Автор: Кристина Суворова
В Перми открыт новый аэровокзальный комплекс. Пока он не работает на полную мощность, но сроки начала обслуживания международных рейсов и работы телетрапов определены – назад дороги нет. Путь к современному аэропорту был долгим: прежними воздушными воротами пермяки пользовались 50 лет. Более десяти последних лет обсуждалось обновление аэропорта, подготовлено несколько проектов. Business Class вспоминает, какими они были и почему реализовать задуманное получилось только сейчас.
Аэродром «Большое Савино» образован в 1952 году. На нем базировался авиационный отряд «Сокол». 18 февраля 1967 года открылся аэровокзал, в ноябре 1993 года он получил статус международного. В 2003 году реконструирована взлетно-посадочная полоса, что позволило принимать воздушные суда всех типов.
Югославское лицо.
В 2004 году югославская компания «Сивас Дженерал Трейд» выиграла конкурс на разработку технико-экономического обоснования нескольких вариантов реконструкции и расширения пермского аэровокзала. На тот момент аэропорт находился в ведении федерального предприятия «Пермские авиалинии». Подрядчик подготовил четыре предложения. Выбирать же посоветовал из трех, предполагающих строительство нового здания на площадке рядом с существующим терминалом. Расширение и реконструкцию старого аэровокзала эксперты посчитали слишком затратным делом. Остальные варианты отличались лишь по площади: от 10,6 до 12,5 тыс. кв. метров. Пропускная способность у всех была одинакова – 600 человек в час. Тогдашнего губернатора Олега Чиркунова проделанная работа не удовлетворила. Он заявил, что все три варианта – это, по сути, один проект, тогда как они должны различаться и по пассажиропотоку, и по площади, и по расположению. В качестве примера губернатор предложил разработать проект строительства нового здания аэровокзала на территории бетонного завода, который находится в трехстах метрах от взлетно-посадочной полосы.
Чиновники собирались решить проблему нехватки площадей существующего аэровокзала, не дождавшись средств на реконструкцию из федерального бюджета, запланированных ранее. Правительство края планировало возвести рядом с существующим терминалом «Большого Савино» еще одно здание для приема внутрироссийских авиарейсов, выделив из бюджета 150 млн рублей. В 2006 году власти рассмотрели альтернативные варианты. Вместо аэровокзала для внутрироссийских рейсов было предложено создать международный зал прилетов, который позволит принимать транзитные зарубежные рейсы. Фирме «Сивас» поручили разработать концепцию нового аэровокзала.
Первые эскизы здания терминала Олег Чиркунов посчитал невзрачными и предложил разработчику сделать внешний облик здания более современным. В июне 2007 года властям показали новый вариант. Его признали перспективным. Общая стоимость проекта зала прилета-вылета международных рейсов аэропорта «Большое Савино» оценивалась в 300 млн рублей. Половина суммы была запланирована в бюджете Пермского края на строительство объекта, еще столько же требовалось на приобретение оборудования. Предполагалось, что площадь нового терминала составит 7,2 тыс. кв. метров. Здание будет включать в себя три этажа, на которых разместятся помещения для пассажиров и всех необходимых служб.
Терминал должны были сдать в эксплуатацию к 1 сентября 2009 года. Однако возникли сложности с передачей проекта на госэкспертизу и с определением права собственности на земельный участок под одним из объектов будущего комплекса.
Не был решен вопрос с оформлением земельного участка площадью 2,1 гектара, на котором предполагалось построить международный терминал. Оставалось неясным, в чьей собственности находится эта земля – Пермского муниципального района или федеральной. К тому же в проектной документации выявили серьезные недоработки: из 13 томов проекта «Сивас» привез в Пермь только семь. Не были, в том числе, освещены вопросы экономики, экологии. Сдавать на экспертизу было нечего. Проектировщики даже не выходили с властями на связь. В итоге контракт с ними расторгли.
Испанская дельта.
В 2011 году разработкой генерального плана пермского аэропорта занялись компании Lufthansa Consulting и Fraport AG Frankfurt Airport Services Worldwide. Целью разработки генплана являлось создание на базе аэропорта «Большое Савино» современного авиатранспортного узла. Планировалось построить новый терминал, чтобы увеличить пропускную способность аэропорта с 500 тыс. до 1,5 млн пассажиров в год. Этим проектом заинтересовался известный испанский архитектор Рикардо Бофилл.
В начале 2012 года испанец представил свой вариант терминала в виде греческой буквы «дельта». Предполагаемая площадь застройки нового здания аэропорта составляла 26 тыс. кв. метров, пропускная способность – до 2,5 тыс. пассажиров в час. Планировалось, что новый аэропорт сможет обслуживать до 10 самолетов одновременно с помощью пяти телетрапов. К этому времени аэропорт уже перешел в краевую собственность. Инвестиции в аэропорт оценивались в 1,3-1,5 млрд рублей. Обновленному аэрокомплексу собирались дать название «Международный аэропорт «Сергей Дягилев». От испанского проекта отказались со сменой руководства региона.
Скандинавский стиль.
Ставший в 2012 году губернатором Прикамья Виктор Басаргин посчитал, что к строительству аэропорта нужно подойти более прагматично. Он заявил о намерении провести конкурс среди потенциальных инвесторов. Именно новый владелец «Большого Савино» и определит, какой проект будет реализован, решил глава региона.
Итоги первого отбора инвестора подвели 28 февраля 2013 года. Победителем признано «Кольцово Инвест», входящее в холдинг «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова»). В апреле инвестор представил свой проект аэровокзального комплекса, который был разработан английскими архитекторами Hintan Association. Строительство делилось на два этапа. Первый, рассчитанный до 2015 года, предполагал возведение нового пассажирского терминала площадью 25 тыс. кв. метров с возможностью расширения до 30 тыс. кв. метров. Его стоимость оценивалась в 3,7 млрд рублей. Здание задумывалось прямоугольным, для оформления фасада архитекторы предложили использовать деревянные конструкции в «скандинавском» стиле.
Помимо строительства нового аэровокзала, оснащенного пятью телетрапами, планировалась реконструкция существующего здания, строительство двух одноуровневых стоянок: на 600 машиномест для пассажиров и на 250 машиномест для сотрудников аэропорта и организация площадки для автобусов общей площадью 1 тыс. кв. метров.
На втором этапе строительства – к 2025 году – «Ренова» намеревалась открыть многоуровневую стоянку, добавив еще 400 машиномест, гостиницу на 150 номеров и новое офисное здание, увеличив общий объем инвестиций до 8 млрд рублей.
Краевые власти заключили инвестиционный меморандум с компанией «Ренова». Подписание документа со стороны правительства произошло за день до получения рекомендательного письма ФАС России, которое предлагало пересмотреть итоги конкурсного отбора по жалобе аэропортового холдинга «Базэл-аэро» Олега Дерипаски. В сентябре 2013 года ФАС возбудило антимонопольное дело по заявлению аэропортового холдинга «Базэл Аэро». После этого власти решили отменить итоги отбора инвестора.
Повторная процедура состоялась через два года. Актив получило ООО «Новая Колхида», подконтрольное владельцу «Новапорта» Роману Троценко. Компания заплатила за акции ОАО «Международный аэропорт Пермь» 1,5 млрд рублей.
Второй тогда стала заявка компании «Большое Савино-Инвест» (структура Виктора Вексельберга), предложившей цену 1,04 млрд рублей. Третьей – «Базэл Аэро» (структура Олега Дерипаски), который был готов заплатить за пермский актив 780 млн рублей. Минимальная цена, установленная организаторами конкурса, составляла 770 млн рублей.
Строительство нового терминала аэропорта началось 17 сентября 2015 года по документации, разработанной московской компанией «Спектрум-Холдинг». Базовый бюджет проекта – 5,896 млрд рублей.
И еще раньше.
Председатель совета директоров «Корпорации развития Пермского края», бывший премьер краевого правительства Геннадий Тушнолобов рассказал «bc», что первый югославский проект строительства аэропорта разработан еще в 90-м году. «Тогда подготовлен единый комплекс проектов реконструкции. В соглашении с югославами было три объекта – аэропорт и оперный театр в Перми, а также роддом в Соликамске. Роддом в мы сдали в 1993 году, а остальные два остались нереализованными», – отметил он.
По мнению Геннадия Тушнолобова, строительство аэропорта в 90-х годах существенно повлияло бы на развитие Перми. «Скорее всего, восточный транспортный коридор проходил бы не через Екатеринбург, а через Пермь. Город мог стать узловой точкой на пути с запада на Дальний восток и дальше в Юго-Восточную Азию – не только в плане организации авиарейсов, но и грузоперевозок. Пермь имела бы другое стратегическое значение», – пояснил он. Разработки 2000-х годов собеседник назвал «только картинками». Г-н Тушнолобов отметил, что новый терминал построен для удобства пассажиров. «Сейчас главная задача – создать комфортные условия для людей. Помимо этого открытие нового терминала повлияет на инвестиционную и туристическую привлекательность региона», – считает он.