На этой неделе в Перми школе №127 в Мотовилихе совершено нападение на учительницу и школьников. Инцидент активно обсуждался не только в России, но и за рубежом. Сейчас степень виновности зачинщиков определяют в правоохранительных кругах.
Business Class побеседовал с пермским практикующим психологом Марией Шапошниковой, которая рассказала о мерах профилактики подобных ЧП, контроле подростков в соцсетях со стороны взрослых, а также о том, как помочь детям-участникам инцидента преодолеть страх возвращения в школу.
По Вашему мнению, что могло стать причинами, толкнувшими подростков на такой поступок?
— Мы не имеем достаточно информации, чтобы судить о мотивах молодых людей. Причинами подобной агрессии могут быть разные факторы: психическое расстройство, наркотики, криминальные настроения в среде подростков. Последнее более вероятно, так как преступление было совершено не импульсивно, а запланированно. Но об этом судить следственным органам.
Трагедию можно было предотвратить? В чьих силах это сделать, кто мог повлиять на ребят: педагоги, родители, сотрудники отдела по делам несовершеннолетних?
— Любая система профилактики работает именно на предотвращение. И участвуют в ней все вышеперечисленные субъекты, и не только они. При этом профилактика — это система регулярных мероприятий, планируемая задолго до того, как возникает риск инцидента. Но большой вопрос — работают ли эти профилактические системы или существуют только на бумаге.
Чаще о профилактических мерах у нас вспоминают уже тогда, когда «гром грянет», и проводят в той возрастной группе, где делать уже поздно. Давно доказано, что система профилактики правонарушений наиболее эффективна, если ее начинать в младшем школьном возрасте. И посвящена она должна быть, прежде всего, навыкам безопасного поведения, эффективной социализации, умению критично относиться к сомнительным предложениям и отказываться от них. Меня и моих коллег психологов приглашают на профилактические мероприятия к седьмым, восьмым, девятым классам. А начинать надо с первого, со второго!
По каким признакам можно заметить, что ребенок находится в группе риска? И можно ли было по поведению юношей заранее определить, что они планируют ЧП?
— Заметить можно общие изменения в поведении. Ранее спокойные и тихие подростки становятся более агрессивными, возбудимыми. Шумные, веселые — замкнутыми, угрюмыми. Резко меняются интересы, меняется круг общения, падает успеваемость. Такие признаки могут быть показателем общего неблагополучия подростка, в том числе появления деструктивных мыслей, влияния на ребенка других людей, формирования зависимости от психоактивных веществ. Употребление наркотиков, алкоголя, склонность к физической и вербальной агрессии, низкий статус в коллективе, семейное неблагополучие — все является риском совершения правонарушений и преступлений.
Кто в группе риска?
— В группе риска любой подросток. Само нарастание агрессии в подростковом возрасте явление вполне объяснимое. Подростки самоутверждаются в среде сверстников и обесценивают влияние взрослых. Они внушаемы и импульсивны и могут «заиграться», не оценивая реальных последствий своих действий. В первую очередь к группе риска относятся подростки «неорганизованные», не имеющие серьезных увлечений, занятости. Такие дети неизбежно самоорганизуются. Но тогда выбор может быть такой: наркотики, алкоголь, правонарушения.
Во время работы с подростками часто слышу от них о торговле холодным оружием, наркотиками, сигаретами, алкоголем. При этом можно говорить о системности явления. И это, на мой взгляд, проблема в большей степени правоохранительных органов, чем школьной администрации и родителей. Такими наблюдениями делились подростки как из элитных школ, так и из школ с отдаленных окраин города. Воспринимается это детьми, как само собой разумеющееся, как часть школьной жизни. Никто из них не сообщает об этих фактах взрослым.
Два дня после ЧП в Перми. Школа №127 пока закрыта, учительница живаМогли ли на юношей оказать негативное влияние соцсети, интернет, информация из различных источников об аналогичных нападениях?
— Из интернета подросток, как любой человек, берет то, что хочет взять. Эта система облегчает поиск необходимой информации, но не является его причиной. Интерес рождается в голове. Кто-то с помощью интернета изучает историю Древнего Рима, кто-то учится программированию, кто-то вступает в сомнительные группы.
Насколько эффективен и корректен мониторинг поведения ребенка в соцсетях? Это помогает или вредит?
— Если говорить о контроле, то его корректность зависит от общего положения дел у ребенка. Если с ним все в порядке, он нормально учится, у вас хорошие отношения, в поведении ничего не настораживает, то контроль его соцсетей будет признаком вашей излишней тревожности и недоверия. Ничего хорошего в ваши отношения такой контроль не принесет. Если у вас есть объективные подозрения, что с ребенком что-то не так, его поведение изменилось, появились сомнительные знакомства, ваша обязанность собрать информацию и принимать меры, а не делать вид, что ничего не происходит.
Что касается мониторинга, контроля, цензуры со стороны государственных систем, то, наверное, это часть мер, необходимых для общей профилактики.
Можно ли говорить, что за этими подростками недоглядели родители?
— Что касается родителей, то они, как правило, самое главное звено. Играет роль все, что входит в родительские задачи: качество воспитания, система требований, организация жизни ребенка, эмоциональные отношения с ним.
Стоит ли родителям больше загружать детей, чтобы у тех не оставалось времени на правонарушения?
— Главная профилактика всех нарушений — занятость подростка и хорошие отношения в семье. Если с подростком стало трудно, то не стоит стесняться обращаться за помощью к психологам, изучать соответствующую литературу.
Если ребенок стал участником таких событий, то о чем стоит поговорить с ним родителям? Как выстроить беседу с ребенком, который боится возвращаться в школу после ЧП?
— Если ребенок стал жертвой таких событий, то на помощь должна прийти кризисная служба, умеющая грамотно, качественно работать с последствиями стресса. Если таковой нет, обратитесь к специалисту: психологу, психотерапевту.
Когда человека эти события задели косвенно, школьник испуган самой возможностью случившегося, работать надо над восстановлением чувства защищенности и контроля над ситуацией. Также взрослым важно учить ребенка безопасному поведению, которое касается конкретных, пошаговых действий: как себя вести, кому звонить, куда бежать, к кому обращаться и кого звать на помощь. Нужно показать, как усилены меры безопасности, предпринятые школой. Рассказать, как важно для общей и собственной безопасности не скрывать факты хождения в подростковой среде наркотиков, оружия, агрессивных настроений.