Автор: Кристина Суворова
На площадке «Пермгорэлектротранса» состоялось совместное заседание трех комитетов Пермской городской думы. Депутаты обсудили грядущие реформы транспортной отрасли. Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов рассказал о планах по оптимизации работы электротранспорта. Новая маршрутная сеть будет пересадочной, дублирование направлений значительно сократится. «Закроются трамвайные маршруты №4, 10 и 13. Они не несут новых транспортных связей, но их можно сконструировать из имеющихся. При этом время ожидания для пересадки будет меньше, чем интервал движения отменяемых маршрутов», – пояснил г-н Денисов.
Он добавил, что остается экспериментальный маршрут «Пермь II – Красный Октябрь», введенный в тестовом режиме в сентябре. Вводится трамвай №2 «Осенцы – Стахановская». Пути следования трамваев №6 и №8 сокращаются соответственно до остановок «Разгуляй» и «Инкар». Кроме того, предлагается закрыть троллейбусы №8 и №13. Представленная маршрутная сеть заработает не ранее 2018 года. В ходе дальнейшего обсуждения она может быть скорректирована.
Оптимизация сети электротранспорта необходима для того, чтобы фактический объем работы МУП «Пермгорэлектротранс» соответствовал тому, который взят при расчете тарифа на проезд и субсидий предприятию. Сейчас утвержденный объем работы 584,7 тыс. часов год, а фактический в 2017 году – 760 тыс. часов.
При этом с 1 ноября начала действовать система бесплатных пересадок на электротранспорте. В течение 40 минут после покупки билета пассажир может бесплатно пересаживаться на трамваях и троллейбусах. При этом пересадки будут возможны как между одним видом транспорта (с трамвая на трамвай или с троллейбуса на троллейбус), так и между двумя – с трамвая на троллейбус и с троллейбуса на трамвай.
К 2020 году городские власти планируют переход к бескондукторной системе оплаты проезда в общественном транспорте. Появится возможность заплатить пластиковой транспортной и бесконтактной банковской картами. Отправной точкой для изменений служат планируемые новшества во взаимоотношениях муниципалитета и перевозчиков. Предполагается, что власти будут закупать авточасы, а не разыгрывать маршруты. Соответственно, предприниматели станут обеспечивать только выполнение транспортной работы, в которую не входит сбор выручки от продажи билетов. Чтобы не нести расходы на содержание кондукторов, муниципалитет запустит новую систему оплаты.
Реформа будет проходить в несколько этапов. В 2018 году будет протестируют систему безналичной оплаты и примут необходимые нормативно-правовые акты. В частности, потребуется ввести дифференцированный тариф, а для этого изменить методику его расчета. При безналичном расчете проезд должен стать дешевле, чем при оплате наличными. По словам начальника МКУ «Гортранс» Анатолия Путина, для появления у пассажиров мотивации к использованию новшества разница должна составлять минимум 2-3 рубля.
В 2019 году городские власти планируют перейти на закупку авточасов по электротранспорту и маршрутам, обслуживаемым перевозчиками, действующие договоры с которыми к этому времени истекут. К 2020 году новые условия работы намерены распространить на всех перевозчиков и перейти к бескондукторной системе. Когда 70-80% поездок будут оплачиваться по безналичному расчету, кондукторов смогут заменить меньшим числом контролеров.
Идея перехода на авточас обсуждается не впервые. Предварительные расчеты показывают, что после перехода на новые муниципальные контракты бюджет будет экономить ежегодно до 420 млн рублей. Взаимоотношения власти и перевозчиков станут более прозрачными. Однако не все депутаты городской думы согласны с предложенным алгоритмом проведения реформы. «Авточас нужен, чтобы получилась открытая система, в которой все перевозчики могли бы конкурировать друг с другом по понятным правилам. Электротранспорт обслуживает только ПГЭТ – о какой конкурентной борьбе может идти речь? То же самое будет, если мы начнем вводить авточас на автобусных маршрутах, от которых отказываются перевозчики. Если предпринимателей не устраивает экономика маршрутов, значит, никакого снижения стоимости авточаса на аукционе не произойдет. А мы потом скажем, что провели эксперимент, но он не удался?» – рассуждает депутат Александр Филиппов.
Он напомнил, что ГИБДД аннулировала регистрацию автобусов, используемых на нескольких прибыльных пермских маршрутах. «Перевозчики не только не несут ответственность за это, но и продолжают зарабатывать деньги. Когда мы выгоним их с маршрутов, которые как раз и нужно расторговывать в формате авточаса?» – спросил г-н Филиппов.
Илья Денисов пояснил, что на примере ПГЭТ будет создана и опробована новая модель работы администрации и перевозчиков. «Аннулирование регистрации транспортных средств перевозчики оспаривают в суде, – напомнил он. – Решения, по прогнозам, будут вынесены в январе-марте следующего года».
Депутат Арсен Болквадзе поддержал проект системы пересадок. Он отметил, что переход на авточас позволит в перспективе ввести систему пересадок между всеми видами транспорта, а не только трамваем и троллейбусом. «Надо прорабатывать этот вопрос», – призвал он. Коллегу поддержал Сергей Богуславский. «Это революционные и правильные изменения. Я полностью согласен, что систему пересадок нужно развивать. Что касается предложений по повышению эффективности работы ПГЭТ, наша конечная цель – чтобы субсидии предприятию в какой-то момент приблизились к нулю. Но это не должно приводить к ухудшению качества обслуживания пассажиров», – подчеркнул он.
В заключение заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич поблагодарил депутатов за совместную работу. «Многие из вас участвовали в работе по финансовому оздоровлению «Пермгорэлектротранса», а также в подготовке представленных сегодня проектов», – отметил он. Чиновник добавил, что и дальнейшие планы будут рассматриваться совместно. До середины декабря представители администрации и депутатского корпуса более подробно обсудят переход к закупке авточаса.