Автор: Кристина Суворова
В рабочую группу по развитию пассажирских перевозок вошли депутаты Пермской городской думы, представители прокуратуры, перевозчиков, департамента дорог и транспорта. Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис, обобщив все предложения блока «Городское хозяйство» администрации Перми, представил концепцию развития транспортной отрасли на период 2018-2023 годов. Она предполагает переход к «целевой» маршрутной сети, направленной на то, чтобы пассажиры могли быстрее добираться из пункта «А» в пункт «Б». Существенная роль отводится трамваю. Среди масштабных обсуждаемых изменений – организация транспортно-пересадочных пунктов и развитие инфраструктуры, новые технологии оплаты проезда и система тарифов.
По словам Максима Киса, последние несколько лет объем перевозок общественным транспортом снижается, и одна из глобальных задач – изменить эту тенденцию. «Главная цель – минимизация временных затрат пассажиров на перемещение по городу. Предлагается сосредоточиться на развитии трамвайного и автобусного движения, постепенно сокращать эксплуатацию троллейбусов и область применения микроавтобусов – так, чтобы они стали «подвозным транспортом», – рассказал докладчик. Объясняя расстановку приоритетов, г-н Кис отметил, что аналогичные тезисы содержатся в мастер-плане Перми. «Недостатки троллейбусов по сравнению с автобусами известны – меньшая маневренность, зависимость от контактной сети, высокие расходы на инфраструктуру. Менее очевидный «минус»: остановки движения, которые часто возникают из-за поломок на пересечении трамвайной и троллейбусной сетей. Среди преимуществ помимо экологичности назвать нечего. Хотя современные автобусы тоже не слишком загрязняют воздух», – аргументировал он. Чиновник подчеркнул, что при поэтапном закрытии троллейбусных маршрутов эта связь должна обеспечиваться другими видами транспорта.
Заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич:
– Существующая маршрутная сеть работоспособна. Нам предстоит проделать большую работу: сравнить текущую ситуацию и результат предлагаемых изменений, выявить возможные риски, чтобы избежать их, принимая дальнейшие решения.
Трамвайная сеть должны стать базой для перевозок в центральной части Перми. Для этого предлагается увеличить ее плотность в городском центре: трамваи появятся на ул. Революции, ул. Куйбышева и вдоль набережной. Еще одна задача – подведение трамвайных путей к крупным пассажирообразующим микрорайонам – Садовому, Парковому, Владимирскому, Крохалева, Нагорному. В настоящее время трамвай обеспечивает 12,2% перевозок в Перми. Целевой показатель – 25%. Для его достижения необходимо также повышать надежность этого вида транспорта, для чего сформирован ряд мероприятий, среди них – обновление подвижного состава, усиление контроля за нарушениями правил дорожного движения на аварийно опасных участках трамвайной сети средствами фотовидеофиксации, капитальный ремонт контактной сети и путевого хозяйства.
По утверждению Максима Киса, существующая сеть действующих автобусных маршрутов сформирована, скорее, из принципа увеличения билетной выручки перевозчика, а не уменьшения времени нахождения пассажира в пути.
Новая сеть должна базироваться на ряде принципов: снижение транзита автобусных маршрутов через центр города, ориентация на подвоз пассажиров из отдаленных районов к трамвайной сети, организация городских транспортно-пересадочных пунктов (ТПП) в местах пересадки. Их предлагается оборудовать остановочными павильонами повышенной комфортности и максимально приблизить зоны высадки и посадки при пересадке.
Если автобус будет работать как подвозной транспорт, то интервал движения можно будет сократить. Предлагается пересмотреть распределение маршрутов между улицами: например, по улице Пушкина ходит очень много автобусов, а по Екатерининской – нет. Еще один тезис – сокращение дублирования маршрутов. Переход к новой маршрутной сети должен производиться поэтапно в течение нескольких лет после заключение новых контрактов с перевозчиками и по мере обустройства транспортно-пересадочных пунктов.
Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис:
– Ни один город, который за последние пару лет пытался осуществить революцию в маршрутной сети, ее не совершил. И мы тоже предлагаем не совершать революцию. Переход должен быть очень медленным и плавным, шаг за шагом, маршрут за маршрутом.
Для повышения экономической привлекательности общественного транспорта для пассажиров концепция предусматривает переход к гибкой системе тарифов, включающей в себя следующие варианты:
При этом сохраняется принцип равенства стоимости поездки без учета протяженности поездки, маршрута. Предлагается переход к безналичной оплате, внедрение возможности использования проездных и социальных билетов, банковских карт, телефонов.
В концепции обозначена проблема, связанная с маршрутами, которые официально являются межмуниципальными, но забирают пассажиров на всех остановках в черте города. Для ее решения планируется совместно с правительством Пермского края проработать возможность ограничения числа остановочных пунктов на территории Перми для прибытия межмуниципальных маршрутов.
Необходимо синхронизировать расписание городского и железнодорожного транспорта, приблизить остановочные пункты электричек и автобусов.
Связь с личным автотранспортом должна обеспечиваться перехватывающими парковками. Озвучена идея льготы на проезд в городском транспорте пользователям перехватывающих парковок.
Кроме того, запланирован ряд мероприятий по обеспечению приоритета движения общественного транспорта, улучшение условий для пассажиров с ограниченными возможностями. Значительная часть концепции связана с новой моделью взаимоотношений властей и перевозчиков. Она предполагает переход к системе, при которой предприниматели не будут заниматься выручкой.
Члены рабочей группы ознакомились с новой концепцией. Теперь, после детального изучения, они направят свои предложения по ее корректировке. Обсуждение состоится на следующем заседании.
Олег Афлатонов, депутат Пермской городской думы:
– Если идти к концепции транспортно-пересадочных пунктов, до которых пассажиров из отдаленных районов доставляет «подвозной» транспорт, правильно было бы увязать с этим создание перехватывающих парковок и формирование «сквозного» тарифа. Звучала идея переноса части автобусных маршрутов с ул. Пушкина на параллельные магистрали. На мой взгляд, существующая ситуация обусловлена тем, что автобусы идут по кратчайшему пути до Центрального рынка, а улицы Екатерининская и Луначарская загружены личным автотранспортом. В часы пик они стоят в серьезных пробках. Мы обязаны с умом подойти к этим вопросам, в дальнейшем к работе планируется привлечь специализированные организации. Необходимо понять, как пойдут транспортные потоки из районов в центр города и где они будут пересекаться. Сможем ли мы эти точки привязать к городской инфраструктуре, или необходимо будет дополнительное строительство на этих площадках? Еще один дискуссионный тезис – сокращение использования троллейбусов. Это экологически чистый вид транспорта, Москва, Санкт-Петербург активно расширяют эксплуатацию так называемых электробусов.
Александр Филиппов, депутат Пермской городской думы:
– Индустрия производства электробусов шагнула далеко вперед в плане маневренности и длительности автономного хода. Поэтому часть аргументов в пользу сокращения использования троллейбусов меня удивила. Без наличия равнозначной замены с точки зрения экологичности и бесшумности я не готов согласиться с этим тезисом.Я рад, что когда прозвучала аксиома о необходимости уходить от использования «Газелей» и тому подобного к транспорту большой вместимости, ни у кого из участников процесса не возникло возражений. К этому пришли далеко не во всех городах. Провозная способность трамвая выше, чем у любого автобуса. Я поддерживаю расширение трамвайной сети, обособление путей и предоставление приоритета этому виду транспорта. Запуск трамвая в микрорайон Нагорный, на мой взгляд, – очень смелый план. Но, например, в микрорайон Парковый он «просится», и там идея вполне реализуема. Для жителей это будет большим плюсом.