Валлийский муравьед. Редактор Business Class рассказывает о поездке в Уэльс

Визит в Уэльс: от тысячелетней истории до уникальной электростанции, и от подготовки к апокалипсису до футбольных фанатов. Главный редактор Business Class проверил все лично

Автор: Вадим Сковородин

Удивительно, насколько тесен мир. Казалось бы, какие параллели могут быть между Уэльсом и Пермским краем, а оказывается – они есть. Известный британский геолог Родерик Мурчисон сначала прописал наш регион в истории, введя термин «пермский период», а потом отправился на запад Великобритании изучать на местном примере принципы палеонтологии. Журналист Business Class последовал по стопам Мурчисона. Изучить палеонтологию не удалось, но познакомиться с Уэльсом получилось.

«Тела на улицах».

Столица Уэльса Кардифф находится всего в двух часах езды на поезде от Лондона. Несмотря на то, что граница между английской и валлийской частями Великобритании – понятие почти условное, почувствовать разницу можно просто смотря в окно вагона. Во-первых, меняется пейзаж: холмы (при желании их даже можно назвать горами) занимают значительную территорию. Но самое важное – невооруженным взглядом видны отличия в уровне жизни Уэльса. Согласно официальным сведениям, Уэльс занимает третье место с конца по валовой добавленной стоимости (Gross Value Added – GVA) среди всех регионов Великобритании. По сравнению с Лондоном этот показатель в 7 раз ниже, но даже Шотландии валлийская экономика уступает в 2,3 раза. Хуже, чем здесь, показатели только в Северной Ирландии и регионе «Северо-Восток» Соединенного Королевства. По данным Агентства евростатистики, Западный Уэльс занял второе место в рейтинге беднейших территорий Северной Европы по итогам 2014 года.

Бедность и стала одной из причин того, что Уэльс никогда не проявлял особых стремлений к независимости, в согласии с богатым соседом всегда живется лучше. Неслучайно Кардифф был провозглашен столицей только в 1955 году, а местный парламент (Национальная Ассамблея) заработал лишь в 1999 году. Сегодня национальный колорит – это скорее козырь в маркетинговой борьбе за клиента, чем элемент политики. Едва отойдя от вокзала, попадаешь на пешеходную St. Mary street, которая буквально увешана стягами с валлийским драконом, они здесь на каждом столбе. А окна близлежащих пабов украшает надпись «Пей валлийское, поддержи Уэльс». С учетом того, что абсолютно все уличные надписи дублируются на двух языках, местного колорита вокруг в избытке. Но он выглядит естественным и, если хотите, милым. Валлиец говорит «Я – местный», не в смысле «уникальный», а в смысле – «я здесь всё и всех знаю».

Несмотря на меньший достаток, валлийцы отдыхают не хуже англичан. Так же, как по всей Британии, пабы вечерами переполнены, но есть один нюанс. По дороге из Лондона в Кардифф российские журналисты (а нас была целая делегация) с удовольствием штудировали статью из издания The daily mash «Ночь в Уэльсе – лучший способ подготовиться к апокалипсису». В заметке «Эмма Брэдшоу» делится эмоциями от посещения Суонси (второй по размеру город Уэльса, расположенный на берегу океана). Увиденное она назвала «Генеральной репетицией полного крушения общества». «Банды повсюду, тела на улицах, бездействующая полиция», – вспоминает несчастная англичанка. Понятно, что к действительности подобные «статьи» имеют очень опосредованное отношение, и The daily mash как раз специализируется на подобных пародийных интерпретациях. Да, наверное, в Уэльсе пьют больше, чем, например, в Центральной Англии, просто потому, что это провинция. А в остальном – так же, как везде. Пабы полны пьяных, но беззлобных людей, они шумят, обсуждают футбол, регби и мир вокруг. Посетители – в большинстве мужчины, но немало и женщин. Основной напиток – пиво, но встречаются и люди с вином. Попытка попробовать традиционные валлийские закуски не увенчалась успехом, были предложены английские – яйца, замаринованные в уксусе, и свиные шкварки (Pork Scratchings, что-то вроде чипсов из свиной кожи). Первое вызывает стойкую параллель с поездкой в плацкартном вагоне, второе – просто лакомство на любителя. В общем, пирог с ягнятиной – всегда лучшее дополнение к «Гиннессу».

Главная историческая достопримечательность Кардиффа – замок. Построенный на месте развалин древнеримской крепости, он был и городским фортом, и особняком, а сейчас – это музей, принадлежащий Городскому совету. Про него достаточно много информации в интернете, поэтому лишь скажем, что замок в отличном состоянии, а вокруг расположен прекрасный парк с рекой Таф в качестве приятного бонуса. Кстати, несмотря на февраль, в парке цвели нарциссы. Есть подозрения, что поскольку нарцисс – один из символов Уэльса, то он должен цвести здесь всегда. Придется вернуться под Новый год, чтобы удостовериться окончательно.

Замок окружен стеной, аналогов которой видеть не приходилось. Стена Животных (Animal Wall) была спроектирована архитектором Уильямом Бургесом и возведена в конце XIX века. Сначала зверей было девять, потом добавились еще шесть. Сейчас здесь наблюдают за прохожими гиена, волк, обезьяны, тюлень, медведь, львица, рысь, лев, пеликан, муравьед, леопард, орел, енот и бобр. Особенно забавен муравьед, которого ну никак не ожидаешь встретить в столице Уэльса.

Приливы инвестиций.

Экономической основой Уэльса долгое время оставалась угольная и металлургическая промышленность. Но сначала по ним ударила Великая депрессия, а затем и новая экономика начала вытеснять традиционные отрасли. Сегодня Уэльс имеет минимум два козыря в деле собственного продвижения. Во-первых, это природа и история. Национальные парки, которые покрывают огромную территорию, так называемые «Области выдающейся природной красоты» (Areas of Outstanding Natural Beauty), Атлантическое побережье… Все это вместе со старинными замками оставляет большое впечатление.

Ну а второе национальное достояние – сборная по регби. Валлийский регбийный союз основан в 1881 году, национальная сборная уверенно входит в число мировых лидеров. В Кардиффе огромное количество плакатов, рекламирующих ближайшие соревнования, а с приближением к стадиону «Миллениум» (самому вместительному в мире крытому стадиону с естественным газоном) число упоминаний регби превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Но надо отдать должное валлийцам: они прекрасно понимают, что ставка на культуру и спорт – отнюдь не панацея. И пытаются встроиться в современную экономику.

Один из самых громких проектов реализуется сейчас в Суонси, расположенном на Атлантическом побережье Великобритании. Группа российских журналистов в рамках пресс-тура, организованного правительством Великобритании и фондом Thomson Reuters, побывала в Суонси и узнала, как здесь собираются строить электростанцию, работающую на энергии приливов и отливов. Представьте: 16 гидротурбин диаметром 7,2 метра; длина сооружения, которое перегородит бухту, – 9,5 километра; цена проекта – 1,3 млрд фунтов. Выгода от реализации Tidal Lagoon Swansea Bay (TLSB) очевидна. Уэльс, во-первых, получает дешевую электроэнергию, во-вторых, инвестиции в развитие территории. Ожидается, что проект принесет 316 млн фунтов в валовую добавленную стоимость экономики Уэльса только на этапе строительства. Наконец, абсолютное большинство поставщиков оборудования для TLSB – это британские компании, то есть проект обеспечивает дополнительное финансирование собственной промышленности.

По словам Майка Ансворта, директора по строительству электростанции, принципиально важно, что TLSB заручился поддержкой городского сообщества. 86% местных жителей официально высказались за реализацию проекта. Г-н Ансворт подчеркивает: TLSB – это не просто электростанция, она призвана стать катализатором для перемен на всей территории. Одним направлением станет работа по развитию аквакультуры и биологического разнообразия (например, инкубаторы для разведения омаров и устриц), другим – акцент на рекреационные и туристические аспекты, третьим – новые возможности занятия спортом. И все это в итоге работает уже на местный малый бизнес, обеспечивая его заказами и потребителями.

Залив Суонси производит большое впечатление: океан, огромные просторы, солнце. Вряд ли сюда поедут любители пляжного отдыха, все-таки летом температура воды не достигает и 20 градусов тепла. Но масса других достоинств перевешивает сложности с принятием морских ванн. Провинциальный Суонси хорош еще и своей простотой. Когда случайный знакомый на улице узнал, что автор этих строк – фанат Микаэля Лаудрупа, который некоторое время тренировал ФК «Суонси», он тут же предложил показать, где Лаудруп жил. «У нас коммуна небольшая, тайн друг от друга нет», – пояснил собеседник. А потом четверть часа с искренним интересом расспрашивал, как это русского журналиста угораздило стать поклонником валлийского футбола.

В Кардиффе снимали культовый британский сериал «Доктор Кто», в Суонси родились актриса Кэтрин Зета-Джонс и футболист Гарет Бэйл. Уэльс – это такая нормальная провинция, с простыми людьми, набором отличных достопримечательностей, не очень развитой экономикой и отдельными интересными проектами. Так что объединяет Пермь и Уэльс не только Мурчисон.


Фото – Ольга Добровидова.