Автор: Владислав Гордеев
Виктор Геннадьевич, по какому принципу в Перми формируется схема размещения нестационарных торговых объектов?
– Схема разрабатывается исходя из потребностей того или иного района города, а также из возможности размещения торгового объекта без нарушений норм. Есть ограничения по установке киосков, например, на местах прохождения сетей инженерной инфраструктуры, в треугольниках видимости автомобильных дорог и в других местах.
Считаю, что предпочтение должно отдаваться тем районам, которые мало обеспечены нестационарной торговлей.
Бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов рассказывал, что схема в большей степени формируется по инициативе предпринимателей. Это не так?
– Разумеется, предложения предпринимателей учитываются при рассмотрении возможности включения мест в схему НТО. Вместе с тем мы исходим из того, что схема должна формироваться на основе объективных показателей обеспеченности районов стационарной торговлей.
Намерений ликвидировать нестационарную торговлю нет.
Как определяется уровень обеспеченности района стационарными объектами?
– Существует показатель – определенное количество квадратных метров торговых площадей на количество проживающих. В целом по городу он даже перевыполнен, но во многих периферийных районах торговых площадей не хватает, и там киоски могут восполнить недостаток как более мобильная, подвижная форма торговли, требующая меньших вложений и временных издержек.
Недавно пермские СМИ написали, что администрация хочет усилить регулирование нестационарной торговли, чтобы в будущем она полностью перешла в стационарные объекты. Такие планы действительно есть?
– Если вопрос в том, планируется ли в принципе ликвидировать нестационарную торговлю и заместить ее объектами недвижимости, то таких намерений нет. Нестационарная торговля присуща всем городам, всем экономикам, и нет причин уничтожать ее.
Если речь о том, не планируется ли перевести киоски в объекты недвижимости, то и таких намерений у власти нет. Подобные прецеденты были, и результат оказался неудачным. Например, группа торговых объектов на пересечении улицы Ленина и Комсомольского проспекта в начале «нулевых» годов была оформлена как объекты недвижимости – едва ли это можно назвать удачным использованием данной городской территории.
«Просто не мешайте». Вячеслав Белов, омбудсмен бизнеса в регионе, дал развернутое интервьюВ августе вызвала резонанс новость об исключении из схемы размещения в центре города пунктов продажи прессы из-за того, что они попали в границы зоны охраны культурного наследия. Не случится ли, что в центре совсем исчезнут киоски?
– Нет, не случится. Размещение киосков по продаже прессы в центральной части города будет учтено при формировании нового варианта схемы НТО, вместе с тем мы будем проводить данную работу вместе с Госинспекцией по охране культурного наследия Пермского края, поскольку некоторым районам исторической застройки такая форма не присуща.
Предыдущая попытка установить общие правила внешнего вида НТО в исторической части города была оспорена антимонопольной службой. Администрация не отказалась от этой идеи?
– Позиция УФАС состоит в том, что унификация внешнего вида возможна, но должна быть введена с уровня субъекта РФ. Такое регулирование предусматривает Постановление Правительства Пермского края, и оно будет учтено администрацией города при формировании обновленного проекта схемы.
Рассматривается ли вариант, когда город выставляет на торги не земельные участки, а сами торговые объекты?
– Да, мы планируем внедрить практику, при которой город приобретает НТО, самостоятельно размещает их и сдает в аренду. То есть объектом торгов становится уже не место под размещение НТО, а сам киоск.
Такой подход избавляет от многих проблем. Например, проще собирать арендную плату, контролировать внешний вид объекта, ассортимент продукции. С другой стороны, это требует серьезных организационных мер, в том числе и вложений, которые, впрочем, в будущем окупятся. Работа в этом направлении будет начата в 2018 году.
В октябре Пермская городская дума отменила норму о заключении договоров аренды земельных участков под НТО по преимущественному праву, то есть без торгов. С чем связано такое решение?
– Преимущественное право позволяло предпринимателям, которые разместили свой торговый объект, неограниченное количество раз продлять договор на право размещения. Таким образом, срочное арендное право превращалось, по сути, в право собственности.
Однако нестационарная торговля по определению предполагает, что объекты устанавливаются временно, места их размещения меняются в зависимости от потребностей муниципалитета и проводимой им политики в сфере торговли. Поэтому было решено вернуться к нормальной, предсказуемой практике, когда доступ к размещению торгового объекта открыт для всех желающих – это правильно как с точки зрения качества услуги, так и пополнения городского бюджета.
Планируется ли ограничить размещение объектов по сферам деятельности – то есть разрешить не всю торговлю, а только ее определенные виды?
– Центр Перми достаточно обеспечен стационарной торговлей, и ассортиментный перечень нестационарных объектов там стоит ограничить.
Едва ли, например, торговля продовольственными товарами из киосков актуальна в центре города.
Будет ли в будущем упорядочена сфера стихийной торговли?
– Контроль уличной торговли – это один из непростых вопросов, присущих всем большим городам. В большой степени это касается развития культуры потребления. Со временем все меняется, например, в начале 90-х годов после принятия закона о торговле в крупных городах появились стихийные рынки. Тогда казалось, что это навсегда, что без такой формы торговли наступит голод. Однако спустя некоторое время культура потребления изменилась, и подобные рынки исчезли.
Мы исходим из того, что уличная торговля должна быть локализована на городских рынках и ярмарках. Количество ярмарок, в том числе и по реализации сельскохозяйственной продукции, в 2018 году будет увеличено. Это позволит дать возможность фермерам и владельцам приусадебных участков продавать свою продукцию.
По данным администрации Перми, сейчас в городе действуют 733 договора на размещение нестационарных торговых объектов. Из них 168 договоров заключены в текущем году. Всего в городской схеме размещения – 1061 объект.
В 2016 году неналоговые поступления в городской бюджет от работы НТО составили почти 45 млн рублей, в 2017 году – почти 29 млн рублей. Общее количество занятых в этой сфере жителей города оценивается в 2271 человек.