Автор: Чарли Уокер, «Оксфорд Таймс» специально для Business Class
Оксфорд – город-побратим Перми – находится сегодня на перепутье с точки зрения перспектив развития общественного транспорта. Рост населения, неравенство в доходах, узкие улочки, доставшиеся в наследство от Средневековья, статус британского центра знаний – все это продолжает оставаться суровым вызовом для достижения эффективной и доступной транспортной системы. Однако Оксфорд, являющийся одним из самых привлекательных мест для жизни в Англии, не уклоняется от этого вызова. А реакция на него, безусловно, требует инновационного мышления.
Business Class продолжает серию публикаций, специально подготовленных журналистами The Oxford Times. Оксфорд – город-побратим Перми, и как выясняется, вопросы, которые стремятся решать наши города, во многом похожи. Правда, результаты порой отличаются.
«Мы понимаем, что нельзя рассчитывать только на традиционные подходы к решению транспортных проблем в Оксфорде, поскольку город имеет плотную застройку, а также ряд законодательных ограничений», – говорит Ллевелин Морган, менеджер по инфраструктуре, инновациям и развитию в Совете графства Оксфордшир. Дело в том, что для защиты богатой истории большая часть центра Оксфорда превращена в своеобразный заповедник, под охраной закона находятся более 1500 зданий, что особенно затрудняет развитие новой транспортной инфраструктуры. Еще один важный момент связан с необходимостью включения в дискуссию всех ключевых заинтересованных лиц, таких как университеты и бизнес. «Власть не может только объявлять всем свое решение, мы должны смотреть на проблемы по-другому», – говорит господин Морган.
Смена акцентов.
Совет Оксфорда (орган, который осуществляет управление городом) стремится к координации решений транспортных проблем со всеми заинтересованными организациями, поэтому была создана компания MobOx. Она объединила несколько партнеров (представителей Совета графства Оксфордшир, университетов Оксфорда, малого и среднего бизнеса). MobOx – исследовательская организация, реинвестирующая собственную прибыль в научные изыскания.
В Оксфорде действуют несколько компаний, которые имеют возможность помочь Совету округа в решении этих задач. Например, городские власти работают с платформой данных фирмы Zipabout (www.zipabout.com). Она собирает и обрабатывает информацию из огромного количества источников, чтобы дать более полное представление о транспортных привычках населения. Например, в режиме реального времени анализируется реакция людей на ситуацию в социальных сетях, таких как Twitter.
Zipabout разработал приложение, которое позволяет пассажиру выбрать маршрут, исходя из текущей загрузки транспортной системы Оксфорда. Изучая информацию о том, как человек планирует поездки, специалисты компании прогнозируют нагрузку на общественный транспорт в ближайшие часы. Таким образом, пользователи могут внести коррективы в свои планы, избежав передвижений в час пик и получив больше комфорта.
Инструменты агрегации данных и понимания предпочтений человека рассматриваются сегодня как важные. «Происходит смена акцентов, транспорт – это в первую очередь клиентоориентированное обслуживание, а не система, в которую клиент должен вписаться», – заметил Морган.
Запрет на въезд.
Использование личных приложений и облачных решений уже не вызывает удивления, а вот вокруг электричества как топлива будущего, еще ходят дискуссии. В Оксфорде уверены: оно должно играть ключевую роль. Совет графства был первым в стране, запретившим въезд машин в центр города к началу 2020-х годов. Усилия, направленные на освобождение центра от автомобилей, в значительной степени эффективны, однако в настоящее время в городе возникает другая проблема: многие эксперты признают, что количество автобусов в Оксфорде достигло пиковых значений. Одна из красивейших улиц – St Aldate's – регулярно напоминает автовокзал, пусть и очень красивый.
В Оксфорде к началу 2020-х годов будет запрещен въезд машин в центр города.
Несмотря на то, что автомобилям запрещают въезжать в центр города, уровень загрязнения в Оксфорде по-прежнему значительно превышает показатели, предельно допустимые в Европейском союзе. Это в основном связано с автобусным движением и тяжелыми грузовыми автомобилями. Сделать автобусы более экологически чистыми – логичный шаг, однако это не всегда просто. Ллевелин Морган объяснил, почему автобусные компании в Оксфорде ограничены в переходе на полностью электрическую или гибридную технику. «Компании стараются использовать автобусы в течение 15 лет. Но в Оксфорде они стремятся поддерживать новый состав – машины в возрасте до 5 лет. Однако что делать с транспортом дальше? Ведь электрическую и гибридную технику нельзя использовать в городах, где нет инфраструктуры для ее подзарядки».
По словам г-на Моргана, Оксфорд сегодня находится во власти частных автобусных компаний, которые пытаются диктовать свои условия. Совершенно иная ситуация, например, в Ноттингеме в восточном Мидлендсе, где контрольный пакет акций местной автобусной компании принадлежит муниципалитету, что дает ему возможность инвестировать в экологичный автобусный парк и соответствующую инфраструктуру.
Сегодня повсеместно обсуждается идея автономных транспортных средств (АТС). Институт робототехники, входящий в Оксфордский университет, в настоящее время тестирует АТС в городе. Речь идет о развертывании полностью автономной техники в городских районах, а также на маршруте Лондон – Оксфорд. Консорциум DRIVEN, получивший грант от правительства в размере 8,6 млн фунтов стерлингов, реализует проект продолжительностью 2,5 года. Его результатом должно стать создание автомобильного парка, функционирующего полностью в автономном режиме. Более того, техника сможет взаимодействовать друг с другом, и в случае возникновения проблем на маршруте самостоятельно корректировать собственную работу. Испытаний автономного транспорта такого уровня сложности еще не было нигде в Великобритании.
Велориски.
Оксфорд у многих ассоциируется с обилием велосипедов, но на самом деле велоезда совсем не является безопасной. Автор этих строк пережил немало опасных моментов по пути в офис, пытаясь «договориться» с сумасшедшими водителями автобусов и суицидально настроенными пешеходами. Редко можно найти велосипедные дорожки, которые не являются узкой частью существующей городской трассы. Автомобилисты, как правило, используют их или даже паркуются здесь. Понятно, что необходимы меры для повышения уровня безопасности езды на велосипеде в Оксфорде, но варианты ограничены. Гражданский активист Эндрю Притчард говорит, что если изменения вносились бы на этапе проектирования или ремонта дорог, то это обходилось бы для бюджета недорого. «Но думать о проблемах велосипедистов принято в последнюю очередь», – сетует Притчард.
Однако Совет Оксфорда признает необходимость укрепления городской велосипедной сети, что отражено в транспортной стратегии. План – создание сети маршрутов с дорогами определенной иерархии: от «супердорог» до дорог-коннекторов. Но пока мы ведем речь о будущем, об электромобилях и автономном транспорте, ситуация ухудшается прямо сейчас. Например, 24 октября открылся новый торговый комплекс Westgate в Западном Оксфорде и сразу создал целый ряд новых проблем для въезда и выезда из города.
Еще в 1970-х годах Оксфорд стал первым городом в Великобритании, где появилась система Park & Ride, благодаря которой каждый мог заезжать сюда на автобусе, припарковав свой автомобиль на любой из специально оборудованных автостоянок на окраинах. Теперь на повестке дня – новые решения в рамках концепции Bus Rapid Transit (BRT). Эти автобусы получат приоритет на дороге (или даже выделенные полосы), пассажиры смогут передвигаться на более комфортных машинах и располагать более эффективной системой пассажирских посадок и платы за проезд.
Отдельно изучался потенциал использования трамваев, но есть проблемы их совместимости с историческими зданиями Оксфорда. Поэтому хотя трамваи и перевозят большее количество пассажиров, вопрос об этом как о будущем транспорте города, не стоит. «Можем ли мы создать что-то другое: не автобус, не трамвай и не поезд, а новое транспортное средство для городов с плотной застройкой?» – задается вопросом Ллевелин Морган. Для Оксфорда, известного всем как мировой центр знаний, это было бы вполне логичным.