Автор: Кристина Суворова
Как стало известно Business Class, в Пермском институте железнодорожного транспорта могут сократить сразу несколько десятков человек. «Под угрозой увольнения до 60 человек, и хорошо, если количество ликвидируемых ставок получится уменьшить хотя бы вдвое», – сказали представители администрации института журналисту издания в неофициальной беседе. Однако пресс-служба Уральского государственного университета путей сообщения (ПИЖТ является его филиалом) эти факты не подтверждает: «Информация о многочисленном сокращении, в том числе в ближайшее время, является недостоверной».
«Это не опровержение, а давление».
Разговоры о возможных сокращениях вышли за пределы вуза и привлекли внимание общественников. Руководитель общественного родительского движения «Защитим права наших детей вместе» Людмила Елтышева подняла эту тему на своей странице в социальной сети, и вскоре получила от руководства института письмо с требованием в течение суток удалить пост и написать опровержение. При этом в тексте письма не приводится доводов о том, что сокращений не будет.
В письме говорится, что ПИЖТ планирует выполнить план по приему студентов в 2018-2019 году. Однако сообщается, что ежегодно 1 сентября рассматривается вопрос о приведении количества штатных единиц в соответствие с числом обучающихся, и, как правило, эти изменения носят «коррекционный характер». На новый учебный год количество сокращаемых или вводимых ставок не определено, так нет еще данных о фактическом приеме студентов. «Это письмо не попытка опровергнуть якобы надуманные факты, а только требование удалить информацию, которое я рассматриваю как давление», – говорит Людмила Елтышева.
Сотрудники института на условиях анонимности рассказывают о своих опасениях. На вопрос о том, много ли коллег уволилось за последнее время, перечисляют: секретарь, бухгалтер, экономист, заместитель руководителя института, несколько преподавателей…
Официально в УрГУПС сообщают, что с июля 2017-го по май 2018 года в целях оптимизации численного состава ПИЖТ из числа руководящего и обслуживающего персонала сокращено три сотрудника. Однако данные об общем числе уволенных, в том числе «по собственному желанию», в официальном ответе изданию не приводятся.
«Звезд с неба не хватают».
Не подтверждают в вузе и информацию о росте отчислений студентов. «В институте еженедельно проводятся оперативные совещания по профилактике неуспеваемости обучающихся. По статистике, число отчисленных студентов ежегодно сокращается. Каждый факт отчисления обоснован, о чем ставят в известность как студентов, так и их родителей», – сообщили в пресс-службе УрГУПС.
«По сравнению с прошлыми годами отчислено много студентов, – не соглашаются собеседники «bc» в ПИЖТ. – Успеваемость очень низкая, вот и выгоняют за двойки. Да и те, кто остается, звезд с неба не хватают. Часто приходится слышать жалобы знакомых из РЖД на низкий уровень образования выпускников, – делится одна из сотрудниц ПИЖТ. – Я работаю здесь почти десять лет. Беспорядка всегда было немало, но в последнее время атмосфера в институте стала намного хуже», – говорит она.
Интересное место.
«Почему готовится сокращение штата института? На железной дороге нет рабочих мест, ей не нужны кадры, а институту не нужны преподаватели?», – задается вопросом Людмила Елтышева. Есть у нее и другое предположение: «А может быть, дело в том, что будущих железнодорожников учат в корпусах, которые находятся на интересной для властей территории?». Институт располагается в двух исторических зданиях на пересечении улиц Максима Горького и Монастырской – рядом с веткой железной дороги, где в декабре планируют закрыть движение. Корпуса института находятся около завода «Ремпутьмаш», который сегодня из производственной площадки уже превращается в культурную.
Ранее СМИ сообщали, что ПИЖТ планирует участвовать в одном из проектов, обсуждаемых в связи с реновацией центра города. Речь идет об идее строительства детской железной дороги. «Пермский институт железнодорожного транспорта готов выделить территорию для размещения учебной инфраструктуры возле Перми I. Состав может останавливаться прямо на исторической платформе вокзала. Рассматривается вариант прокладки маршрута в сторону Мотовилихинских заводов и организации разворота на прилегающей к предприятию территории», – рассказывал в марте этого года Андрей Головин, руководитель проектов бюро MLA+.
Спустя месяц заместитель председателя правительства Пермского края Михаил Сюткин говорил о дилемме, стоящей в этой связи перед властями: «С одной точкой прохождения детской железной дороги вроде все понятно – это Пермь I. А дальше задача: в какую сторону пустить пути, чтобы ДЖД «дружила» с другой транспортной инфраструктурой, предположим, с трамваем, с пешеходным движением. Было бы здорово проложить ее по видовой части набережной, но это означает наложить практически те же самые ограничения, что у обычной железной дороги», – отмечал он. Еще месяц спустя в краевом минтрансе комментируют коротко: вопрос в стадии обсуждения.
Из УрГУПС на запрос «bc» по этому поводу сообщают: «Проект размещения учебной инфраструктуры детской железной дороги за счет сокращения площадей для образовательной деятельности института не соответствует действительности». Заметим, что в запросе этого и не утверждалось, а был лишь задан вопрос: «Не повлечет ли участие в проекте сокращения площадей?».
Сначала школа, а потом?
Опасения за судьбу института усиливаются ввиду внутренней социальной политики, проводимой сегодня РЖД. В начале 2018 года компания приняла решение о реорганизации 118 учебных заведений образовательных учреждений, находящихся на балансе ОАО РЖД. В числе этих заведений оказалась и пермская школа-интернат №12 для детей работников железной дороги. Ребята там не только учились, но и жили, пока родители находились в длительных разъездах. Людмила Елтышева предполагает, что реорганизация может коснуться и ПИЖТ. «Все в совокупности – закрытие школы, закрытие железнодорожного движения и информация о возможных сокращениях в институте наводят на эту мысль», – пояснила она.
А в головном вузе говорят, что «как и любой престижный вуз, ПИЖТ УрГУПС нацелен на развитие. Сегодня востребованность специалистов, выпускаемых институтом, достаточно высокая. Серьезным партером вуза и крупнейшим работодателем является ОАО «РЖД», где студенты не только проходят производственную практику, но и в последующем трудоустраиваются…».
Пермский институт железнодорожного транспорта приобрел статус высшего учебного заведения в конце 2007 года – тогда объединили филиал УрГУПС и Пермский техникум железнодорожного транспорта. История последнего началась еще в 1881 году, спустя всего три года как в Перми появилась железная дорога. Учредителем УрГУПС является Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), которое подчиняется Министерству транспорта.