«Просто не мешайте». Вячеслав Белов, омбудсмен бизнеса в регионе, дал развернутое интервью

Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае, – о недоверии бизнеса к властям, необходимости глобальной стратегии развития предпринимательства и сносе нестационарных торговых объектов.

Автор: Владислав Гордеев

Вячеслав Артурович, в августе на заседании фракции «Единой России» вы раскритиковали работу городской администрации по поддержке бизнеса. По вашим словам, результаты «не отвечают требованиям миллионного города». Какие механизмы в Перми должны работать?

– Действительно, результаты невыдающиеся. Например, только 20 предпринимателей и резидентов бизнес-инкубаторов в 2016 году получили имущественную поддержку, а финансовая помощь из краевого и федерального бюджетов составила 12,4 млн – эти деньги распределили между пятью предприятиями. Это серьезная работа, но для столицы такого региона, как Пермский край, это очень мало.

Любые механизмы поддержки бизнеса могут работать только при правильном целеполагании, системности, стабильном правовом регулировании. До недавнего времени основными инструментами считались гранты и субсидии – по сути, это безвозвратное и беспроцентное выделение средств. Такая мера рождает некий парадокс – в отчете бизнесмен указывает, что деньги успешно потрачены на развитие дела, но зачастую никакого долгосрочного результата это не приносит, так как через какое-то время бизнес умирает. Получается, бюджетные деньги освоены, а реальной отдачи нет. Доходило и до уголовных дел – например, человек получал грант на развитие фермерского хозяйства, покупал на эти средства трактор, отчитывался перед контролирующим органом, а через полгода трактор просто продавал и деньги тратил на личные нужды.

Это может прозвучать странно, но, на мой взгляд, поддержка бизнеса не должна быть безвозмездной. Необходимо выстроить прозрачную и понятную систему по выдаче государственных займов – возможно, беспроцентных или с более низкими процентами, чем в банковских организациях, но с обязательным возвратом. Потому что субсидии нередко действуют как наркотик и бизнес работает по принципу «дали денег, дадут еще».

Кстати, многие предприниматели, с которыми я общался, просят единственную форму поддержки – чтобы государство не мешало в организации бизнеса и его работе, а там, где нужны решения органов власти, естественных монополий, они принимались законно и быстро.

Как вы оцениваете эффективность городского бизнес-инкубатора?

– Резиденты там есть, значит, он эффективен в любом случае. Другой вопрос – соответствует ли их число масштабам Перми, задачам развития бизнеса в городе с самой высокой деловой активностью в регионе.

Кроме Перми бизнес-инкубаторы функционируют в Чусовом и Соликамске. Есть отчеты о работе, но нужно заняться анализом их деятельности и наметить варианты развития. Возможно, необходимо создать инкубаторы в каждом районе города Перми и еще в нескольких муниципалитетах. А может быть, наоборот – они не нужны.

Отсутствие стратегии – это вообще глобальная проблема для пермского бизнеса. В целом предприниматели не знают, в какую сторону власти планируют развивать эту сферу. Например, сейчас в крае появились масштабные планы по переносу железной дороги, строительству новых зданий оперного театра, художественной галереи – это долгосрочные перспективы Перми, мы сразу понимаем, как город будет выглядеть через пять-десять лет. Аналогичные стратегии нужно разработать и для понимания развития предпринимательства по конкретным направлениям.

На ваш взгляд, предприниматели доверяют городским и краевым властям?

– Коммуникация между администрацией и пермским бизнес-сообществом существует. Однако зачастую решения, которые принимают городские власти, не пользуются популярностью. Для предпринимателей они непредсказуемы – никто не понимает, чего ожидать. Можно вспомнить ситуацию с отменой преимущественного права при размещении нестационарных торговых объектов: в сентябре 2015 года это право вернули, а сейчас, спустя два года, вновь отменили.

Постоянно меняется законодательство на различных уровнях, муниципалитетам приходится править акты в соответствии с федеральными и краевыми законами. Это непосредственно влияет на бизнес в городе.

Поддержка бизнеса не должна быть безвозмездной.

Например, несколько лет назад в Перми были удобные остановочные комплексы с внутренней торговлей. Спустя некоторое время на федеральном уровне внесли изменения в закон, и объекты пришлось демонтировать и убрать. Вместе с тем, в Екатеринбурге их просто перенесли от остановки на разрешенное законодательством расстояние. Таким образом жители города сохранили возможность купить товары по пути домой и согреться в холодное время года.

Понимаете, бизнесменам неважно, на каком уровне было принято решение: в Федерации, субъекте или муниципалитете. Когда они теряют работу и доходы по причине несвоевременных действий или бездействия чиновников, теряется доверие к власти в целом.

Сейчас в Перми очень активно обсуждается ситуация с торговыми объектами. Как, на ваш взгляд, должен решаться этот вопрос?

– Прежде всего необходимо разработать стратегию развития потребительского рынка муниципального образования, утвердить нормативы обеспеченности торговыми объектами, учитывая конкретные места, где эти торговые точки находятся законно, где могут быть установлены, а также где должны стоять. Тогда не будет ситуаций, когда в новых и отдаленных микрорайонах, где еще нет магазинов, люди не могут найти киоск, где купить буханку хлеба, а за изготовлением копий ключей нужно ехать в центр города. Муниципалитету нужно заранее включать такое место в схему размещения НТО, активно проводить аукционы по размещению объектов. Город от этого получит средства в бюджет, жители микрорайона – услугу и рабочие места, а бизнес – доходы.

К сожалению, городская схема размещения создается исключительно по инициативе предпринимателей – они приходят и говорят: «Хочу поставить торговую точку здесь». Очевидно, что это места с высоким трафиком, привлекательные с точки зрения маркетинга, но зачастую в них установка НТО по тем или иным причинам запрещена. В идеале инициатива должна идти сверху, со стороны властей, на основании потребностей города с учетом инициатив предпринимателей. Сейчас, на мой взгляд, решения зачастую принимаются без системного подхода.


Какие еще есть «болевые точки», связанные с торговыми объектами?

– Есть большая проблема с незаконной предпринимательской деятельностью. Сейчас в городе огромное количество торговых точек, которые работают вне схемы размещения и без договора. При этом их демонтируют по тем же правилам, что и киоски добросовестных бизнесменов, у которых просто истек срок действия договора.

В этой сфере хотелось бы увидеть более активные действия со стороны муниципалитетов и краевых властей. На мой взгляд, демонтировать незаконные торговые точки нужно ежедневно, в режиме онлайн. Пока что многие честные бизнесмены оказываются в минусе – они исправно платят налоги и соблюдают правила, в то время как их «соседи» спокойно работают, нарушая все подряд.

В августе из схемы размещения нестационарных торговых объектов исключили 26 киосков по продаже прессы из-за того, что они попали в границы зон охраны объектов культурного наследия. Не получится ли так, что со временем с центральных улиц города исчезнут все киоски?

– Вопрос с охраной культурного наследия, на мой взгляд, спорный. По этому поводу мы обратились в прокуратуру с требованием провести экспертизу решений краевого министерства культуры. Специалисты нашли фотографии Комсомольского проспекта сталинского периода, на котором стоят киоски «Союзпечати». Кроме того, обнаружены документы Пермской области 60-х годов по микрорайону Рабочий поселок, в которых предусматривалось финансирование киосков печати. Это к вопросу о том, что даже если в центре города и есть ограничение на размещение печатных ларьков, это не значит, что их там никогда не было и не должно быть. По этому вопросу предстоит длительная работа. Конечно, я надеюсь, что киоски, например, с сувенирами, цветами, печатной и фермерской продукцией не исчезнут.

Многие решения властей непредсказуемы, никто не знает, чего ожидать.

Интересный механизм решения этой проблемы работает в Астане. Там места размещения НТО в центре города, зоне охраны культурных объектов передаются муниципальным предприятиям, которые сами строят киоски и сдают их в аренду. То есть муниципалитеты сами решают, как должны выглядеть киоски и следят за тем, чтобы они соответствовали всем требованиям – пожарным, градостроительным. Обсудить применение такого подхода можно было бы в отношении центра города – на улицах Ленина, Сибирской, Комсомольском проспекте, чтобы размещать в них только определенные виды торговли.

Как вы считаете, большая часть конфликтов между бизнесом и надзорными органами происходит из-за системных проблем или, скорее, человеческого фактора?

– Думаю, причина именно в отдельных людях. Предприниматели чаще всего жалуются на действия или бездействие конкретных чиновников, которые злоупотребляют правом, некачественно выполняют свою работу, несвоевременно рассматривают заявления. Порой из жалоб видно, что государственные служащие ведут себя крайне грубо и непрофессионально.

В условиях, когда одни соблюдают правила, а другие нет, в минусе оказываются честные бизнесмены.

Выхода, на мой взгляд, два. Первый – это системная подготовка и переподготовка кадров. Второй – привлечение недобросовестных чиновников к ответственности, в том числе уголовной, за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

В этом году в Пермском крае по этой статье возбуждены 10 уголовных дел. Например, сейчас следственные органы рассматривают дело в отношении руководителя территориального отделения федерального контрольно-надзорного органа, который целый год не позволял открыть автошколу в Перми.

В октябре депутаты Законодательного собрания приняли законопроект о введении налогообложения коммерческой недвижимости исходя из ее кадастровой стоимости. Налоговая нагрузка на бизнесменов повысится – не отпугнет ли это предпринимателей?

– Подобные законы действуют уже в большинстве субъектов Российской Федерации, включая Москву и Санкт-Петербург. Мы максимально оттягивали его принятие в Пермском крае. Важно было проанализировать законотворческую практику и опыт применения налогообложения коммерческой недвижимости на основе кадастровой оценки в других регионах страны, предложить варианты поддержки субъектов малого предпринимательства. Сейчас закон принят – в том числе с частичным учетом мнения предпринимателей и нашего аппарата.

В целом 2018 год, как и текущий, будет непростым из-за увеличения налоговой нагрузки. Например, перестанет действовать пониженная ставка на прибыль. Конечно, крупные компании понимали, что это временная льгота, и закладывали будущее увеличение нагрузки в расчет налоговых обязательств. Но на тех компаниях, которые не учитывали этого в налоговом планировании, изменение нагрузки может сказаться негативно.

​Расширяя горизонты. Программное интервью первого вице-премьера правительства Михаила Сюткина