Автор: Кристина Суворова
Реализация проекта транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на Перми II затянулась. Очередной контрольной датой было 15 апреля, но и она пройдена. Все поменялось, когда краевые власти изменили концепцию проекта, выступив против строительства торгового центра на территории бывшего товарного двора (ул. Локомотивная, 18). Ранее ТЦ — был непременной частью ТПУ.
В начале года глава регионального минтранса заявил, что РЖД проведет отбор инвестора для реконструкции вокзала. Сначала был назван срок до конца марта, затем до 15 апреля. По прошествии этой даты новая не определена. Собственник участка по ул. Локомотивной, РЖД, до сих пор публично не обозначил свою позицию относительно изменения концепции и проведения конкурсного отбора. В адрес краевого правительства также не поступала официальная информация от корпорации по поводу инвестиционного отбора. Об этом Business Class сообщили в министерстве транспорта региона. «Конкурсная документация по отбору инвестора со стороны РЖД не представлена. В ходе телефонных переговоров с представителями Департамента корпоративного имущества ОАО «РЖД» сообщено, что сроки проведения процедуры в настоящий момент уточняются», – рассказали в ведомстве.
Концепция создания «Пермь-Сити» презентована Андреем Головиным, руководителем проектов бюро MLA+. Территорию бывшего товарного двора вблизи Перми II авторы концепции называют зоной особых преобразований, потенциальным деловым центром города. Толчок для развития должно дать строительство ТПУ. Ранее свою концепцию транспортного узла разработала московская компания «Трансстройм», которая в 2016 году заявила о готовности инвестировать в реконструкцию Перми II. В ее варианте на месте товарного двора располагается торговый центр. «Мы считаем, что от ТЦ можно отказаться и получить более уютную застройку. Здесь предлагается смешанное зонирование. Территория достаточно большая, позволяющая вместить социальную, культурную и деловую инфраструктуру, торговую и коммерческую недвижимость и жилую застройку. Последняя по плану находится вдоль железной дороги с соблюдением технических регламентов. Комфортно ли жить у ж/д путей? Наверное, не очень. Но при соответствии всем нормам мы предоставим жителям возможность купить недвижимость в центре города по более низкой цене», – отмечал Андрей Головин.
Business Class узнал мнение застройщиков о возведении жилья на территории бывшего товарного двора. Михаил Бесфамильный, генеральный директор «Орсо групп», считает, что место привлекательно из-за своего близкого расположения к центральной части города. «Вместе с тем надо учитывать довольно узкие и уже проблемные выезды на площадь Гайдара и шоссе Космонавтов», – добавляет он. Близость железной дороги, как отмечает эксперт, только один из критериев, на основе которых человек выбирает квартиру. «Не думаю, что этот фактор критичен. Как мы видим, своего покупателя находят и довольно экстравагантные локации в нашем городе», – рассуждает г-н Бесфамильный. Острым, по его мнению, может стать вопрос смены собственника земельного участка. «Сейчас нет понимания, на каких условиях эта территория может изменить назначение и быть передана потенциальному застройщику», – констатирует собеседник.
Он также отмечает, что сейчас сразу несколько застройщиков, в том числе иногородних, возводят объекты в близкой к будущему ТПУ локации. «Скорее всего, они анализировали ситуацию и востребованность этой территории. Если говорить непосредственно об участке товарного двора, интерес вызывает не только сама площадка, но и условия, по которым придется работать», – заключает Михаил Бесфамильный.
Наталья Андаева, директор департамента продаж компании «Талан» в Перми полагает, что место подходит для проживания. «Это достаточно большая площадка, поэтому можно реализовать интересный проект. Она привлекательна с точки зрения инфраструктуры, транспортной доступности, близости к центру. Перезагрузка этой локации станет важным шагом в развитии города. Однако необходимо более детально оценить условия подключения к сетям и другие технические моменты», – отмечает г-жа Андаева.
Генеральный директор «Пермглавснаб» Владимир Занин говорит прежде всего о привлекательности «района ДКЖ». «Потенциально могут быть интересными так называемые «голландские» кварталы. Если грамотно подойти к развитию этой территории, там может появиться интересный микрорайон. Теоретически в районе ДКЖ может быть востребовано жилье разного класса: от «эконома» до «комфорта». Последний вполне уместен, учитывая близость к центру города. Особенно если новая развязка с улицей Строителей обеспечит достаточную транспортную проходимость», – рассуждает он.
Г-н Занин добавляет, что краевая власть должна четко обозначить вектор развития транспортно-пересадочного узла, сформулировать локальные задачи для каждого земельного участка на близлежащей территории. «Тогда бизнес сможет просчитать, интересно это или нет. Нужны понятные правила, и, на мой взгляд, их формирование должно быть в определенной мере публичным. Конечно, посчитать, как изменятся транспортная загрузка улиц и другие параметры, должны специалисты. Но не стоит забывать, что речь идет о принципиальных изменениях планировки города, транспортной сети, а это касается большинства жителей», – отмечает он.