Автор: Владислав Гордеев
Фильм: «Горе-творец».
Режиссер: Джеймс Франко.
Мог ли кто-то из зрителей, оказавшихся на премьере «Комнаты», представить, что спустя каких-то 15 лет выйдет фильм, освященный этому недоразумению? Но это случилось.
Создатель «Комнаты» Томми Вайсо – без преувеличения, Каспар Хаузер от мира кино, приземлившийся в Голливуде пришелец из далекого космоса. Несмотря на то, что он активно общается с прессой, до сих пор никому не удалось точно определить его возраст, происхождение (Вайсо утверждает, что родился в Америке, но акцент выдает поляка), а главное – откуда он взял 6 миллионов долларов на фильм, больше напоминающий капустник в деревенском театре.
Главный недостаток картины в том, что эти вопросы он игнорирует, просто рассказывая историю Томми Вайсо с точки зрения Грега, его лучшего друга и одного из главных актеров «Комнаты», на чьей книге и основан сценарий «Горе-творца». Режиссер Джеймс Франко очень точно воссоздает маску Томми, копируя внешность, манеру поведения и акцент, но о внутреннем мире этого эксцентричного и по-своему гениального человека зритель не узнает почти ничего. Его глубинные мотивы приоткрываются только один раз, когда Томми рассказывает историю о том, как его чуть не сбила машина: «Я испугался, что могу умереть и не оставить после себя памяти».
Человек, снявший настолько выдающийся в своей бездарности фильм как «Комната», достоин большего, чем обычный байопик. Отбрось Джеймс Франко первоисточник и включи фантазию, из «Горе-творца» вышло бы действительно нетривиальное кино. Например, он мог бы зацепиться за одну из версий об источнике богатства Вайсо – якобы деньги на «Комнату» ему давала мафия для отмывания. Одна только сцена столкновения Томми с условным доном Корлеоне дарит огромный потенциал для юмора.
Впрочем, для Франко «Горе-творец» – очень личная работа. Несмотря на свою вполне успешную актерскую карьеру, Франко в бешеном темпе снимает по одному-два фильма в год в качестве режиссера. Назвать эти работы успешными язык не повернется – о них не пишут СМИ, они проваливаются в прокате, их топчут критики. Но Франко продолжает гнуть свою линию и, похоже, своего добился – «Горе-творец» уже признается его лучшей работой и метит на несколько престижных премий.
Видимо, в нелепой фигуре Томми Вайсо он увидел родственную душу: маргинала, который в погоне за мечтой идет по собственному пути и достигает успеха. Даже если успех – это признание твоего фильма худшим из худших. Во времена, когда кинокорпорации с пулеметной скоростью выстреливают тщательно просчитанные, выверенные и настроенные под вкусы аудитории блокбастеры, мир нуждается в таких чудаках.
18+.
Фильм: «Форма воды».
Режиссер: Гильермо дель Торо.
«Форма воды» – триумфатор Венецианского кинофестиваля и один из очевидных фаворитов в борьбе за «Оскар». В борьбе за «Золотого льва» Гильермо дель Торо удалось обогнать таких мастеров, как Мартин МакДона, Абделатиф Кешиш и Даррен Аронофски. Спорить о том, какой из фильмов больше достоин награды, бессмысленно. Странно другое – почему мировые критики так вознесли картину, вторичную по отношению к творчеству самого дель Торо.
Начало, 60-ых, холодная война. Элайза – немая девушка, работает уборщицей в секретной лаборатории в Балтиморе. Однажды в лабораторию привозят новый объект для исследования – гуманоидную амфибию. Прибираясь в лаборатории, где содержится существо, Элайза постепенно вступает с ним в контакт. И СССР, и Америка рассматривают амфибию как оружие в международном конфликте, однако из-за невозможности подчинить его решают избавиться от существа. Девушка организовывает операцию по спасению.
Жанр «Формы воды» определить сложно – это мелодрама, ныряющая то в хоррор, то в политическую драму, при этом уровень условности фильма позволяет назвать его сказкой. Талант и опыт позволяют дель Торо собрать цельную мозаику из каких угодно форм, другое дело, что рисунок повторяется.
Элементы нового фильма отсылают к «Лабиринту Фавна», который, кстати, в свое время получил всего две куда менее значимые награды. Поменялись тема, локации и герои, но приемы и содержание остались прежними. Вместо взросления – любовь и терпимость; вместо Второй мировой войны – холодная война; вместо Фавна – амфибия; был фашистский капитан – стал американский военный, и так далее.
Гильермо дель Торо дважды проворачивает один фокус – рассказывает интимную историю в контексте войны, но в этот раз баланс между условностью формы и серьезностью содержания не выдержан. Можно убеждать себя, что это сказка, но трудно удержать скептическую улыбку в сценах, где героиня кормит амфибию вареными яйцами и включает ей музыку: секретный «объект» настолько «важен» военным, что за лабораторией никто не следит. В «Лабиринте Фавна» подобные сюжетные огрехи можно списать на фантазию маленькой девочки, шокированной ужасами войны. Но в «Форме воды» есть четкая граница между фантазией и реальностью – поэтому иногда слышно, как сюжет трещит по швам.
Конечно, в фильме есть прекрасные актерские работы Майкла Шеннона и Салли Хокинс, а также несколько эффектных сцен. Но даже они вызывают смутное ощущение дежавю. Романтичное заполнение ванной комнаты водой отсылает к похожей сцене в «Деликатессах» Жана-Пьера Жене, а сцена с «пением» Элайзы уходит ногами в традицию мюзиклов – нечто похожее можно было увидеть, например, в недавнем «Ла-Ла-Ленде». Грабить сокровищницу кинематографа давно стало общим делом, куда хуже копировать собственные успехи. Впрочем, почему бы и нет – если за это награждают?
18+.