Автор: Владислав Гордеев
В каких ситуациях автомобили эвакуируют чаще всего?
– Чаще всего привозят машины водителей, которых ловят в пьяном виде либо без водительского удостоверения, реже – за неправильную парковку. Иногда везут автомобили из нового аэропорта – люди бросают их у шлагбаумов, прямо под знаками и улетают.
Мы берем деньги за каждый целый час хранения – выходит примерно 600 рублей в сутки плюс 2000 рублей оплата эвакуатора. Когда нарушители возвращаются, удивляются счету на 10 тысяч рублей. Для сравнения – парковка на платной стоянке аэропорта стоит 1400 рублей в неделю, выгода очевидная. При этом люди из соседних регионов не жадничают и ставят машину на ближайшие к аэропорту автостоянки и уезжают на такси.
Часто ли происходят конфликты с водителями?
– Минимум половина нарушителей идут на конфликт – ругаются, не хотят платить, считают, что их незаслуженно обидели. На месте с инспектором, как правило, никто не спорит, и всю агрессию они вымещают на сотрудниках штрафстоянки.
Многие нарушают правила по несколько раз и не могут понять, что именно делают не так. Недавно был скандал – женщина приехала за «Тойотой» и стала кричать: «Да что же такое, почему меня постоянно эвакуируют?». Она бросила автомобиль у аэропорта и улетела на десять дней. Причем это не первый раз: для нее оставить машину в неположенном месте – совершенно нормально. И такие случаи не редкость.
Сколько в среднем автомобили стоят на штрафстоянке до того, как за ними возвращаются владельцы?
– Все индивидуально – могут по две недели, какие-то, бывает, и спустя час забирают. Вообще экономику штрафстоянки невозможно просчитать. Например, несколько дней могут ничего не привозить, а на следующий день в Пермь приедет какое-нибудь властное лицо, и всю парковку аэропорта – а это машин двадцать – эвакуируют для обеспечения безопасности.
Вас здесь не стояло. За 2017 год состоялись только два аукциона по организации платных стоянокПо закону машина может простоять и месяц, и пару лет. Считается, что чем дольше она стоит, тем богаче становится собственник штрафстоянки. Но на практике некоторые транспортные средства стоят месяцами и взыскать деньги за их хранение невозможно. Например, это относится к молодежи: по договорам купли-продажи они несколько раз приобретали машину друг у друга; либо внуки взяли ее покататься у дедушки и бросили.
Конечно, платить за стоянку они не будут, взыскивать с них деньги через суд бесполезно. В таких случаях я, как правило, вместе с ГАИ ищу собственника, направляю требование. Если отказываются, то получаем разрешение утилизировать машину.
Если видим, что владелец может заплатить, но не хочет, то идем в суд. Например, сейчас у нас два года стоит автобус «Мерседес» – за это время «набежало» уже 600 тысяч рублей. Собственники два раза обращались в суд с требованием вернуть машину без оплаты и разрешения, но им отказали. Сейчас мы подали ответный иск.
Автомобиль – это же дорогое имущество, как можно просто так его оставить?
– Большая часть машин, которые бросают, – это уже мусор. Их средняя цена с документами – 15-20 тысяч рублей, они никому не нужны. Для подростков это одноразовые машины – покататься и бросить.
А что касается автобуса – его ведь можно просто забрать?
– На мой взгляд, это исключительно глупость собственника. Пришли бы в первые сутки, заплатили 2000 рублей за эвакуацию, максимум 600 рублей за стоянку – было бы около трех тысяч рублей. Но перед этим нужно пойти в ГАИ, получить разрешение о выдаче и штраф за нарушение правил – видимо, они просто боятся это сделать.
Необходимо ли на законодательном уровне ввести правило, чтобы машины так не оставались на стоянках?
– Конечно, такой закон необходим – проблемы возникают по всей России, просто собственники стоянок редко обращаются в суд. В Пермском крае, кстати, с законодательной точки зрения все неплохо. В 2016 году на федеральном уровне приняли закон, который позволяет оплачивать штрафстоянку и эвакуацию после возврата машины в течение 60 суток. На уровне региона, к счастью, приняли закон, который это запрещает.
Парковка в пермском аэропорту стала самой дешевой в РоссииЕсли бы бесплатный возврат у нас действовал, работать было бы невозможно. Сейчас-то сложно получать деньги, а после того как собственник заберет машину, добиться от него денег было бы нереально – только через приставов.
Штрафстоянка – это выгодный бизнес?
– Открывать ее без сопутствующей деятельности бессмысленно, а лучше сразу несколько в разных местах. Насчет выгоды… Ни одного «штрафстоянщика»-миллионера вы не найдете, это точно. С одной стоянки я получаю около 70 тысяч рублей в месяц прибыли, и то она стала приносить эти деньги спустя четыре месяца.
Нужно учитывать, что работа нервная, круглосуточная, нужно держать высокий уровень зарплаты охранникам – чтобы из машин не пропадали вещи, ценности. Это особенно касается машин, которые привозят после ДТП – там вещи беспорядочно разбросаны, не дай бог, что-то исчезнет.
Аренда земли дорого обходится?
– На окраине города аренда – от 15 до 40 рублей за квадратный метр в месяц. В городе вообще платят около 100 тыс. рублей в месяц за участок.
Мы взяли землю в субаренду, потому что места, которые предлагает город, под эту деятельность не подойдут. Кроме того, их нужно облагораживать – закупать щебень, битый кирпич, ведь в грязи никто стоять не будет. А вкладывать деньги в чужую землю нет смысла – договор в любой момент могут расторгнуть в одностороннем порядке или не продлить.
На ваш взгляд, введение платной парковки в центре города как-то повлияло на общую культуру парковки и, соответственно, на работу штрафстоянки?
– По моим наблюдениям, ничего серьезно не поменялось – те, кто раньше оставлял машины где попало, продолжают это делать. А количество задержанных машин зависит исключительно от числа сотрудников ГАИ. Дополнительных патрулей город не дает, а после Нового года число инспекторов сократили. В среднем в Перми эвакуируют около 80-100 машин в сутки.
Эвакуаторов хватает?
– Даже чересчур. Конкуренция высокая, много конфликтов. Сейчас в городе две самые крупные компании: «Юпитер», у них парк из десяти машин, и «Онтранс» – шесть, есть несколько компаний с двумя-тремя эвакуаторами. Пока что эти два крупных игрока делят рынок между собой, какой-то организованности нет.
Несколько лет назад в Москве появились сервисы, которые предлагают услуги возврата автомобилей собственникам за деньги. Реально ли появление аналогичного бизнеса в Перми?
– Москва – это город одного дела. С учетом транспортной загруженности и протяженности города за день там можно сделать только что-то одно, на автомобилях передвигаться сложно. Если ты живешь на одной окраине города, а штрафстоянка находится на другой, то тебе выгодней поручить забрать машину вместо того, чтобы тратить на это полдня. В Перми такой загруженности нет, город маленький, поэтому представить такой бизнес невозможно.
У нас это практикуется в другой форме. Например, если человека закрывают на 15 суток за пьяное вождение, родственники берут документы, получают разрешение и забирают машину, чтобы потом не пришлось платить тысяч десять.
Штрафная стоянка – это специализированная охраняемая стоянка, находящаяся в ведении ГИБДД, где располагаются задержанные машины до момента их возвращения владельцам. На штрафстоянку автомобиль могут доставить только на эвакуаторе.
Инспектор ГИБДД может задержать автомобиль, если водитель управляет им без документов, в состоянии опьянения либо отказался от медицинского освидетельствования. Также автомобиль отправится на стоянку, если у него неисправны тормоза, сцепление или руль; находится в розыске или оставлен в неположенном месте – например, на пешеходном переходе, в туннеле, на мосту, вблизи железнодорожного переезда и так далее.