Автор: Кристина Суворова
Как сообщили Business Class в департаменте дорог и транспорта администрации Перми, аукционы на обслуживание маршрутов, запланированные на начало 2018 года, планируется проводить по аналогии с прошедшими конкурсами по маршрутам №46 и №60. Эти торги в СМИ получили название «вековые», поскольку условия были сформированы так, что теоретически процедура могла длиться 120 лет (см. справку). Начальная цена контракта составляла 1 рубль. После в мэрии сообщили, что учтут выявившиеся риски по длительности проведения процедуры и рассмотрят возможные изменения в конкурсную документацию, позволяющие упростить процедуру торгов для участников рынка. Эта работа еще не завершена. «В настоящее время обсуждаются возможные дополнения и изменения в формат проведения конкурсной процедуры», – сообщили в пресс-службе городской администрации.
Согласно документу планирования регулярных перевозок, ближайшие конкурсные процедуры на выполнение работ, связанных с перевозками по муниципальным маршрутам, должны начаться в январе 2018 года. Речь идет об автобусах №3, №17, №33, №36, №62.
Победителем первого в Перми аукциона среди перевозчиков признано ООО «ПАП-3». Организация предложила цену контракта 127,4 рубля. Аукцион на обслуживание автобусных маршрутов №46 и №60 мог длиться годами. Торги на электронной площадке начались 5 сентября. В них принимали участие восемь перевозчиков. Они начали торговаться с начальной цены один рубль в сторону уменьшения, указывая, сколько участник готов заплатить бюджету за право работать на маршрутах. Максимальный шаг аукциона, рассчитанный от начальной цены контракта, – 5 копеек. Завершился аукцион на пятый день. Один из перевозчиков подсчитал: чтобы добраться до суммы в 100 тыс. рублей, потребовалось бы шесть лет. До максимального порога, предусмотренного электронной площадкой, пришлось бы торговаться 120 лет.
В начале ноября администрация Перми обсудила с депутатами гордумы перспективы перехода к закупке авточасов. При таком подходе перевозчики станут обеспечивать только выполнение транспортной работы, в которую не входит сбор выручки от продажи билетов. Существующая схема, при которой плата за проезд остается у частных перевозчиков, а бюджет доплачивает разницу между расходами и доходами предпринимателей, имеет ряд минусов. В качестве таковых были указаны низкая безопасность перевозок из-за «гонок за пассажира», отсутствие прозрачных механизмов определения доходности маршрутов, неравные условия работы перевозчиков, непоступление в бюджет «сверхнормативных» доходов от прибыльных маршрутов. Кроме того, отмечены риски, связанные с обеспечением исполнения контракта по маршрутам, разыгранным за 1 рубль, и невозможность применять штрафные санкции к перевозчику, работающему на таком маршруте.
В качестве альтернативы предложена следующая схема. В бюджете закладывается объем средств на полную оплату авточаса. Выручка от оплаты проезда собирается муниципалитетом через автоматизированную систему сбора выручки и поступает в городскую казну. Перевозчикам платят исходя из фактически выполненного объема транспортной работы, учтенного через навигационную систему контроля.
Для применения такого подхода городу необходимо отказаться от кондукторов, чтобы не нести расходы на их содержание. Реформа будет проходить в несколько этапов. В 2018 году протестируют систему безналичной оплаты и примут необходимые нормативно-правовые акты. В 2019 году городские власти планируют перейти на закупку авточасов по электротранспорту и маршрутам, обслуживаемым перевозчиками, действующие договоры с которыми к этому времени истекут. К 2020 году новые условия работы намерены распространить на всех перевозчиков и перейти к бескондукторной системе. Предварительные расчеты показывают, что после перехода на новые муниципальные контракты бюджет будет экономить ежегодно до 420 млн рублей (при тарифе 24 рубля и минимальном объеме транспортной работы 3,4 млн часов в год). Взаимоотношения власти и перевозчиков станут более прозрачными. Однако не все депутаты городской думы согласны с предложенным алгоритмом проведения реформы.
«Авточас нужен, чтобы получилась открытая система, в которой все перевозчики могли бы конкурировать друг с другом по понятным правилам. Электротранспорт обслуживает только ПГЭТ – о какой конкурентной борьбе может идти речь? То же самое будет, если мы начнем вводить авточас на автобусных маршрутах, от которых отказываются перевозчики. Если предпринимателей не устраивает экономика маршрутов, значит, никакого снижения стоимости авточаса на аукционе не произойдет. А мы потом скажем, что провели эксперимент, но он не удался?» – рассуждает депутат Александр Филиппов.
У перевозчиков возникают опасения, связанные с финансовой дисциплиной муниципалитета. Практика показывает, что департамент дорог и транспорта периодически накапливает долги перед перевозчиками. В частности, «Пермгорэлектротрансу» задолженность по субсидиям за 2016 год в размере 138 млн рублей выплачена в 2017 году. Частным перевозчикам городская администрация перестала выплачивать субсидии за убыточность маршрутов. В последний раз они получили деньги в августе – и только 10% от нужной суммы. В конце октября в мэрии сообщили, что выплатят долги до конца года. Компенсации за перевозку льготников муниципалитет также не всегда перечислял вовремя.
При существующей системе задержки выплат хоть и осложняют работу перевозчиков, но ни разу не приводили к серьезным сбоям в работе транспортной системы. Самостоятельно собирая плату за проезд, предприниматели могут направить эти деньги на текущие расходы – покупку топлива и т.д. Они видят риски в том, что при переходе на закупку авточасов такой возможности не будет.