Автор: Ольга Полякова
Речной вокзал и вокзал Пермь I готовятся принять своих первых посетителей после реконструкции. В зданиях 1 декабря откроется исторический парк «Россия — моя история». Это мультимедийный комплекс, где об истории страны рассказывается с использованием современных технологий — видеостен, панорамных кинотеатров, 3D-реконструкций городов и сражений.
Первый подобный музей открылся в Москве в 2015 году, впоследствии они появились в Екатеринбурге, Ставрополе, Волгограде, Якутске, Махачкале, Уфе, Казани (в планах открыть такой музей в 25 регионах страны). Пермский комплекс единственный из всех располагается сразу в двух зданиях, являющихся памятниками истории и архитектуры.
Проект включает в себя экспозиции о ключевых вехах в развитии российского государства с древнейших времен до наших дней («Романовы», «Рюриковичи», «От великих потрясений к Великой Победе», «Россия — Моя история. 1945–2016»). Парк также содержит региональный контент. В каждом из залов уделяется внимание особенностям природного и историко-культурного наследия Прикамья с древнейших времен до наших дней.
Разработкой региональной «начинки» занимались научные сотрудники краеведческого музея, преподаватели пермских вузов, историки, краеведы, рассказала пресс-секретарь краевого минкульта Наталья Тафинцева.
В министерстве строительства заявляют, что подготовка к открытию идет по графику. Сейчас в зданиях заканчивают строительство перегородок, проводят электромонтажные работы, готовят локальные сети для подключения оборудования. 12 ноября рабочие начнут монтировать мультимедийное оборудование.
Полторы недели назад ход ремонта вокзала Пермь I и Речного вокзала проверил глава региона Максим Решетников, о чем он рассказал в своем Instagram. «Подрядчик докладывает, что все успеет в срок, и к 1 декабря на этих площадках для пермяков откроется выставка «Россия — моя история», — отчитался губернатор.
Реконструкцию здания выполняла компания «Акрополь-М», выигравшая два конкурса по приспособлению здания для современного использования. В задачи подрядчика входили подготовительные работы и земляные работы, устройство фундаментов и несущего каркаса зданий, кровельные и отделочные работы. Строители этой же фирмы занимались благоустройством территории, проведением электросетей, сетей водоснабжения и водоотведения. Стоимость всех работ по договору составляла порядка 283 млн рублей.
В этом году на создание исторического парка «Россия — моя история» депутаты Заксобрания решили выделить еще 56 млн рублей, в 2018 и 2019 году запланировано вложить в проект по 44 млн рублей ежегодно.
По словам Натальи Тафинцевой, деньги пойдут на «приспособление здания под размещение экспозиции, монтаж экспозиции, оборудование залов, создание условий для приема посетителей, работу исторического парка, в том числе заработную плату сотрудникам и оплату коммунальных услуг».
Отметим, что материалы региональных экспозиций рекомендованы Минобрнауки России. Идея проекта «Россия — моя история» принадлежит главе Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону, реализуется при финансовой поддержке «Газпрома».
Информация о стоимости входного билета на сайте проекта не отображается. Известно, что за посещение одной из трех экспозиций «Рюриковичи», Романовы», «ХХ век» на ВДНХ нужно заплатить 500 рублей. В краевом минкульте пояснили, что об условиях работы выставки будет подробно рассказано на сайте ведомства перед началом работы выставки.
Вокзал Пермь I – один из старейших вокзалов страны, возведенный в стиле модерн с элементами древнерусского зодчества в 19 веке. Здание построено на месте бывших торговых рядов в 1878 году по проекту инженера-архитектора И.А. Быховца. Общая площадь постройки превышала 2 тыс. кв. метров. В 2004 году вокзал оказался в аварийном состоянии и был закрыт РЖД на капремонт. Реконструкцией занималось ООО «Корпорация «Р-Индустрия». Стоимость ремонтно-реставрационных работ оценивалась в 453 млн рублей. Во время ремонта здания станция использовалась по назначению, пассажиры ожидали транспорт на перроне. До закрытия вокзала его услугами пользовались до 400 тысяч человек в год.
Здание Речного вокзала возведено в 1940 году по проекту архитектора А. З. Гринберга в стилистике «сталинского ампира». Здание Речного вокзала — последний проект Гринберга, известного своими конструктивистскими зданиями в Новосибирске, Москве, Ростове-на-Дону и Дагестане. Строительство Речного вокзала было осуществлено уже после смерти архитектора. Здание построено прямо напротив другого архитектурного памятника и вокзала — станции «Пермь I». В перестроечные 1990-е годы, после падения уровня судовых пассажирских перевозок, Речной вокзал утратил свою основную функцию. Здание вокзала какое-то время использовалось под торговлю. В 2004 году Речной вокзал был закрыт и постепенно приходил в аварийное состояние. В 2010 году в здании речного вокзала расположился Пермский музей современного искусства «PERMM». В 2013 году суд обязал «PERMM» покинуть здание Речного вокзала из-за его аварийного состояния, музей летом 2014 года открылся в Мотовилихе. Между тем здание вокзала стало брошенным и продолжало разрушаться, в мае 2016 года началась реставрация.
Фото в тексте: ВК / Исторические парки "Россия-Моя история".