Мультфильм: «Тайна Коко»
ЗА.
12-летний Мигель живет в мексиканской деревушке в семье сапожников и тайно мечтает стать музыкантом. Тайно – потому что в его семейном клане музыка считается проклятием. Когда-то его прадед оставил свою жену, прабабку Мигеля, ради мечты, которая теперь не дает спокойно жить Мигелю. С тех пор музыкальная тема в семье стала табу. Мигель обнаруживает, что между ним и его любимым певцом Эрнесто де ла Крусом, ныне покойным, существует некая – возможно, родственная – связь. Паренек отправляется к своему кумиру в Страну Мертвых, где встречает души своих предков. Коко знакомится там с духом-трикстером по имени Эктор (в облике скелета), который становится его напарником-проводником. Вдвоем они отправляются на поиски де ла Круса.
Pixar в своем новом фильме, преступил, кажется, все мыслимые и немыслимые пределы, имеющиеся на данный момент в анимации. Мало того, что американские мультипликаторы решили поговорить со своей малолетней аудиторией о смерти, так еще и в качестве бэкграунда взяли мексиканскую тему – это при живом Трампе, который грозился обособиться от Мексики бетонной стеной.
Табуированные темы, поднимаемые в «Тайне Коко», решены с инфантильной непосредственностью: это совсем не «Труп невесты» с его романтическим надрывом, это абсолютно комедийная и трогательная история о духах предков и их связях с миром живых. В этом, собственно, и заключен камень преткновения для критиков и зрителей: есть ли возможность внятно объяснить дошкольникам и школьникам, что такое потеря, память и какова она – жизнь после смерти. И если к визуальной и драматической стороне продукта (детализация сюжетных коллизий и картинка, что их сопровождает, иногда ошеломительны) претензий быть не может (так всегда у Pixar), то вопрос о том, что из фильма вынесет подрастающее поколение, крайне актуален.
На самом деле «Тайна Коко» отчасти снят «до востребования». Он как добрый советский мультик (наверняка это сравнение кому-нибудь придется как серпом по сердцу), который откладывается в памяти и дает себя знать годы спустя довольно неожиданным образом. Допустим, если «Маугли» имплицитно проявляется у взрослого человека в любви к природе (никаких научных подтверждений тому нет, разумеется), то «Тайна Коко» откликнется в уважительном отношении к семейным ценностям.
И как всегда у Pixar, еще больше пищи для размышлений получают родители. Например, о том, почему не стоит навязывать ребенку свою версию будущего – оно все равно будет определено им самостоятельно – но в зависимости от вашей любви и внимания.
ПРОТИВ.
«Тайна Коко» проваливается еще до вступительных титров – в тот момент, когда зрителю демонстрируют фирменную «пиксаровскую» короткометражку в качестве аперитива к основному полнометражному блюду. Среди таких «шортов» встречаются настоящие жемчужины («Престо», «Игра Джери», «Суперкоманда Санджэя»), но в этот раз на суд публики вынесен сиропный коктейль на тему новогодних семейных традиций с персонажами из «Холодного сердца» в главных ролях. Излишняя сентиментальность короткометражки распространяется и на «Тайну Коко», что начинается спустя пятнадцать минут после рождественской тошнотворной басни.
В «Тайне...» речь заходит о том же – о семейных ценностях, предрассудках и единении. Но в конечном счете все это напоминает детскую присказку в духе «маленький мальчик по стройке гулял...» Главный герой «Тайны Коко» гуляет по мексиканскому городку и волею судеб оказывается в потустороннем пространстве, где вступает во взаимодействие со своими предками. Здесь вспоминается еще один перл массового кинематографа: «Можно я открою тебе секрет? Я вижу мертвых людей...»
Что неприятно поражает в новом произведении мастеров из Pixar – так это отсутствие знакомой иронии. Возьмите любой из их мультиков и увидите, как легко и смело они обращаются с темой. В «Головоломке» шутят над богатым внутренним миром, в «Рататуе» иронизируют над гурманами, а «ВАЛЛ-И» – это такая глобальная насмешка над современными космическими инициативами.
В этот раз креативщики решили, что о мертвых либо хорошо, либо ничего. Перед нами шествуют процессии исключительно положительных персонажей (даже главный злодей оказывается таковым лишь ближе к финалу), только изредка оживляя монотонность происходящего странными шутками: «Разве никто не сказал ему, что в мире мертвых нет туалетов?» На полном серьезе и со слезой в голосе нас (и детей) убеждают, что нужно чтить память своих предков, слушаться взрослых и любить свое дело.
Так получается мультипликационная проповедь с элементами экшна и детективного расследования, но даже чудовищное «Убийство в Восточном экспрессе» выглядит более непредсказуемым, чем «Тайна Коко».
Pixar поднял очень важную и нужную в современном воспитании тему, но что получилось в итоге? Ведь дети теперь будут думать, что на том свете песни, пляски, там весело и прикольно. Как-то все это, знаете, не слишком педагогично.
12+