Автор: Владислав Гореев
В августе 2017 года сразу несколько федеральных СМИ объявили о «похоронах» российского рынка автопроката. Поводом стал уход из России мировой компании Hertz. Источники изданий сообщили, что гигант не выдержал конкуренции с каршерингом – относительно новым и технологичным сервисом по аренде автомобилей. Business Class узнал у экспертов, какие благоприятные условия должны сложиться в городе для появления каршеринга и почему в Перми услуги в ближайшее время ждать не стоит.
Согласно данным лизинговой компании LeasePlan, в России каршеринг впервые появился в 2013 году – в Москве начала работать компания AnyTime, в Санкт-Петербурге – Street Car. В период с 2013 по 2017 год количество автомобилей в каршеринговых парках страны выросло с 40 до 5000. По прогнозам экспертов, к 2018 году совокупный объем транспорта вырастет вдвое – до 10 тыс. автомобилей. При этом количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн рублей. Основные клиенты услуги – преимущественно мужчины 25-30 лет, которые предпочитают самостоятельное вождение поездкам на такси.
Каршеринг – вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной оплатой. Особенность услуги в том, что клиент платит только за фактическое время использования транспортного средства, а расходы на его обслуживание (бензин, парковки, ремонт, страховки и т.д.) несет компания-владелец.
Чтобы стать клиентом сервиса, необходимо зарегистрироваться в мобильном приложении, отправить сканы водительских прав и паспорта оператору и заключить договор о подключении к системе. После этого водитель с помощью приложения может найти ближайший к нему свободный автомобиль и также с помощью смартфона открыть его.
На данный момент кроме Москвы и Санкт-Петербурга каршеринг-сервисы работают в Уфе, Краснодаре, Сочи, Адлере, Кисловодске, Ессентуки, Минеральных водах, Красной поляне и Пятигорске. По словам экспертов, здесь сложились удобные для бизнеса условия, обеспечивающие стабильный поток клиентов.
«Компании стремятся открывать сервис в городах, где спрос постоянен за счет высокой численности населения, как, например, в двух столицах, либо большого потока туристов, как в курортных регионах. В Уфе первый сервис каршеринга «Делимобиль» запущен только 3 октября, и результаты работы пока неизвестны. Возможно, скоро эта компания будет расширять зону своего присутствия в других городах-миллионниках», – предполагает Сергей Вороновский, генеральный директор «АвтоСпецЦентр KIA Каширка».
Редактор портала про аренду транспорта Rentcarus.ru Дарья Фортунова сообщила: принимая решение о запуске каршеринга в том или ином регионе, федеральные сервисы анализируют совокупность экономических и социальных факторов.
«Учитываются численность и плотность населения, развитость транспортной инфраструктуры, наличие платных муниципальных парковок, а также психологическая готовность населения к использованию пока что новой для России услуги», – объясняет Дарья Фортунова.
По мнению экспертов, Пермь является непривлекательным городом для каршеринг-бизнеса по ряду причин. Во-первых, количество населения в городе достигает только минимально необходимого уровня для открытия каршеринга (по данным Пермьстата, на 2017 год в Перми проживают 1,048 млн человек). При этом глобального роста городского населения в ближайшее время не ожидается.
Вторая причина заключается в низкой стоимости платной парковки. Сейчас час стоянки легкового автомобиля в центре города обойдется водителю в 15 рублей в час. В сентябре прошлого года городские власти сообщили, что не собираются поднимать цены до пределов других городов – например, Казани, где стоимость часа составляет 50 рублей.
«Для сравнения: в Москве стоимость парковки в центре достигает 200-250 рублей в час, но для автомобилей каршеринга она бесплатная. В Перми стоимость парковки минимальная, и возможность бесплатно остановиться в центре города не будет мотивирующим фактором», – считает Дарья Фортунова.
Третьей причиной, препятствующей появлению каршеринга в Перми, эксперты считают перенасыщение рынка автомобильного проката. По оценке Сергея Вороновского, сейчас в городе работают пять крупных компаний с автопарками по 20 и более автомобилей, в том числе известные международные бренды, и 50-100 небольших организаций с количеством арендуемых машин от 2 до 10. В целом они удовлетворяют спрос населения на автомобильную аренду.
Среди сдерживающих факторов называют и отсутствие серьезных проблем с общественным транспортом.
«Основу пермского общественного транспорта составляют автобусы, стоимость проезда – одна из самых низких по сравнению с соседними регионами. Автопарк сильно изношен, загруженность его большая, однако даже недостаточно развитая инфраструктура адекватно решает транспортный вопрос в городе», – рассказывает г-жа Фортунова.
По данным Rentcarus.ru, в числе приоритетных направлений региональной экспансии каршеринг-компании в первую очередь называют города – участники чемпионата мира 2018. Например, самый крупный московский сервис «Делимобиль» открыл собственные представительства в Сочи и Ростове-на-Дону. До конца ноября текущего года компания планирует запустить сервис в Нижнем Новгороде, чуть позже – в Казани и Екатеринбурге.
Business Class отправил запросы о планах по освоению пермского рынка в пять крупнейших московских каршеринг-компаний. Четыре из них проигнорировали сообщения.
PR-менеджер YouDrive&PUMP Анастасия Егорова сообщила, что в ближайшее время выход на пермский рынок компанией не рассматривается.
«Популяризация каршеринга будет идти от столиц к городам-миллионникам, потом к средним городам. Пермь – большой, развивающийся город, поэтому можно ожидать, что в среднесрочной перспективе (около 4 лет) услуга появится и в Перми», – считает г-жа Егорова.
«Каршеринг – это относительно молодой сервис, поэтому не все россияне знают, как он работает и что это такое. Низкая информированность, взаимное недоверие прокатчиков и арендаторов, отсутствие общей культуры проката являются основными сдерживающими факторами для развития рынка каршеринга не только в Перми, но и в других крупных городах России», – резюмирует Сергей Вороновский.