Остров зари багровой. Business Class испробовал на себе остров свободы – Кубу

Вернулся в Советский Союз, увидел подпольный ночной клуб, ужаснулся нормам карточной системы и пришел в восторг от архитектурных памятников

Несколько раз в неделю из Москвы в Гавану летают регулярные рейсы. Самый дешевый билет в обе стороны стоит от 60 до 90 тысяч рублей, все зависит от времени бронирования. Перелет длится примерно 11 часов.

Представить социально-экономическое устройство Кубы достаточно легко: стоит просто воскресить в памяти советский союз конца 80-х годов. Экономика планирования демонстрирует весь список своих недостатков и достоинств. Оценить это можно уже в аэропорту, заказывая такси. Таксист на Кубе – очень престижная и высокооплачиваемая профессия. Многие молодые кубинцы мечтают о такой работе, так как она дает возможность ежедневно получать наличные деньги. Еще престижно быть полицейским, военным или чиновником. Учиться, особенно в вузах, повышать квалификацию они не хотят, считая в их ситуации это занятие бессмысленным.

Поездка из аэропорта имени Хосе Марти до центра Гаваны стоит около 20-30 долларов. Метро в городе нет. Стоит отметить, что средняя зарплата кубинцев – около 20 долларов, у топ-менеджеров – в районе 40 долларов.

Призрак СССР.

Экономика страны в 2017 году выросла на 1,6%, не дотянув до плановых 2%. Высокие темпы роста показали въездной туризм и строительная отрасль. Несмотря на это, страна очень напоминает ретро-музей. Оборудование, автомобили, ремонт в помещениях – все застыло на уровне 60-70-х. годов. На улицах легко обнаружить «представителей» старого советского или американского автопрома. Причем они больше напоминают конструкторы, в которых все детали по кругу поменяли несколько раз: поэтому в ржавом корпусе «Форда» стоит двигатель «Тойоты», подвеска «Жигулей», а все остальные – запчасти от «Москвича».

Автомобили могут покрасить в самые удивительные цвета и сдавать в аренду отдыхающим (здесь речь преимущественно о кабриолетах). Поездка по городу получается накладной, в расчете примерно один доллар за один километр. Взять авто в Гаване на сутки без водителя стоит примерно 30-40 долларов. Машину нужно самостоятельно заправить. Цена литра бензина – примерно 1,2 доллара. Так как все нефтеперерабатывающие заводы построены еще в советское время и не модернизировались, то это отражается на качестве кубинского топлива: 92-й в лучшем случае похож на 80-й.

Доллар всемогущий.

Рауль Кастро, бывший первый секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы, разрешил кубинцам заниматься предпринимательством. Однако государство по-прежнему контролирует все сферы бизнеса, сильно развита коррупция, и слишком удачливых частников могут прикрыть в одночасье. «Правительство не хочет конкуренции. Магазины государственные, отели государственные. Бары и магазины платят фиксированные налоги», – объясняют местные жители.

Но они все равно пытаются, руководствуясь поговоркой «голь на выдумку хитра», и стараются заработать на всем. Так, в жилых домах организуют подпольные ночные клубы и ресторанчики – так называемые паладары (paladar). Все это выглядит так: в прихожую на первом этаже делают отдельный вход (или используют окно), ставят столик и продают газировку, дешевый алкоголь, закуски и блюда, в которых даже используются продукты, официально считающиеся исключительной экспортной монополией государства (например, королевские лангусты). Пообедать в паладаре можно примерно за 1-1,5 доллара.

«Из дверей» здесь вообще можно купить почти все, что в дефиците в магазинах. В них же устраивают тату-салоны, парикмахерские и бордели. Возможно, такая торговля даже придает столице особый колорит.

Стоит отметить, что улицы Гаваны и особенно Тринидада — это город-музей у побережья Карибского моря, в целом обладают своим шармом. Их улицы наполнены красивыми, но часто запущенными домами. Так, застройка Тринидада (300 км от столицы) сплошь представлена домами и церквями рубежа XVIII и XIX веков, хранящими атмосферу колониальных времен. Город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и по этой причине наводнен туристами.

Многие здания на Кубе не ремонтируются и не имеют оконных стекол, которые, по здешним меркам, являются большой роскошью. В домах нет и системы отопления. Исключение – район Мирамар, где располагаются правительственные здания, посольства многих стран, дома чиновников, а также клубы. Его полной противоположностью являются трущобы, разворачивающиеся в двух километрах от центра старой Гаваны. Они заставят вздрогнуть даже бывалого путешественника.

Сезон туристов и сезон дождей.

Национальный состав туристических потоков в карибскую страну представлен гражданами США, Мексики и в меньшей степени европейских государств. Из России приезжих мало – не более 100 тысяч человек в год. Предпочтения американцев легко объяснимы: от материка до острова меньше 200 км, которые преодолеваются быстро и за небольшие деньги, около 100 долларов.

После потепления дипломатических отношений с Америкой в последние годы поток туристов в страну увеличился. В 2017 году Кубу посетили примерно 5 млн иностранных гостей, это рекорд. Однако после прихода к власти Дональда Трампа ситуация стала меняться в противоположную сторону.

Разгар туристического сезона на Кубе зимой. Тропический климат и теплое течение Гольфстрим обеспечивают в это время дневную температуру около 20-30 градусов и 16-24 ночью. Комаров и тропических болезней здесь опасаться не стоит. Зимой для них не слишком благоприятные условия: сухо и ветрено. Кроме того, противоинсектицидные меры организуются на государственном уровне: по территории разбрызгиваются химпрепараты. Летом на острове начинается сезон дождей. Сами кубинцы объясняют погодные условия так: утром свежо, к обеду воздух нагревается и начинается ливень, к вечеру все заканчивается. На следующий день цикл повторяется с паузами в два-три дня. Иногда по несколько дней безостановочно идет дождь и дует ветер.

Бедно, но весело.

На Кубе налицо парадокс всех бедных стран, где комфорт обходится дорого. Так, цена за сутки для одного человека в самом дешевом отеле в центре Гаваны составляет около 80 долларов, в среднем по качеству – 250 долларов. Ночлег у «частника» можно найти за 20-30 долларов – многие местные сдают жилье, чтоб подзаработать, но вот о кондиционере и привычных условиях комфорта там можно забыть.

Пляжный отдых турист может искать за 30-40 км от Гаваны на пляжах Варадеро. Это туристический кластер на узком полуострове Икакос, где вдоль 28-километрового Атлантического побережья с красивыми белоснежными пляжами и пальмами расположены отели, спа-комплексы и поля для гольфа. Вероятно, почти райские места можно найти и на каких-то из 1600 островов, окружающих Кубу.

По этой причине большое количество иностранцев используют акваторию для путешествий на яхтах. На зиму они оставляют свой водный транспорт на стоянках в порту. Это объясняется желанием сэкономить, ведь услуга на Кубе стоит гораздо дешевле, чем, например, в Штатах.

Капитолий и фрукты.

Если говорить о достопримечательностях, то столичные жители очень гордятся Капитолием. Здание парламента было построено в 1929 году и выполняло свои функции до 1959 года. Но осмотреть его можно только снаружи: объект давно и бессрочно закрыт на ремонт. В прошлом году российские власти собирались помочь властям Кубы восстановить золотое покрытие купола Капитолия и хотели выделить из бюджета на проектные работы 20 млн рублей. Пока вопрос по финансированию не решился.

Туристам на острове не стоит пренебрегать возможностью попробовать самые разнообразные тропические фрукты, которые стоят здесь достаточно дешево – около 40-60 центов за килограмм. Правда, существующая социалистическая система не позволяет кубинцам обзавестись холодильными установками и запустить современные системы хранения. По этой причине фрукты доступны только в сезоны сбора урожая.


Что туристу хорошо.

Эта страна совмещает две реальности, где туристу предоставляется все лучшее, чего обычные кубинцы никогда не могут себе позволить. Это касается всего: еды, одежды, развлечений, жилья. По этой причине главная мечта каждого кубинца – покинуть страну.

Жители, имеющие в долгосрочной аренде земельные участки, живут достаточно неплохо, так как обеспечивают себя сельхозпродукцией и продают ее в магазины, рестораны. Горожане, а это бросается в глаза, живут плохо, даже с учетом фиксированно низких цен на базовые продукты. Последние некачественные – белый хлеб ближе к серому, молоко похоже на белую воду.

Здесь сохранила жизнеспособность система отоваривания по продуктовым карточкам, хотя местные магазины, мягко говоря, не ломятся от продуктов. Все продукты в дефиците, а когда какие-то товары завозят, то за ними выстраиваются очереди, в которых люди стоят по 6-8 часов. Есть и другая категория магазинов, где за валюту по высоким ценам в любое время можно купить любые товары.

«Карточки дают только работающим. На месяц полагается полкило курицы, пять яиц, хлеб, рис, бобы, кофе. Отоварить их проблематично – или ничего нет, или очередь. Говорить многие боятся, свободы слова нет, везде спецслужбы, а по вечерам действует комендантский час», – рассказывают о своей жизни кубинцы.

А еще они напрочь развенчивают миф о революционере и команданте Кубинской революции 1959 года Че Геваре, которого здесь считают не героем, а убийцей.

В целом кубинцы пусть очень необязательные, но доброжелательные и веселые люди, которые с большой симпатией относятся к русским туристам и мечтают о другой жизни.

На территории страны ходят две денежные единицы:
– на всей территории – неконвертируемое кубинское песо CUP (примерно 25 песо за 1 доллар). Это то, чем выплачивают зарплату рабочим и служащим государственных предприятий. Люди этими деньгами оплачивают свои каждодневные расходы;
– в туристических зонах – конвертируемое кубинское песо CUC. Это заменитель наличного доллара (курс приблизительно 1:1). От обычных песо конвертируемые на вид отличаются тем, что они не одноцветные, а многоцветные и есть надпись convertible.