Автор: Яна Купрацевич
Впервые после кризиса 2014 года исследовательское агентство NPD Group зафиксировало положительную динамику оборота общепита. Начиная со второго квартала 2017 года рынок стал расти и по результатам 11 месяцев 2017 года прибавил 2% в деньгах к аналогичному периоду 2016 года.
На пермском рынке официальная статистика фиксирует похожие результаты. Начиная с августа прошлого года показатели хоть и незначительно, но превышали данные 2016 года. Наибольший рост наблюдался в ноябре: оборот общепита в этом месяце вырос на 18,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил чуть более 2 млрд рублей.
*В сравнении с аналогичным периодом 2016 года.
Данные: Пермьстат.
По данным NPD Group, в России причиной оживления рынка стала молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. Они обеспечили половину трафика в заведениях и составили 48% от всех посетителей за 11 месяцев 2017 года. Это на 2% больше, чем в 2016 году.
«В России выросло целое поколение, которое не противопоставляет рестораны домашней готовке, – комментирует руководитель NPD Group в России Мария Ванифатова. – По дороге с работы или учебы молодые люди заходят в демократичный ресторан, чтобы не готовить дома, едят прямо в заведении или заказывают на вынос. Для них ужин в демократичном заведении так же привычен, как покупка продуктов в супермаркете».
В 2017 году потребители изменили свое отношение к приему пищи вне дома. Если в 2013-2014 годы в рестораны шли за чем-то особенным, в 2016-м рестораны стали заменой отдыху за границей и другим дорогим развлечениям, то в прошлом году произошла смена культуры потребления, говорят эксперты. Российский потребитель стал посещать кафе, чтобы просто пообедать и пообщаться вне дома.
В Перми в «Новом центре» откроется ресторанПермские эксперты признают, что молодежь, конечно, создает определенный трафик, а в некоторых заведениях является основной категорией посетителей. Но в целом ситуацию на рынке этот факт не исправил. Стагнация и в среднем чеке и в посещаемости сохраняется. Рестораны продолжают напрямую зависеть от доходов пермяков, которые оставляют желать лучшего.
«Говорить о том, что посетители ресторанов резко помолодели, было бы неправильно. Происходит закономерная смена поколений. Средний возраст посетителей остался тот же, что и раньше – это люди от 20 до 60 лет. То есть это те, кто посещает рестораны регулярно, а не только по праздникам. Просто за три года кризиса в сфере произошло пополнение платежеспособного населения. Для молодых плюс походов в ресторан – бесплатный wi-fi и приятное времяпрепровождение, поэтому они уделяют этому больше времени. Но посещаемость все равно не достигла докризисного уровня», – считает ресторатор и совладелец сети ресторанов RestUnion Юрий Пирожков.
С прибавлением платежеспособного населения средний чек не изменился – все потому, что потребители по-прежнему относятся к тратам очень прагматично и стараются экономить.
«Средний чек не растет и не падает. Если раньше тратили меньше на алкоголь, то сейчас рестораторы сделали переоценку карты бара. К примеру, у нас в ресторанах цены на напитки в винной карте сопоставимы с розничными. Это, конечно, подстегнуло спрос. Но в целом потребители стали более рациональны в заказах и своих расходах», – считает г-н Пирожков.
Чаще всего пермяки экономят на размере порции или количестве заказанных блюд. «Средний чек все же остается неизменным, гости, желающие попробовать набор блюд, все чаще берут на компанию или просят меньшую порцию, по возможности половину. Да, тенденция питаться вне дома все актуальнее и для жителей Перми, но доходы этого не позволяют», – рассуждает собственник кафе Fresh market Степан Носов.
По данным компании NPD, лучше всех в 2017 году себя чувствовали бюджетные демократичные заведения. Оборот заведений фаст-фуда вырос на рекордные 10% за счет открытия новых точек, а пекарни и кофейни прибавили 4% (данные за 11 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).
На волне Wi-Fi.
Рестораторы отмечают, что стараются учитывать желания активной молодежи. Поэтому не отстают от модных тенденций. «Безусловно, рестораторы подстраиваются под молодое поколение. Один из ярких примеров – активная работа в социальных сетях. Также сейчас во всех заведениях подключен wi-fi, у многих есть возможность зарядки телефонов. Кроме того, не отстают и от модных тенденций в еде и напитках. Наравне с этим в интерьере заведений появилось больше зон отдыха – диваны, кресла. Еще лет семь назад акцента на этом не было», – отмечает Юрий Пирожков.
Также заведения все активнее используют новые технологи: сервисы по доставке, терминалы для приема заказа, возможность забрать заказ с собой.