Автор: Татьяна Плетнер
В Перми заметно возросло число объявлений о продаже салонов красоты. Согласно данным на сайте Avito, за последний месяц в городе выставлено на продажу порядка 20 салонов красоты в качестве готового бизнеса. Максимальное число заведений реализуется в Ленинском районе, за ним следуют Дзержинский и Мотовилихинский. Стоимость варьируется от 130 тыс. рублей до 5 млн рублей. Наибольшая часть «готового бизнеса» продается с новым ремонтом. Площадь помещений — от 30 до 100 кв. м.
Самый дорогой «красивый бизнес» выставлен на продажу за 5,1 млн рублей в Дзержинском районе. Продавец отмечает, что коллектив салона полностью укомплектован, новому владельцу искать работников не придется. Самый дешевый салон красоты расположен в Ленинском районе (130 тыс. рублей). Однако здесь хозяину придется подобрать сотрудников самостоятельно.
Продаются и организации «с опытом», и совсем молодые салоны. Так «Шарко центр», выставленный на продажу, открылся чуть больше года назад, 25 марта 2017 года. В объявлении указано, что салон работает на 75% заполняемости, прогнозируемая окупаемость – 17 месяцев. «Есть все – от оборудования до обученного персонала и потока клиентов», — дополняет владелец.
В объявлениях продавцы указывают разные причины продажи — от переезда в другой город до открытия нового салона. Однако в разговоре с Business Class хозяева «мастерских красоты» признаются, что руководить таким бизнесом тяжело. «Поскольку я сама владею салоном уже 13 лет, то теперь точно знаю, что никогда бы не стала покупать такой бизнес. В Перми его сложно вести и поддерживать. Надо либо сокращать мастеров, либо завышать цены, чтобы добиться окупаемости. Некоторые владельцы не рассчитывают своих сил, думают, что салон — очень легкое дело. В итоге оказывается, что это бизнес, который требует постоянных вложений — как материальных, так и моральных», — рассказывает владелец одного из пермских салонов.
На состояние индустрии красоты влияет курс валюты. Поскольку большая часть косметических средств закупается за границей, то с ростом доллара и евро увеличиваются расходы на продукцию. По экспертным оценкам, доля затрат на косметику от всех расходов доходит до 70%.
Исследователи говорят, что ежегодно в России закрывается и разоряется до 20-25% салонов и открывается столько же новых. В результате их число на рынке постепенно увеличивается. Об этом свидетельствуют данные компании NeoAnalytics: в 2016 году объем рынка составил 94,1 млрд рублей и снизился за год на 7,6%, а число салонов в том же году увеличилось на 3,4% и составило 88,1 тыс. заведений.
Руководители салонов красоты отмечают, что сегодня трудности связаны не только с низким потоком клиентов, но и с поиском новых сотрудников. «В Перми существует проблема с персоналом, сложно найти новых хороших мастеров. Это, пожалуй, самая актуальная задача на сегодня», — рассказывают в одном из пермских салонов красоты.
Вопрос с персоналом становится важной проблемой для владельцев, хотя пермские школы красоты каждый месяц выпускают новых стилистов, визажистов и парикмахеров. Причина в том, что значительная часть специалистов предпочитает работать на себя. Все больше мастеров, официально не регистрируясь, делают маникюр, педикюр, стрижку, визаж на дому. «Мне кажется, что в салоны красоты идут в начале своей карьеры для создания клиентской базы. Дальше удобнее работать самостоятельно. Однако здесь также существуют свои нюансы. Если мастер работает на себя, то приходится открывать ИП либо арендовать место, чтобы принимать клиентов. Если визажист/стилист «раскрученный» и имеет хорошую клиентскую базу, тогда он может позволить себе работать на дому или на выезде. Но в любом случае нужно иметь свою точку», — рассказывает визажист Марина Ярина.
Как отмечают мастера, часть новых профессионалов уходит работать в салоны красоты, а другие стараются вести свой бизнес. Однако многие, не выдержав конкуренции и экономического давления, закрывают свое дело. «Сегодня индустрия красоты развивается с бешеной скоростью. Еженедельно выпускаются новоиспеченные мастера. Чаще всего они не решаются идти работать в салон, а выбирают позицию «на дому». Это позволяет беречь время и нервы. Те, у кого серьезные намерения в своем деле, готовы платить аренду в салоне красоты и лишь единицы обдуманно открывают свои мастерские. Иметь свой бизнес — это совсем не плохо, но нужно учесть массу деталей. Для того чтобы салон обрел какое-то имя и клиентов, нужно не меньше трех лет постоянной работы», — комментирует стилист по прическам Ирина Капатская.
Владельцы салонов красоты подтверждают, что мастера «одиночки» составляют конкуренцию в области макияжа, маникюра и причесок. Однако достойными соперниками они их не считают. «Конечно, «домушницы» (так называют специалистов на дому) забирают себе клиентов, но надо понимать, что это клиенты с низким доходом или студенты. Еще 5-7 лет назад не многие женщины могли позволить себе посещение салона красоты, а сейчас услуги доступны на любой кошелек. На мой взгляд, специалисты в направлении косметология и SPA на дому составляют малую конкуренцию, что касается маникюра и визажа, то здесь присутствует соперничество. В ближайшие 5-10 лет в Перми закроются многие «псевдосалоны», — считает владелец салона красоты «Эстетика».