Автор: Владислав Гордеев
Министр транспорта Пермского края Николай Уханов на круглом столе «РБК-Пермь», посвященному реновации города, сообщил, что власти отказались от планов по строительству третьего моста через Каму в ближайшие годы. Причина в дороговизне – по предварительным оценкам, его стоимость составит 18-20 млрд рублей, эти средства можно использовать более эффективно, говорят власти.
«Очевидно, что транспортных связей в Перми не хватает. Но если Коммунальный мост сейчас перегружен, то Красавинский мост загружен только на 45%. Вместо строительства третьего моста выгоднее разгрузить транспортные потоки с правого берега через улицу Строителей, и тем самым увеличить нагрузку на Красавинский мост», – отметил министр транспорта.
Предполагается, что улица Строителей свяжет микрорайон Парковый с улицей Стахановский, а в будущем – со Второй Вышкой. Реализация этого проекта, по словам министра, должна занять четыре года и завершиться в 2022 году. Проектная документация по первому этапу (ул. Куфонина – ул. Вишерской) находится на стадии госэкспертизы. Второй участок (ул. Вишерская – ул. Папанинцев) также спроектирован, но требует корректировок.
Возведение первого участка улицы Строителей в Перми начнется в 2018 году«Для последних двух участков, от ул. Папанинцев до ул. Локомотивной и от Локомотивной до ул. Стахановской, подготовлено техническое задание. Их проектирование стартует в этом году», – рассказал Николай Уханов. При этом сроки он назвал «суперкороткими», а сам проект охарактеризовал как «самый амбициозный за последнюю пятилетку».
Ранее специалисты рассматривали четыре возможных варианта размещения третьего моста через Каму: мост с выходом на площадь Гайдара; предполагающий соединение с ул. Строителей и транспортно-пересадочным узлом Пермь II; а также в створе ул. Крисанова с выходом в долину реки Егошихи и в створе ул. Смирнова в Мотовилихе. При этом рассматривался вариант его строительства в рамках государственно-частного партнерства. Сейчас в Пермском крае реализуется строительство одного объекта в рамках концессии – Чусовского моста, его ввод запланирован на 2021 год.
Строительство улицы Строителей реализуется в рамках масштабного проекта реновации Перми к 300-летию города. Как пояснил Андрей Головин, член Градостроительного совета Перми, главная идея – объединить исторически сформировавшиеся центры города. «В XIX веке у нас появился центр города в районе Разгуляя, затем в 70-е годы XX века возник второй – эспланада и застройка вокруг нее. Вместо того чтобы формировать третий центр XXI века, необходимо объединить предыдущие», – рассказал г-н Головин.
В рамках реновации планируется размещение важных инфраструктурных проектов – здания Художественной галереи, новой сцены Театра оперы и балета, – а также реконструкция железнодорожного вокзала, строительство транспортно-пересадочного узла, строительство «Пермь Сити» и перенос железнодорожных путей с набережной Перми. Прекратить сообщение между станциями Пермь I и Пермь II власти могут уже в декабре этого года.
Приглашенные на круглый стол архитекторы обратили внимание на нескольких спорных моментах в проекте реновации. Так Виктор Воженников, председатель правления Пермский краевой общественной организации «Союз архитекторов» сказал, что считает Разгуляй сомнительным местом для размещения оперного театра. По мнению архитектора, театр необходимо «задвинуть» вглубь территории, подальше от трамвайных путей.
Архитектор Виктор Щипалкин отметил масштабы проекта, однако порекомендовал снизить детальность проработки плана и рассматривать его поэтапно. Он также назвал отсутствие площади перед театром «градостроительной ошибкой», с чем не согласился Андрей Головин.
«Анализировали опыт планирования многих городов, в том числе и размещение общественных зданий. Так можно покритиковать театры в Милане и Праге, которые также расположены рядом с путями», – привел пример г-н Головин, добавив, что при заглублении здания есть опасность нарушить силуэт города. По его словам, в качестве театральной площади может использоваться и разворотное кольцо на ул. Ленина.
В целом г-н Воженников отметил, что территории под большинство объектов выбраны верно. «Самым положительным моментом является то, что мы, не выходя за рамки территории города, даже центрального планировочного района, уплотняем застройку и получаем большой объем инвестиций и квадратных метров как жилой, так и общественной площади, что очень важно для города», – отметил эксперт. Виктор Щипалкин посоветовал более тщательно проработать каждый участок реновации, а также пожелал увидеть несколько вариантов проекта.