Автор: Екатерина Булатова
Первое собрание кредиторов «Камстройинвеста» не обошлось без скандалов. В большом зале для мероприятий собралось более 100 дольщиков «Первого Пермского микрорайона» и других заинтересованных лиц. Обстановка накалилась с самого начала, когда старт заседания был объявлен только спустя полчаса после установленного времени. «Может, уже домой пойдем?» – призвала уверенным голосом одна из участниц, но единомышленников не обрела. В течение собрания дольщики не могли сдержать эмоций, диалог вышел нескладный, а закончилось мероприятие массовым исходом: «Что мы здесь делаем, если от нашего мнения ничего не зависит», – решили дольщики.
На повестке было несколько вопросов, основные из них предполагалось решить путем голосования: выбрать реестродержателя, членов комитета кредиторов и представителя этого комитета. По законодательству вес голоса каждого участника строительства зависит от суммы его требований.
Исполняющий обязанности конкурсного управляющего Андрей Котельников сразу сообщил, что основным кредитором в процедуре банкротства является банк «БФГ-Кредит», сумма его требований составляет больше половины от общей суммы требований – 1,401 млрд рублей из 2,28 млрд рублей. Последняя цифра еще не сформирована окончательно, в нее включены как денежные требования, так и требования передачи жилых помещений. Но сейчас вес голоса банка превышает все остальные голоса.
Обязанности по ведению реестра требований кредиторов г-н Котельников предложил возложить на арбитражного управляющего, чтобы не платить денег за эту работу сторонней специализированной организации. Дольщики хотели воспротивиться, но альтернативных предложений ни у кого не было, к тому же банк проголосовал «за».
После этого участникам строительства предложили избрать комитет кредиторов и определить оптимальное количество его членов. Отметим, что все этапы голосования проходили в письменной форме: участникам раздавали бюллетени, которые они заполняли и сдавали обратно. После этого арбитражный управляющий объявлял о том, как проголосовал «Бфг-Кредит», что фактически можно приравнять к уже принятому решению без подсчета остальных голосов. Хотя их планировалось считать после заседания.
Проголосовав за создание комитета в составе семи человек, участники услышали «вердикт» банка – три человека. После этого необходимо было решить, кто войдет в комитет. Дольщики предполагали, что это будут люди из их числа. Но голосом банка в составе комитета оказались сразу два представителя от кредитной организации. Получилось, что участники строительства могут претендовать лишь на одно место в комитете. «А смысл участия одного дольщика? Ведь большинство голосов всегда будет на стороне двух представителей банка!» – сетовали участники собрания.
Андрей Котельников попытался успокоить их, сообщив, что комитет не может принимать особо важных решений. Например, вопрос о создании ЖСК и достройке объекта его средствами вправе решать только сами участники строительства. Хотя и здесь оказалось не все так просто. Одним из участников строительства является компания «Регион». У нее значительное количество договоров ДДУ, это значит, что голос компании станет решающим. Напомним, что эта организация тоже находится в процедуре банкротства, а указанные договоры ДДУ в залоге у «БФГ-Кредита». Андрей Котельников напомнил, что ЖСК самостоятельно финансирует достройку объектов, а «Регион» – банкрот, поэтому он не сможет вкладываться в строительство.
На заседании присутствовали представители «БФГ-Кредита» и «Региона», но они отказались объяснить дольщикам позиции компаний и рассказать о дальнейших предполагаемых действиях. «У меня нет полномочий отвечать на эти вопросы», – сказал каждый из них.
Андрей Котельников разбавил общее напряжение позитивной для дольщиков информацией. По его словам, готовится к подаче в суд исковое заявление об оспаривании одной из сделок с банком. Речь идет о кредитном договоре, который был заключен для строительства второй очереди «Первого Пермского микрорайона». «735 млн фактически прошло «по кругу». Банк предоставил кредит на вторую очередь строительства. Единовременно деньги поступили на расчетный счет «Камстройинвеста». В этот же день в рамках кредитного договора сумма перешла на счет управляющей компании ООО «Строительные проекты». Далее, также по условиям договора, деньги были направлены на приобретение векселей банка «БФГ-Кредит». Компания получила векселя и тут же передала их в залог обеспечения этого же кредита как залогодатель, одновременно выступая поручителем. Фактически деньги из банка не выходили. Весь оборот прошел в течение одного дня, все счета указанных организаций были в одном и том же банке», – объяснил Андрей Котельников. Если дело удастся выиграть, сумма требований банка сократится, а значит, уменьшится и вес его голоса, тогда можно будет переизбрать членов комитета кредиторов.
Если вопрос о создании ЖСК решается на общем собрании участников строительства, то мероприятия по «консервации» недостроенных объектов планирует комитет. Некоторые участники мероприятия высказались против «консервации» и предположили, что делать это нужно было раньше, когда строительные работы прекратились. Теперь процесс медленного разрушения зданий запущен, а «консервация» – бесполезная трата денег, по мнению части дольщиков.
Представители минстроя Пермского края, которые тоже присутствовали на собрании, и Андрей Котельников не согласились с такими выводами. Они обратили внимание дольщиков на то, что «консервация» увеличит уровень дальнейшей ликвидности объектов. Что в итоге с ними делать – решают кредиторы. Вариантов три: продать на торгах, создать ЖСК и достроить своими средствами, привлечь нового застройщика.
Андрей Котельников отметил, что на достройку потребуется порядка 810 млн рублей, что превышает ту сумму, которая уже вложена участниками строительства, поэтому вариант строительства средствами ЖСК он счел не самым удачным. Достройка через смену застройщика ему тоже показалась маловероятной. «Сегодня я не вижу потенциальных инвесторов для этой площадки. Надо понимать, что договор аренды земельных участков закончился 11 октября. Их собственником является АИЖК, и у него есть все основания расторгнуть договор. Пока его сдерживает запрет суда – дома и земельные участки арестованы», – отметил специалист. Он пришел к выводу, что без поддержки правительства завершить строительство объектов не получится.
«Чем дольше откладывается выведение объекта из конкурсной массы, тем хуже для вас. Сейчас мы не можем начать строительство, пока не создано ЖСК. Достроенный и введенный в эксплуатацию объект, даже с точки зрения требований банка к вашему имуществу, стоит гораздо дороже, чем незавершенный объект, который есть сейчас», – рассказал Олег Решетников, руководитель юридической службы министерства строительства и архитектуры Пермского края.
Последним вопросом, поставленным на голосование собрания, был выбор представителя комитета кредиторов. В бюллетенях, которые раздали участникам, значились только два кандидата: один представитель банка, второй – налоговой инспекции. Такой расклад окончательно возмутил дольщиков. К тому же колонки «против» в бюллетене не было.
«Голосуйте за тех кандидатов, которые представлены, решение по этому вопросу все равно будет принято банком. Можете написать «против всех», бюллетень сочтут испорченным, но позицию свою вы обозначите», – подсказал Андрей Котельников.
Окончательно поняв истинный смысл слов, сказанных арбитражным управляющим еще в начале собрания о том, что решающие голоса за «БФГ-Кредитом» и «Регионом», дольщики, не сговариваясь, встали со своих мест и шумной толпой направились к выходу.
Несколько человек остались и смогли поговорить с адвокатом компании «Регион». Специалист посоветовал дольщикам активно участвовать во всех собраниях, приходить на заседания комитета и на суды в качестве слушателей. «Несмотря на то, что большинство голосов на стороне банка, вы должны отстаивать свою позицию», – посоветовал адвокат.
Подобные собрания кредиторов должны проходить не реже одного раза в три месяца. В ближайшие три месяца будет поднят вопрос о создании ЖСК или смене застройщика, если появится кандидатура.