Автор: Кристина Суворова
Руководство края считает, что новый терминал аэропорта подтолкнет развитие авиаперевозок. В день запуска комплекса губернатор Максим Решетников заявил, что край получит более широкие возможности для привлечения новых авиакомпаний и открытия рейсов в российские города и не только. Он отметил также наличие предпосылок для снижения цен на билеты. «Весь терминальный комплекс площадью 29 тыс. кв. метров обслуживает коллектив всего на двадцать человек больший, чем прежний: производительность труда стала гораздо выше. Это позволит в дальнейшем снижать тарифы на обслуживание, а значит, и цены на билеты», – пояснил глава региона.
Министр транспорта Николай Уханов рассказал Business Class, что оператор терминала компания «Новапорт» готов предоставлять авиакомпаниям скидки на аэропортовое обслуживание до 50%. По его словам, задача расширить географию полетов поставлена губернатором еще весной. «Сейчас мы ведем активные переговоры практически со всеми авиакомпаниями в России, и не только. Обсуждаются возможности работы и с международными операторами. Мы заинтересованы в том, чтобы пермяки имели возможность летать во все точки земного шара. Текущая ситуация нас, безусловно, не устраивает», – заявил он. Министр добавил, что сейчас прорабатывается вопрос о «якорной» авиакомпании, наличие которой тоже будет способствовать развитию воздушных перевозок.
Второй механизм привлечения авиакомпаний – это субсидирование полетов. «В краевом бюджете закладываются средства на эти цели. Новые направления нужно «обкатывать», привлекать пассажиров. Сразу рейсы не заполняются, а на рентабельность авиакомпании выходят только тогда, когда загрузка самолетов достигает 70% и более», – отметил Николай Уханов. Летом 2017 года открыты субсидируемые краем рейсы в Минеральные Воды, Краснодар и Новосибирск. Из бюджета на выплаты перевозчикам выделено 34 млн рублей.
Руководитель отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев подчеркивает, что ключевыми факторами развития авиаперевозок являются повышение уровня доходов населения и развитие деловых, культурных, научных и прочих связей с другими регионами. «Но, к сожалению, авиаторы и профильные ведомства не имеют ни волшебной палочки, ни стратегического золотого запаса, чтобы в разы увеличить доходы жителей края. Поэтому приходится прибегать к мерам, которые позволяют напрямую или косвенно снижать затраты авиапассажиров. Субсидирование перевозок позволяет гражданину купить билет дешевле, а скидки на аэропортовое обслуживание позволяют авиакомпаниям осуществлять рентабельные перевозки на этапе «раскатки» нового направления, – рассказал он.
Современный и технологичный.
Олег Пантелеев добавил, что помимо двух этих инструментов в арсенале операторов аэропортов есть еще несколько приемов. «Для крупных городов, являющихся региональными центрами, актуально выстраивание трансферных перевозок, когда пассажиры, прибывающие из городов региона и (что менее актуально для Перми) из соседних регионов, пересаживаются на магистральные рейсы по столичным и популярным курортным направлениям. Есть примеры, когда операторы аэропортов содействуют открытию автобусного сообщения в крупные близлежащие города, чтобы привлечь дополнительных пассажиров. Возможно проведение совместных с авиаперевозчиками рекламных кампаний, связанных с продвижением новых направлений. Важна работа с туристическими фирмами региона, чтобы развивать въездной и событийный туризм», – перечислил эксперт. По его словам, и для оператора аэропорта, и для авиаперевозчиков наиболее эффективны такие методы работы, которые позволяют привлечь новых платежеспособных пассажиров. Но они, как правило, не дают столь быстрого результата, как субсидии и скидки.
Конкретных направлений из Перми, которые могут открыться в ближайшее время, в минтрансе пока не называют. «С монополистами и «топовыми» компаниями непросто сотрудничать. Например, мы потратили много усилий, чтобы договориться с «Аэрофлотом» об открытии вечернего рейса из Москвы. Со средними компаниями договориться проще», – рассуждает Николай Уханов. Он заметил, что авиаперевозчики легко считают экономику рейсов. «У них есть информация о том, сколько людей летают из Перми в Батуми, Ереван или Баку через Москву. Это позволяет оценить перспективы», – пояснил он.
Сейчас в расписании пермского аэропорта нет регулярных рейсов за рубеж. В 2015 году из Перми выполнялись регулярные полеты в Худжанд и Душанбе, а рейс в Баку был закрыт. В 2014 году прекратились прямые вылеты по единственному европейскому направлению – в Прагу. На сегодняшний день за границу летают только чартеры. Программа зимних перелетов представлена рейсами в ОАЭ (Дубай), Индию (Гоа), Вьетнам (Нячанг) и Таиланд (Бангкок, Пхукет и Утапао). Выполняются регулярные внутрироссийские рейсы – в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Салехард, Уфу, Киров, Самару, Сургут, Екатеринбург, Тюмень, Усинск, Нижневартовск, Сыктывкар Ханты-Мансийск и Челябинск.
За девять месяцев 2017 года пассажиропоток международного аэропорта «Пермь» увеличился на 19,25% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 1,017 млн человек. По прогнозам, к 2020 году показатель увеличится до 2 млн человек. Максимальная пропускная способность нового терминала существенно превосходит даже прогнозный показатель. Аэровокзальный комплекс способен обслуживать до 4,5 млн человек в год.