Пермский диджей и музыкант Вячеслав Попов (DJ POPOFF) рассказал Business Class, как продавать собственные треки зарубежным лейблам, что думает о конфликте DJ Smash и экс-депутата Александра Телепнева и почему у талантливого диджея в Перми не может быть будущего.
Вячеслав, в пермских клубах играют авторскую электронную музыку или только раскрученные мировые хиты?
– В Перми мало диджеев, которые пишут и играют в клубах авторскую музыку. Человек пять, наверное. Большинство музыкантов отдают предпочтение «коммерции» – трекам, которые прошли релиз и уже пользуются спросом среди слушателей. Ситуация определяется политикой клубов, которые заинтересованы в привлечении как можно большей аудитории. Для этого нужна попсовая музыка с ТВ или радио. Авторскую музыку в основном играют на закрытых вечеринках в пафосных клубах. За андеграундной атмосферой и хорошей электронной музыкой надо ехать на фестивали, например, Alfa future people в Нижнем Новогороде или ежегодный опенэйр в Казани.
Это ваша основная работа?
– Нет, скорее дополнительная. С 2008 года, когда у меня появилась семья, родился ребенок, работаю в «НОВОГОРе». Хотел устроиться сварщиком, но вакансий не было, взяли слесарем аварийной бригады.
Все удивляются – диджей и слесарь АВР! Это же разные профессии. На самом деле они похожи: творчество есть и при написании музыки, и при устранении аварии. Не бывает двух одинаковых утечек и единственного варианта их устранения. В обоих случаях ты думаешь о людях: потребителям надо скорее дать воду, для слушателей продумать, где какие переходы делать с танцевальной части на «яму» (мелодия, где танцующий может передохнуть) или на кульминацию.
Как пишете музыку?
– Сейчас все пишут музыку на компьютере. Мало кто использует «живые» инструменты, кроме, пожалуй, рок-музыкантов и классических. Нужен достаточно мощный компьютер. При сборке такой системный блок в идеале стоит около 300 тысяч рублей. На хорошей аппаратуре можно делать качественный продукт, с хорошим звуком. К примеру, можно устанавливать плагины на дорожки, чтобы при сведении трека в единое целое ничто не скрежетало. Иначе получится продукт низкого уровня, и его не продать.
Какие музыкальные направления вам интересны?
– Работаю в едином направлении: EDM – electronic dance music. Сюда входят такие стили и жанры, как хаус, транс, техно, дабстеп, бигрум, электрохаус, басхаус. Все, что не ниже 123 битрейд в секунду (скорость трека). Это все танцевальная музыка.
С чего все началось?
– В 2004 году выпустил первый трек и отправил его в Украину. Там был лейбл «Стиль Рекордс», с ним тогда сотрудничал. Они выпустили его в продажу, но денег мне не заплатили. А в 2005 году я уже в пермские клубы попал.
Секты и бревно. Чем известен Александр Телепнев, которого DJ Smash обвиняет в своем избиенииКак к увлечению относится семья?
– Жена смирилась с моим увлечением. Когда мы с ней познакомились, сразу сказал, что я творческий человек и это важная часть моей жизни. Сначала все было нормально. Но когда я начал гастролировать – ездил в Казань, Нижний Новгород, ей не очень это понравилось.
Приглашал с собой, но она не клубный человек. Я тоже тусовки не люблю, но не заниматься музыкой не могу. Для этого нужен клуб. Отыграл, свою энергетику залу подарил, с людьми пообщался и домой. Семья – другая важная часть моей жизни.
Ваши треки продают зарубежные лейблы. Как начали им предлагать свою музыку?
– Это сделать очень просто. В интернете есть контакты всех лейблов, электронная почта. Пишу трек, скидываю им демо-версию. Они прослушивают, если нравится, высылают автору контракт. Он заключается на три года. Далее назначают дату релиза, делают дизайнерскую афишу, пиарят. После этого мой трек выпускается во всех интернет-магазинах мира.
Релиз трека длится три месяца. Это европейский стандарт. Потом он не исчезает из музыкальных магазинов, но спускается ниже в ротации, уходит из новинок. Тогда стоимость его становится ниже. Во время релиза трек стоит 2,49 доллара, потом цена снижается до 1,99 доллара. Если его купили 150 человек, то поступает 300 долларов – 50% этой суммы забирает лейбл, вторая половина перечисляется мне.
Звукозаписывающие компании могут оформить трек в альбом. Отбирают десять удачных мелодий разных авторов и объединяют в один выпуск. В такие сборки входил два раза, они успешно продавались.
Сейчас вообще очень много треков выпускается. Появляется много дочерних лейблов. К примеру, крупному нидерландскому лейблу Spinnin Records на электронную почту поступает масса музыки. Они создают дочернюю компанию, набирают туда звукорежиссеров для прослушивания записей. В итоге объем выпускаемых треков увеличивается.
Сколько пишется трек?
– Бывает, три месяца пишу. Но можно сочинить и за день. Самое большое время уходит на сведение, чтобы каждая дорожка играла на своем месте, было приятно слушать, ничто постороннее не раздражало. Также требует времени мастеринг (процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования). Это делается для того, чтобы трек звучал шире, объемнее.
С кем-то из европейских диджеев общаетесь?
– Я общаюсь с норвежским диджеем и продюсером, играющим в стиле транс Эрьяном Нильсеном. Он сегодня в ТОП-100 диджеев на 10-й строчке. Переписываемся в фейсбуке, скидывал ему послушать свои треки.
Что думаете о конфликте DJ Smash и экс-депутата Александра Телепнева?
– Свидетелем избиения не был, но, насколько понимаю, там «загрубил» сам DJ Smash. Его попросили сфотографироваться, пусть повторно, первая фотография получилась неудачно, а он грубо, пафосно отказал. Он же звезда. Согласился бы – и драка не случилась. Во всяком случае, я так считаю. Но, несмотря на физический ущерб, он обратил это ЧП в свою пользу: пиарился в соцсетях, в его защиту высказывались известные актеры.
Может ли диджей в Перми сделать карьеру – или в Москве легче?
– Писать музыку можно в любой точке земного шара: общение с лейблом, клиентами, поклонниками идет через интернет. Но ты уже должен быть популярен. А на начальном этапе, если диджея замечают, то лучше ехать в столицу. Такие мысли есть. Но я бы предпочел не Москву, а Питер. Там рядом Прибалтика, больше возможностей для развития на музыкальном европейском рынке.
9 марта отмечается Всемирный день диджея (World DJ Day). Это важная благотворительная акция, которая проводится с 2002 года от имени Международной клубной индустрии. Каждый год во всем мире проводится неделя благотворительных акций в помощь детским организациям, а кульминацией благотворительных акций и является Всемирный день диджея.
Первоначально инициаторами мероприятия выступили фонд World DJ Fund и организация Nordoff Robbins Music Therapy, которая использует музыку для лечения детей и взрослых. Традиционно вся прибыль, полученная диджеями, клубами, радиостанциями в этот день, направляется в различные международные детские фонды и учреждения.