Автор: Кристина Суворова
Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края взыскивает с подрядчиков штрафы за задержки в проведении работ. 5 марта подано два заявления – к ООО «Техдоргрупп» на сумму 1,812 млн рублей и к ООО «СК Химспецстрой» на 5 млн рублей. Председатель совета директоров компании «Химспецстрой» Алексей Чикунов пояснил Business Class, что иск связан с ремонтом участка дороги Соликамск – Красновишерск. «По инициативе заказчика мы останавливали работы на три месяца. Это время потребовалось для корректировки проектных решений, которые невозможно было исполнить без внесения изменений», – рассказал он.
По словам г-н Чикунова, в последнее время в управлении сложилась практика: любая задержка в выполнении работ, неважно, по чьей вине она возникла, должна стать предметом судебных разбирательств. Один аналогичный спор компания «Химспецстрой» выиграла. Собеседник сделал вывод, что сейчас учреждение не готово брать на себя ответственность за решения, связанные с переносом сроков работ, а наличие судебного акта дает чиновникам спокойствие.
Для подрядчиков постоянные разбирательства – лишняя помеха работе. «Для нас достаточно решения заказчика: он согласовал изменения в проект, мы их выполнили. Но теперь получается так, что если корректировка повлияла на сроки, то без суда не обходится. Раньше такого не было», – продолжает Алексей Чикунов. Связаться с руководством ООО «Техдоргрупп» корреспонденту «bc» не удалось. Иски краевого управления автомобильных дорог и транспорта еще не приняты к производству.
Даже смешно.
Дорожники активно готовятся к новому строительному сезону, закупать расходные материалы начали еще в январе. За год поставщики снова существенно подняли цены. Например, щебень подорожал примерно на 15%, говорит Алексей Чикунов. Кроме того, выросла стоимость транспортировки грузов. «Поскольку авансирование в дорожной отрасли не применяется, щебень мы сейчас закупаем за счет кредитных ресурсов, а расходы на погашение процентов по кредиту в стоимость контрактов не заложены», – акцентирует собеседник. Битум, по его словам, за прошлый сезон подорожал с 11 тыс. рублей до 25 тыс. рублей за тонну.
Дмитрий Панфилов, президент АСРО «Гильдия пермских строителей», ранее в интервью Business Class отмечал, что наблюдается необоснованный, по его мнению, очень значительный и систематический рост стоимости материалов для дорожного строительства. «Действия поставщиков ставят под угрозу исполнение крайне значимых действующих государственных и муниципальных контрактов, а также реализацию планов по дорожному ремонту и строительству в 2018 году», – подчеркнул он.
Строили много – заработали мало. Дорожники сетуют на резкий рост цен на битум, щебень и галитПо словам г-на Панфилова, речь идет прежде всего о контрактах на содержание автомобильных дорог. «Срок выполнения работ по ним – 3-5 лет, при этом стоимость работ сформирована исходя из цен на материалы, актуальных в момент проведения расчета. Никакая дополнительная индексация в период исполнения контракта невозможна. И если расчетная цена на галит составляет менее 2000 рублей за тонну, то в действительности он стоит около 3500 тысяч рублей. Не надо объяснять, что происходит с экономикой подрядчика. В связи с этим мы обратились в УФАС по Пермскому краю с заявлением о нарушении поставщиками материалов антимонопольного законодательства. Надеемся, что сложившаяся ситуация будет справедливо разрешена, в противном случае обозначенные выше риски действительно очень высоки», – заявил он.
На этапе проведения аукционов на содержание региональных дорог подрядчики обращали внимание на занижение начальной цены договоров, и эта проблема актуальна для всей строительной отрасли в крае. Сейчас она активно обсуждается, предпринимаются меры.
«В декабре 2017 года повышение стоимости в Пермском крае было больше, чем например, в Екатеринбурге. Но накопленное за последние годы отставание не ликвидировано. На данный момент одни и те же работы в нашем регионе стоят примерно на 20% дешевле, чем в той же Свердловской области», – констатирует Алексей Чикунов. На заседании комитета Законодательного собрания по развитию инфраструктуры на замечания депутатов о том, что «добавка по четвертому кварталу ничтожно мала», первый заместитель краевого министра строительства и архитектуры Михаил Берников ответил, что предложения по более существенному повышению коэффициентов в четвертом квартале были отклонены федеральным минстроем. «Но было обещано, что в первом квартале мы сможем это сделать», – сообщил он.
По Алексея Чикунова, на содержании дорог подрядчики практически не зарабатывают, а некоторые участки трасс и вовсе приносят убытки. «Для компаний, которые платят сотрудникам «белую» зарплату и в полном объеме отчисляют налоги, рентабельность бизнеса составляет менее 5%. Мы работаем, чтобы сохранить коллектив», – признается собеседник.
Г-н Чикунов отмечает, что квалифицированный специалисты сейчас являются ценным и дефицитным ресурсом. «Особенно трудно найти специалистов среднего звена. Мы сотрудничаем с вузами, но мало кто, получив диплом, хочет работать мастером. Недавно я приходил на урок в 11-й класс, рассказывал о профессии и спросил, кто хочет стать машинистом бульдозера. Выпускники надо мной открыто посмеялись, они считают эту работу непрестижной. Хотя и уровень за платы сейчас не низкий», – рассказал он. По словам собеседника, за хороших специалистов на рынке идет борьба как между футбольными клубами за талантливых игроков. «Конкуренция вынуждает платить высококвалифицированным рабочим заметно больше тех сумм, которые берутся в расчет при формировании сметной стоимости работ», – отметил Алексей Чикунов.