Автор: Екатерина Булатова
Администрация Перми направила в городскую думу план мероприятий по развитию Пермской городской агломерации. Об этом Татьяна Михалева, начальник департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми доложила на комитете по вопросам градостроительства, планирования и развития территории.
Ранее Business Class сообщал о формировании Концепции социально-экономического развития Пермской городской агломерации на период 2017-2030 годов с перспективой до 2037 года. Этот документ был разработан по заказу Перми и Пермского муниципального района. Главным подрядчиком выступила автономная некоммерческая организация «Агентство по социально-экономическому развитию агломераций» (Москва).
Теперь документ прошел согласование в Пермском муниципальном районе, администрации Перми и краевом министерстве территориального развития.
Разработчики Концепции составили перечень первоочередных мероприятий, где приведены якорные инвестиционные проекты. Их реализация даст старт развитию агломерации, сообщает Татьяна Михалева.
Речь идет как о текущих проектах и мероприятиях, так и о предложениях будущих инициатив. Они относятся к нескольким сферам развития агломерации: организационной, производственной, социальной, научно-инновационной.
Всего в перечне содержится 61 пункт. Для каждого из них указаны требуемые уровни взаимодействия властей разных уровней, этапы и годы реализации.
Депутаты отметили, что план не содержит конкретных сроков исполнения мероприятий, что создает сложности для контроля за исполнением. По словам Татьяны Михалевой, на данный момент конкретизировать сроки нецелесообразно. «В любом случае план мероприятий при утверждении стратегии социально-экономического развития будет актуализирован. После этого совместно с правительством Пермского края пройдет детализация сроков исполнения мероприятий», – прокомментировала Татьяна Михалева.
Организационная сфера
В первом пункте плана как раз указана разработка Стратегии социально-экономического развития Пермской городской агломерации и плана ее реализации. Годом выполнения значится 2017. На момент публикации этого текста, стратегия не разработана.
Целый ряд планов имеет административный характер, к ним относится разработка Комплексного инвестиционного плана развития ПГА, разработка региональной программы поддержки ПГА до 2030 года, корректировка государственных программ и инвестиционной стратегии Пермского края, актуализация текущих документов стратегического планирования муниципальных образований, входящих в ПГА и другое. В 2017-2018 году организаторы намерены создать орган управления ПГА, который будет действовать совместно с краевыми властями. В рамках этого мероприятия необходимо разработать уставные документы, зарегистрировать юридическое лицо, разработать план работы, сформировать штатное расписание, провести отбор и прием штатных сотрудников.
Чтобы гармонизировать градостроительную политику для территории агломерации и Пермского края, решено восстановить должность Главного архитектора Пермского края и создать единую службу главных архитекторов края, города, муниципалитетов. Годом реализации этого мероприятия в плане значится 2017. В Министерстве строительства и архитектуры Пермского края сообщили, что должность главного архитектора введена в штатное расписание. Конкурс и утверждение сотрудника пройдет в 2018 году.
В целях агломерационного развития, планируется создать совместную инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно для пограничных территорий агломерации. Это тоже должно быть выполнено в 2017-2018 году. Похожий пункт есть и во втором разделе плана «Производственная сфера». В нем говорится о более длительных сроках– 2017–2021 годы, за это время должна предпринимателям должна быть обеспечено стабильное развитие. Указано, что приоритетной поддержкой будут пользоваться предприниматели, которые помогают решать задачи и достигать целей Агломерации – мобильность, услуги, производство потребительских товаров и другое.
Производственная сфера
К разделу «Производственная сфера» отнесены инвестиционные проекты и мероприятия, формирующие рабочие места для оптимизации маятниковой миграции.
В Планах отражен курс на вывод предприятий из Перми на периферию. Предполагается, что агломерационные власти окажут содействие и формирование льготных условий для этого. Например, на муниципальном уровне, по согласованию с краевыми властями, можно сделать предприятиям, готовым освободить промышленные площадки в ядре агломерации, более выгодные предложения по инфраструктурному, коммунальному обеспечению и аренде. В результате таких переездов, уменьшатся миграционные процессы, а столица региона станет культурно-историческим центром, свободным от вредного производства. Одним из заводов, который можно переместить назван производственный комплекс «Пермские моторы». В качестве его новой локации предлагается Восточный обход.
Пора действоватьТакже для притяжения рабочего населения к периферии планируется создать агропаромышленный парк «Пермский» на базе Учхоза «Липовая гора». Парк объединит в себе сельскохозяйственную деятельность, агрохимию, машиностроение, производство готовых пищевых продуктов, складское хозяйство, логистику производства и фармацевтику. Проект находится на стадии разработки, временные ориентиры реализации 2018 – 2022 годы.
Развивая тенденцию ухода из агломерационного центра промышленных и сельскохозяйственных предприятий, власти не оставляют идею развития индустриальных парков и инвестиционных площадок по типу «браунфилд» (на бывших промышленных площадках), хотя до сих пор краю «не везло» с такими проектами. «Пермь имеет не очень удачный опыт в формировании индустриальных парков. При поддержке Ассоциации индустриальных парков России на территории Перми предполагалось создать индустриальные парки: «Осенцы», «Технопарк Промсвязь», «Пермские моторные заводы», «Галоген», «Морион». Из данного перечня лишь «Осенцы» отвечает заявленным требованиям и успешно функционирует. «Морион» большей частью развивается по типу бизнес-парка. Это объективно требует уделить этому направлению повышенное внимание», – указано в Плане мероприятий по развитию ПГА. В 2017-2018 году планируется провести инвентаризацию существующих и развить новые производственные (индустриальные) парки и зоны.
Инфраструктурная сфера
Для повышения мобильности населения и создания инвестиционной привлекательности площадок Пермской городской агломерации, предлагается обеспечить и инфраструктурные условия. Например, сформировать оптимальную маршрутную сеть и рациональные тарифы пассажироперевозок, ввести единые проездные документы для всех категорий граждан. Предполагается, что равный доступ к транспортным услугам жители агломерации получат в 2018 году.
С 2018 по 2024 годы должен быть создан транспортно-пересадочный узел на базе ЖД вокзала «Пермь 2». К 2024 году по плану завершится строительство нового грузового терминала аэропорта «Большое Савино».
К 2025 году в центре Перми станет значительно меньше личных автомобилей. Создадут транспортно-пересадочные узлы в пригородных районах и построят автовокзал для ограничения въезда личных автомобилкй в центральную часть города и обеспечения пересадки на общественный транспорт.
Кроме этого, власти намерены интегрировать части Пермского района с сетью городского общественного транспорта, в том числе с помощью запуска скоростного трамвая. Предпочтительные направления строительства ЛРТ: деревня Кондратово и деревня Большая Мось. Будут созданы новые транспортные связи между Кондратово и микрорайоном Парковый, а в районе ул. 5-я Ферма разместится транспортно-пересадочный узел. Датами реализации обозначены 2018 – 2020 годы. Годом ранее должен появиться мост через реку Мулянку, что также обеспечит связанность территорий.
Доступности отдаленных районов Пермского края тоже уделили внимание. За десять лет – с 2018 по 2028 годы – планируется создать инфраструктуру для развития услуг малой региональной авиации. Речь идет о строительстве и восстановлении аэродромов и вертолетных площадок. В этом мероприятии возможна финансовая поддержка из федерального бюджета.
Березники, Чусовой и Кунгур «приблизятся» к Перми после осуществления ряда дорожных плановСоциальная сфера
Четвертый раздел Плана посвящен проектам, которые должны обеспечить качественные жилищные условия, сократить дальность и длительность перемещения людей для получения различных услуг и сделать эти услуги доступными для всех жителей агломерации.
После 2020 года появится турристическо-развлекательный территориальный центр вокруг аэропорта «Фролово». Гости центра будут заниматься авиамодельным, планерным, парашютным видами спорта. Там же планируется строительство нового ипподрома республиканского уровня.
Кроме этого, перечень развлекательных мест агломерации должен дополнить парк аттракционов Happylon, который построят вместе с торговым центром «Пермь» в Двуреченском сельском поселении. Там же должен быть построен ТРЦ «Радуга Парк».
В Култавском сельском поселении возведут восемь корпусов логистического комплекса «Торговый город», в нем планируется создать 4 тыс. рабочих мест. По плану, указанные объекты будут построены к 2023 году.
Научно-инновационная сфера
В последнем разделе Плана представлены объекты, на которые следует завести специальные паспорта и выстроить систему государственной или муниципальной поддержки. Большинство из них уже начали создаваться, например, инновационные кластеры «Фотоника», «Технополис «Новый звездный» и другие. В 2018 году начнется создание нового биотехнологического кластера «Биологическая долина BIO Valley», пока проект находится на стадии замысла.
На заседании комитета по вопросам градостроительства, планирования и развития территории Алексей Демкин, председатель комитета, депутат Пермской гордумы отметил, что План мероприятий по развитию Пермской городской агломерации стоит разместить в публичном пространстве, в сети интернет.