камы. Сложилась ситуация, что жители города, стоящего на реке, фактически не могут увидеть ее красоту.
Пространство в районе Речного вокзала и завода Шпагина в итоге планируется расширить до улицы Ленина.
С точки зрения развития территории набережной, с одной стороны, есть проводимая городской администрацией программа благоустройства, которая полностью поддерживается краевыми властями. С другой стороны, есть общая идеология развития пространства вдоль реки Камы. Это более широкая задача, касающаяся реновации огромных территорий, которые застраиваются начиная с XIX века. Необходимо принимать градостроительные положения, которые предусматривают решение вопросов, копившихся на протяжении длительного периода времени.
Хотелось бы увидеть совершенно другой исторический архитектурный ансамбль на площади Перми I с включением в качестве составляющей зданий Речного вокзала и железнодорожного вокзала Пермь I, с вовлечением в концепцию площадки завода имени Шпагина. Это первая часть. Планируется, в конечном счете, расширить пространство до улицы Ленина, что позволит обеспечить свободный доступ к этой территории. Сейчас в силу застройки, заброшенности территории, это расстояние практически невозможно преодолеть ни пешком, ни на каком бы то ни было транспорте.
Вторая часть – территория промышленного узла вдоль Камы от ДК «Телта» до железнодорожного моста. Нам необходимо обсудить с городскими властями, депутатами, общественностью, что делать с этим пространством, каким образом его развивать.
На реконструированной части набережной, которая сегодня в той или иной степени освоена, планируется продолжить и расширить программы благоустройства. Особенно хотелось бы отметить мероприятия по повышению доступности для жителей. Речь идет о создании новых пешеходных дорожек, а также иных элементов, обеспечивающих доступность, в том числе для маломобильных групп населения. Однозначно – проходов к набережной должно быть не три, чтобы люди могли попасть к ней практически из любой точки на улице Монастырской. Тогда это место, которое пермяки уже очень любят, станет по-настоящему живым.
Один из аспектов развития набережной касается демонтажа железнодорожных путей вдоль Камы. Расскажите, пожалуйста, подробнее о договоренностях с «РЖД» по этому вопросу.
– Проблема Горнозаводского направления – комплексная; она шире, чем вопрос развития набережной, хотя последняя является ее непосредственной и очень существенной частью. Если говорить глобально, то речь идет о реконструкции железнодорожного сообщения с севером Пермского края – Березниковско-Соликамским узлом. В период до 2025 года планируется двукратный рост объема перевозок по этому направлению – до 35 млн тонн в год.
Мало кто из жителей Перми задумывался о городе, в котором сегодняшней железнодорожной насыпи нет.
Сейчас возникла необходимость осмысления того, как это будет происходить. Если не провести мероприятий по строительству нового моста, реконструкции путей Камской ГЭС, то часть грузов севера края направлялась бы через центр Перми. Речь идет не только об увеличении нагрузки на железнодорожные пути, но и о том, что рост количества поездов может вызвать дополнительные неудобства для жителей. С этой точки зрения, транспортировка грузов через центр Перми – не очень целесообразное мероприятие.
Возникает вопрос – зачем необходима эта ветка, которая делит городские микрорайоны насыпью, «перекрывает» доступ к Каме? Сегодня на данном участке курсируют только пригородные и пассажирские поезда, а основной грузопоток проходит по другому берегу Камы (через станцию Блочная). Фактически мы говорим о недозагруженной ветке. Если краевые власти совместно с «РЖД» примут решение о строительстве объездной железной дороги вокруг Перми, тогда перед нами откроются совсем другие возможности. Мы сможем на месте закрытых путей предусмотреть другие градостроительные решения, связанные с выносом насыпи. Соответственно, во-первых, мы можем организовать движение другого типа общественного транспорта – более скоростного, современного.
Во-вторых, железная дорога – зона повышенной опасности, переход через пути должен осуществляться в строго установленных местах. Запуск общественного транспорта позволит создать пешеходные пересечения на любом участке этого пространства.
Есть еще третий аспект, к которому мы постоянно возвращаемся. Мало кто из жителей Перми задумывался о городе, в котором этой насыпи нет. Представьте, что Парк 250-летия Перми («Сад камней») находится на территории Пермского университета и железная дорога их не разделяет. А ведь это действительно так: между этими объектами – несколько десятков метров, но сейчас это непреодолимое расстояние.
Можете рассказать подробнее о планах по запуску общественного транспорта на месте железнодорожных путей?
– Окончательное решение по этому вопросу не принято, но мы в любом случае говорим о рельсовом общественном транспорте: вероятнее всего, это формат скоростного трамвая. Так как только он не предусматривает ограничений по устройству пешеходных зон, в отличие от автомобильной или железной дороги. Вместе с администрацией города мы проработали технологическую возможность по его выходу на проспект Парковый в районе Перми II. Сейчас обсуждается возможность «удлинения» маршрута движения: трамваи могут пойти вдоль улицы Данщина, пересечь вторую насыпь, перейти на улицу Углеуральскую и выйти на проспект Парковый.
Итогом реализации таких планов станет появление в городе транспортной связи, соединяющей два самых крупных транспортных узла – Пермь II и Мотовилиху с организацией в районе площади Восстания крупного ТПУ, в который будут приходить все существующие маршруты городского и пригородного транспорта, реализованного по принципу «сухие ноги». То есть когда жители смогут комфортно, внутри одного помещения переходить из одного вида транспорта в другой.
Интервал движения, согласно расчетам, составит не более 15-20 минут. Сейчас мы находимся в стадии проработки и утверждения градостроительных заданий для реализации проекта. Конечно, при выполнении этих задач нам придется решить ряд сопутствующих технологических проблем, как, например, организация движения по единому билету.
Определены ли сроки проработки и реализации?
– Планируется, что все эти мероприятия, за исключением, строительства полного объезда Перми, будут завершены к 300-летию города в 2023 году.
Во время визита в Пермь главы «РЖД» Олега Белозерова Максим Решетников рассказал, что планируется рассмотреть возможность возведения совмещенного авто- и железнодорожного моста в районе Пальников с переходом на противоположный берег Камы, а в дальнейшем с выводом железнодорожного участка в район станции Кабельной, потом через станцию Блочную. На каком этапе находится проработка проекта, определены ли сроки его реализации?
– Основной грузопоток в Пермском крае идет с Березниковско-Соликамского узла – через Пальники, железнодорожный мост, Левшино и далее – через плотину Камской ГЭС, станцию Блочную, затем – на Главное направление. Планируется строительство железнодорожного обхода с мостовым переходом реки Камы. Одновременно мы прорабатываем вопрос строительства автомобильного моста (параллельного или сдвоенного), совмещенного с железнодорожным. Это позволит полностью «замкнуть» кольцевое движение вокруг Перми. Решение находится в технологической проработке.
Сейчас проектировщики приступают к изыскательским работам, чтобы определить оптимальное место для размещения створа планируемого железнодорожного моста через Каму. Создание ветки будет происходить в ближайшие годы. Строительство моста ориентировочно должно быть завершено в срок до 2025 года.
На территории завода «Ремпутьмаш» планируется организовать музейное пространство, в том числе расположить краеведческий музей. Можете рассказать подробнее о данном проекте?
– Сделка по покупке имущественного комплекса предприятия – зданий и земельного участка – должна быть закрыта до конца этого года. Это первый этап. Соответствующее решение ранее приняли депутаты Законодательного собрания Пермского края. Затем, по предложению акционерного общества Ремпутьмаш, будет предоставлен определенный период – до 20 месяцев – для переноса производства на другую площадку.
Когда мы говорим о том, почему собственники предприятия приняли такое решение, то нужно отметить, что завод сейчас размещен в зданиях, являющихся памятниками истории и архитектуры. Их невозможно развивать как производственную площадку, поскольку существует масса ограничений по использованию таких объектов. Предприятие здесь было развернуто еще в начале и середине XX века, сегодня собственнику необходимо принимать решение о его модернизации. Если это невозможно сделать на данной площадке, то он будет принимать решение о его реализации в другом месте.
В 2012-2014 годах собственник уже перенес основные мощности завода на территорию этого же предприятия в Верещагино. Де-факто сейчас на площадке завода имени Шпагина остались только вспомогательные производства.
Вторая часть этапа связана с ответом на вопрос – как может быть использовано данное пространство? У памятников архитектуры могут быть только две судьбы: либо они разрушаются, поскольку с ними нельзя ничего делать в силу закона; либо они используются как общественное пространство. Именно об этом и была достигнута договоренность с «РЖД».
С одной стороны, та компенсация, которую Пермский край выплатит владельцу имущественного комплекса, позволит ОАО «Ремпутьмаш» более эффективно и быстро осуществить процесс переноса производства на новую площадку. С другой – мы получаем пространство, которое является сакральным для всех пермяков.
Когда мы говорим о территории завода «Ремпутьмаш», то имеем в виду место, с которого начиналась Пермь: историческая площадь Егошихинского завода, река Егошиха. Это не просто площадка для какого-то строительства, здесь невозможно построить, например, торговый центр, она требует бережного отношения, благоустройства, реставрации. Планируется, что исторические мастерские 1878 года постройки планируется использовать как общественно-культурное пространство города.
Ранее озвучивалась идея размещения в этом квартале Пермской государственной художественной галереи. Это решение уже принято?
– Прежде чем говорить о размещении галереи, должны быть внесены изменения в Адресную инвестиционную программу Пермского края. Это произойдет после закрытия сделки по покупке площадки завода «Ремпутьмаш». На следующем этапе мы войдем в дискуссию о целесообразности переноса туда всех музейных пространств. Сейчас можно сказать, что на этой площадке достаточно места для того, чтобы вместить все объекты культурно-музейного кластера.
Планируется ли строительство новых объектов на этом месте?
– Возможно, но очень аккуратно и бережно. Безусловно, новые объекты, если они появятся, будут вписаны в окружающее пространство.
Приобретение площадки завода «Ремпутьмаш» открывает возможность реализации проекта «Первогород», предложенного пермскими архитекторами. Прорабатывается ли он сейчас?
– Я бы хотел выразить огромную благодарность тем людям, которые начали полемику относительно использования этого пространства и «возвращения» его городу, прежде всего – Виктору Воженникову. Понятно, что не все идеи, сформулированные в рамках концепции «Первогород», могут быть реализованы в полной мере.
На мой взгляд, нужно говорить не о точном воспроизведении заявленных проектов, а об идеологии, которую общественное движение заложило. И она – абсолютно правильная и разумная: историческое место образования Перми должно принадлежать всем горожанам.
Какие варианты использования здания по ул. Окулова, 4, которое ранее приобрели для размещения галереи, сейчас рассматриваются?
– Дискуссия об эффективном использовании этого здания пока преждевременна. Для принятия такого решения должен быть реализован проект, касающийся приобретения завода «Ремпутьмаш». В данном случае мы говорим о принятии законодательных актов, а они должны базироваться на зарегистрированных правах.
Еще один важный инфраструктурный проект – возведение новой сцены для Пермского театра оперы и балета. По-прежнему ли приоритетной площадкой для ее размещения определен квартал №5? Решены ли все юридические вопросы по этому участку?
– Решение о размещении театра в квартале №5 не изменилось. Это место внесено в схему территориального планирования. По большей части земельного участка все вопросы решены: она находится в безвозмездном пользовании Пермского края. По оставшейся – нами проводятся правовые процедуры для реализации проекта. Все судебные решения по этой площадке вступили в законную силу. Затем площади были переданы в пользование Управлению капитального строительства Пермского края, которое сейчас является распорядителем участка.
Сегодня активно возводятся новые жилые дома в микрорайоне «Любимов» в Березниках. Правильно ли понимаю, что задача краевых властей заключается в том, чтобы не просто построить квадратные метры, а создать район для комфортного проживания граждан, в котором помимо домов появятся объекты социальной инфраструктуры, вспомогательные здания?
– Микрорайон «Любимов» – это классический пример комплексной застройки. Что ее отличает? Первое – комплексное строительство инженерной инфраструктуры района, которая будет использоваться и теми домами, которые возводятся сейчас, и будущими очередями, которые потенциально там разместятся. Речь идет о сетях электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, запланировано также создание канализационной очистительной станции.
Второй компонент – дороги, благоустройство территорий, детские площадки. Третий – социальные объекты: заранее предусмотрено строительство школы и детского сада (в дополнение к существующим объектам), модернизация поликлинического отделения больницы. Также на территории микрорайона разместятся пункты полиции, МФЦ, пункты социального обеспечения граждан, система транспортного обслуживания и т.д. Таким образом, реализуется комплексный подход к освоению территории, куда переедет значительное число жителей Березников. Микрорайон «Любимов», по сути, становится вторым городским центром.
Строительство домов ведется в соответствии с запланированными сроками?
– По большей части мы решили проблему с вводом объектов первой очереди. Мы провели конкурсы на возведение второй и третьей очередей, здесь движемся в заданном графике.
В первой половине октября губернатор Пермского края Максим Решетников принял участие в церемонии сдачи пяти домов первой очереди жилого комплекса. Тогда глава региона торжественно вручил ключи от квартир первым пяти семьям. Всего введено порядка 1000 квартир. Ввод остальных домов первой очереди жилого комплекса запланирован на первую половину 2018 года.
В сентябре краевые власти подвели итоги очередного отбора подрядчиков на строительство жилых домов в микрорайоне «Любимов» в правобережной части Березников. Этот контракт и еще ряд подписаны не с пермскими, а со столичными застройщиками. С чем это связано?
– В этом году впервые отбор подрядчика по строительству домов проходил в формате конкурса. До этого момента все мероприятия по заключению договоров на возведение объектов в Березниках осуществлялись по внеконкурсной процедуре.
Мы задали достаточно высокие требования к застройщику: по финансовой обеспеченности, технологическим возможностям. В очередной раз задерживать срок сдачи домов в чрезвычайной ситуации для нас было неприемлемо. В рамках этих конкурсов заявлялись компании из Перми, Ижевска, Москвы, Саратова. Компании, ставшие победителями конкурсов, являются мощнейшими застройщиками на российском рынке, поэтому мы ожидаем, что они сдадут качественные дома в срок.
Планируется ли сносить формальдегидные дома в микрорайоне Усольский?
– Предпринималось несколько попыток использовать инфраструктуру этих домов, но, к сожалению, все они оказались неудачными. Сами дома не используются, разрушаются, находятся в аварийном состоянии.
Нужно отметить, что существенную ценность представляют не только сами здания, но и созданная инженерная инфраструктура. Речь идет о затратах, измеряемых в сотнях миллионов рублей. В конце 2016 года правительство Пермского края приняло распоряжение по использованию территории для повторного освоения. Сейчас вовлечение этой площадки для строительства новых домов микрорайона «Любимов» является предметом обсуждения с депутатами Законодательного собрания.
Территория уже обеспечена дорогами, коммуникациями, инфраструктурой, что позволит сэкономить значительный объем средств при новом строительстве. По крайней мере, эти затраты не придется дублировать.
Сейчас на этой площадке возможно только малоэтажное строительство, планируется ли увеличить высотность?
– После того как будет принято решение о повторном освоении территории, вместе с администрацией Березников обсудим, каким образом использовать эти площадки наиболее эффективно. Возможно, это будет высотное строительство или здесь разместятся объекты социальной инфраструктуры.
Территория микрорайона «Усольский» не должна быть заброшена, ведь на ее освоение уже затрачены серьезные средства
Краевые власти проводят переговоры с девелоперами о создании социальной инфраструктуры на застраиваемых территориях. Одним из первых таких жилых комплексов стал «Гулливер» в центре Перми. Каких еще застройщиков планируется привлечь к созданию новых социальных объектов?
– Современные градостроительные нормы, разработанные на уровне Федерации и города, предусматривают обеспеченность социальной инфраструктурой. К сожалению, этой проблеме не уделяется серьезного внимания при формировании земельных участков, выдаче разрешений на строительство. Сейчас мы возвращаемся к диалогу с застройщиками. Сами девелоперы заинтересованы в том, чтобы покупатели квартир жили в тех районах, где развита социальная инфраструктура.
С одной стороны, мы понимаем, что когда застройщики заходили на площадку и просчитывали проект, к ним не предъявлялись такие требования. Но с другой – это не означает, что подобные решения не должны приниматься. Поэтому обсуждаем, находим компромиссы по каждому проекту. Очень благодарны застройщикам, которые с пониманием относятся к конечному результату. Я уверен, что строительство социальных объектов повышает капитализацию жилья, а значит, от такого подхода выигрывают все: застройщик, жители и регион в целом. Когда человек приобретает квартиру, он покупает не только квадратные метры, но и пространство, в котором он живет: благоустроенный двор, больницу, школу, детский сад, расположенные рядом. Отсутствие любого из этих элементов является препятствием для человека при покупке этой недвижимости, что, в конечном счете, влияет на спрос.
За последние несколько лет строительный рынок Перми существенно изменился: появились новые местные игроки, пришли федеральные и инорегиональные девелоперы. На ваш взгляд, как изменится соотношение сил в ближайшие несколько лет?
– С одной стороны, сегодня даже типовые дома представляют собой достаточно высокотехнологичный продукт. Застройщики, которые специализируются на возведении таких объектов, активно развиваются. С другой – конечно, в ситуации, когда рост спроса на квадратные метры лимитирован, при выборе жилья на первый план выходит качество проработки проекта. Девелоперы, имеющие федеральный опыт, несут новые наработки, реализуя проекты в Пермском крае. В то же время преимущество пермских застройщиков – в большем понимании специфики регионального рынка: например, они более активно участвуют в развитии существующих застроенных территорий. В конечном итоге наиболее успешными будут те компании, которые предложат жителям Прикамья продукты, имеющие дополнительные качественные характеристики.
Сейчас мерой строительства перестает быть жилой дом, все-таки мы переходим к возведению объектов кварталами. Это минимальная градостроительная единица, внутри которой можно предусмотреть достаточно высокий уровень проработки, благоустроенности. В рамках одного дома застройщик ограничен лишь его двором, в рамках квартала – он может спланировать развитие территорий вокруг. К этому пониманию пришли практически все участники пермского рынка.
Принята ли концепция развития Пермской агломерации? Противоречат ли друг другу движение по этому пути и идея «компактного города»?
– Есть два знаковых проекта. Первый касается реновации центральной части Перми, где мы активно взаимодействуем с городскими властями. Второй связан с развитием агломерации, где работаем вместе с администрациями муниципальных образований краевого центра, Пермского района, Краснокамска. Приведу пример: содержание муниципального моста через Каму – это задача Перми или это межмуниципальная тема, с учетом того, что жители Краснокамска для передвижения также его используют? Соответственно, возникает масса вопросов, которые шире полномочий одного муниципалитета. Ответить на них призвано развитие Пермской агломерации: сейчас мы находимся в начале пути по принятию ее концепции.