Автор: Ольга Полякова
Российский драматург Нина Садур сообщила, что намерена подать в суд на пермский театр «У моста». По ее словам, театр около 30 лет «эксплуатирует» ее пьесу «Панночка» и при этом 20 лет не платит авторское вознаграждение. Нина Садур также раскритиковала методы работы Сергея Федотова и сам спектакль.
«Алчный и завистливый, не обремененный образованием и культурой ум, взявшись за опасный материал (а «Панночка», вслед за «Вием», опасна, мне ли не знать), неотвратимо рухнул в самое «адово пекло». Вот была «Панночка» (помню первый показ в Москве), мило содранная Сергеем Федотовым с гениальной постановки Сергея Женовача. Но та «Панночка» застила умы всему СССР. Так что... какие претензии к провинциальному самодеятельному театру?
Вот лет через 20 я вновь посмотрела пермяцкий вариант «Панночки». Очень славные актеры, колоритные, искренние, а спектакль тихо опустился в жанр убогого ужастика 90-х. Собственно, уровень Женовача удержать самодеятельному режиссеру Сергею Федотову, конечно, невозможно. Простой, неразвитый ум его воспитан местным Институтом культуры. Аттракцион в летнем «Луна-парке», вот во что выродилась его «Панночка», — написала на своей странице в Facebook драматург.
«Сейчас Федотов подтер все интернетзаписи, где сообщалось, что «Панночка» была тем спектаклем, с которого начался его театр. Теперь это «Вий» Гоголя. Тут простой расчет — не платить драматургу (то есть мне). Но этого не будет. Двадцать с лишним лет бесплатной эксплуатации моей пьесы больше не будет, милый Серж. Впереди у нас агенты, юристы и суд», — предупреждает автор пьесы «Панночка» Нина Садур.
Художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов назвал заявление Нины Садур ложью. «Это бред! 28 лет театр исправно платил в РАО («Российское авторское общество») за пьесу «Панночка». Нины Садур раньше сама рассказывала прессе, что театр «У моста» ей платит. Примерно 2,5 месяца назад агент позвонила в театр и сообщила, что драматург расторгла договорные отношения с РАО. По этой причине необходимо заключить договор напрямую с автором пьесы и увеличить ее процент за прокат спектаклей. В условиях договора также содержалось новое для театра обязательство — заранее извещать о фестивалях и гастролях со спектаклем «Панночка» и перечислять за них определенный гонорар», — пояснил он.
Сергей Федотов отказался рассказать Business Class о том, на сколько процентов потребовала увеличить свой гонорар Нина Садур. «Это не Ваше дело. Это коммерческая тайна», — заметил режиссер.
«Мы не согласились с новыми условиями сотрудничества. Начали работать над собственной инсценировкой по повести «Вий». В новом спектакле используется только текст Николая Васильевича Гоголя, только сюжетные линии из его произведения. Никакого отношения к «Панночке» постановка не имеет. Нина Садур устроила скандал. Сейчас ее очень редко ставят, поэтому она очень держится за «Панночку». Хотела денег получить, а в итоге потеряла и тот заработок, который имела 28 лет», — объяснил суть разбирательств худрук театра.
В «Российском Авторском Обществе» Business Class подтвердили, что Нина Садур регулярно получала вознаграждение за публичное использование ее произведений. Так, с 2005 по 2018 годы только за пьесу «Панночка» ей перечислено несколько миллионов рублей. Из них более половины суммы поступило на основании отчетов пермского театра «У Моста».
«В текущем году Нине Садур в общей сложности начислено порядка полумиллиона рублей. Из них за отчетный период январь - февраль сумма выплаты правообладателю составила чуть менее нескольких сотен тысяч рублей. Данные за март-апрель находятся в процессе обработки. После окончания данной процедуры также будут произведены все необходимые начисления.
Подводя итог — ежегодно сумма выплат Нине Садур составляла более полумиллиона рублей, за некоторые годы сумма достигала около миллионного значения. Порядок сумм всегда варьируется из периода в период и напрямую зависит от частоты использования авторского контента и от отчетной информации, которая поступает в РАО от разных категорий пользователей», — уточняется в комментарии.
«Сергей Федотов неоднократно хвастался, что заработал на «Панночке» миллионы. Так на фестивале в Херсоне в 2011 году, в буфете, Федотов вскричал: «Нина, я куплю тебе кофе! Я заработал на «Панночке» миллионы!» - и рухнул на колени. Но кофе оказался бесплатным. Фестивальным. До какой меры безнаказанности и цинизма может дойти Сергей Федотов в отношении драматурга?» — задается вопросом Екатерина Садур.
По словам дочери драматурга, Екатерины Садур, пермский театр делал отчисления на гонорар Нине Садур в размере 8% и только под давлением РАО. «Сергей Федотов последние около пяти лет выплачивал автору пьесы «Панночка» Нине Садур 8% (от фактического экономического результата использования пьесы), установленных им самим. В 2017 году он перестал платить, что окончательно возмутило драматурга. РАО с большим трудом принудило его выплачивать этот (годичный) долг. Чтобы компенсировать общий материальный ущерб, нанесенный режиссером за предыдущие периоды невыплат — это более 20-ти лет, Нина Николаевна потребовала прибавить 2% к имеющимся 8%», — объяснила суть конфликта Екатерина Садур.
Балетную труппу пермского оперного театра покидают Инна Билаш и Никита Четвериков